Обзор рынка гостиничной недвижимости Москвы: предварительные итоги 2012 года и прогноз
Москва, 12 декабря 2012 года – Эксперты компании Jones Lang LaSalle Hotels представляют результаты исследования рынка качественных гостиниц Москвы. В числе основных выводов:
В течение 2012 года в Москве были введены всего две гостиницы с совокупным номерным фондом в 253 единицы. Оба объекта относятся к сегменту гостиниц среднеценового сегмента; С 2002 года объем гостиничного рынка Москвы вырос на 60%, однако российская столица по объему качественного предложения все еще отстает от других крупных столиц региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка); Девелоперская активность в гостиничном сегменте замедлилась, до конца 2015 года можно прогнозировать ввод всего 5 000 новых номеров; Показатель ADR (средняя цена за номер в сутки) на московском рынке остается одним из наиболее высоких в регионе EMEA – за первые 10 месяцев года он составил в среднем 188 долл. в сутки. Инвесторы проявляют интерес к гостиницам уровня 3-4 «звезды» стоимостью 40-50 млн долл. и ожидаемой доходностью 9-11%. За исключительные объекты покупатели готовы платить более высокую цену.Предложение
По данным компании Jones Lang LaSalle Hotels, объем рынка гостиниц современного стандарта в Москве сейчас насчитывает порядка 15 250 номеров. В течение 2012 года в столице были введены всего две гостиницы – Azimut Moscow Tulskaya Hotel на 144 номера и Mercure Arbat Moscow на 109 номеров. Оба объекта относятся к категории Mid-market. В результате доля сегмента Mid-market в структуре рынка достигла 35%, но около половины рынка по-прежнему занимают гостиницы уровня 4-5 «звезд» (Upscale, Upper Upscale и Luxury).
Структура гостиничного фонда Москвы современного стандарта
Источник: Jones Lang LaSalle Hotels
Марина Усенко, Исполнительный вице-президент и Руководитель Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ, прокомментировала: «В уходящем году московский рынок качественных гостиниц пополнился всего на 253 номера, что является самым низким значением за последние семь лет. Наибольший объем ввода с начала 1990ых гг. пришелся на 2010-2011 годы, когда в российской столице появилось почти 3500 новых гостиничных номеров. За последнее десятилетие объем рынка отелей современного стандарта вырос на 60%, но, несмотря на такую значительную динамику, Москва по сравнению с другими крупными городами региона EMEA все еще остается недостаточно обеспеченной гостиницами».
Источник: Jones Lang LaSalle Hotels
*Гостиницы современного стандарта
**Официальная статистика (около 39 тыс. номеров)
Источник: Jones Lang LaSalle Hotels
Марина Усенко добавила: «Учитывая, что стандартный период реализации гостиничного проекта в Москве занимает 4-5 лет, девелоперы проектов, находившихся в продвинутой стадии и застигнутые врасплох разразившимся кризисом, были вынуждены продолжать строительство, несмотря на финансовые трудности и неопределенности, связанные со сроками возможного выздоровления национальной экономики. В результате за 2010-2011 гг. объем номерного фонда современного стандарта по сравнению с 2009 годом увеличился на 30%, причем большинство новых номеров соответствовали стандарту высокой категории – Upscale, Upper-upscale и Luxury.
В настоящее время девелоперская активность в гостиничном сегменте рынка остается вялотекущей – на различных стадиях реализации до конца 2015 года находится порядка 20 проектов с номерным фондом всего в 5 000 единиц. Около 65% – 3,2 тыс. комнат, заявленных на 2013-2015 годы, относятся к сегментам Economy и Mid-Market. Однако многие из заявленных проектов являются «бумажными», что повышает риски задержки сроков их ввода в эксплуатацию или незавершения в принципе».
Спрос
Несмотря на усилия московских властей по превращению столицы в привлекательный туристический город, основным центром притяжения туристов в России по-прежнему является Санкт-Петербург. В Москве же структура спроса остается неизменной: основной спрос на гостиничное размещение обеспечивают бизнесмены. По данным официальной статистики, бизнес-клиентура обеспечивает порядка 42% ночевок в городских средствах размещения, в то же время, по собственным оценкам Jones Lang LaSalle Hotels, в гостиницах современного стандарта бизнесмены могут генерировать до 80% ночевок.
Марина Усенко отмечает: «Показатели московских отельеров напрямую зависят от активности бизнеса и числа командировок, а значит – от состояния мировой экономики и ситуации в Еврозоне. Президентские выборы в России и связанные с этим политические выступления сдерживали бизнес-поток в столицу в начале года. Поддерживать выручку на высоком уровне гостиницы в 2012 г. могли, в основном, за счет наращивания объемов загрузки, тогда как предпосылок для стремительного повышения цен (ADR), как это было в прошлом году, отельеры, по их собственному признанию, не видели. В случае отсутствия положительных изменений в глобальной экономике и в экономике ЕС, ближайшего соседа России и одного из самых серьезных деловых партнеров, в частности, предпосылок к убедительному росту цен в ближайшей перспективе не просматривается».
Динамика средних показателей гостиниц Москвы
4,782
5,338 6,910 7,991 8,453 8,152 6,337 5,338 5,678 5,905 RevPAR, руб. 2,906 3,299 4,052 5,086 5,786 5,807 5,282 3,606 3,411 3,690 4,065F - Прогноз
Источник: Jones Lang LaSalle Hotels, STR Global
В январе-октябре 2012 года загрузка московских гостиниц в среднем составила 68,1%, что на 5,1% выше, чем в аналогичный период прошлого года. Самый высокий показатель зафиксирован в сегменте Upper-Upscale – 76,7% (годом ранее – на 2,9% ниже) и в Mid-market – 72,5% (+4,8% по сравнению с годом ранее). В то же время в показатель ADR (средняя стоимость проживания) в целом увеличился всего на 4% в рублях, до 5 825 руб. против 5 602 руб. в январе-октябре 2011 года, а в долларах показатель упал на 3,2% до 188 долл. Рублевые цены выросли во всех сегментах за исключением Mid-market, в котором отмечено снижение ADR на 1,8%.
В результате наращивания объемов загрузки отельеры смогли увеличить RevPAR (доходность на номер) на 9,3% до 3 965 руб. Наибольший рост зафиксирован в сегменте Luxury – с 6 589,3 руб. в январе-октябре 2011 года до 7 390 руб. в аналогичном периоде текущего года (+12,1%). Самая низкая динамика показателя - в сегменте Mid-market (рост всего на 2,9% до 3 606 руб.).
Марина Усенко заявила: «Тем не менее, в отношении средней цены номера московский рынок остается одним из наиболее дорогостоящих в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Недавний стремительный рост номерного фонда вряд ли позволит гостиницам увеличивать стоимость проживания прежними темпами, однако операционная доходность гостиничного бизнеса в Москве остается очень привлекательной по сравнению с другими рынками региона, в первую очередь, на фоне более низких операционных расходов».
Источник: Jones Lang LaSalle Hotels
Инвестиции
Хотя с точки зрения привлекательности для вложений Москва остается рынком №1 в России, инвестиционный гостиничный рынок столицы все еще нельзя назвать развитым, поскольку ограничено не только количество объектов, пригодных к продаже, но и число инвесторов.
Марина Усенко говорит: «Тем не менее, за последние полтора года интерес инвесторов к гостиничному рынку – преимущественно к московскому – значительно вырос, причем как к действующим объектам, так и к находящимся на финальных стадиях завершения. Наибольший интерес представляют объекты стандарта 3-4 «звезды» стоимостью 40-50 млн долл., хотя в принципе инвесторы готовы приобретать и отели более высокого класса или уникальные объекты, если таковые появляются на рынке. Ожидаемая доходность для действующих гостиниц Москвы варьируется в пределах 9-11%, но некоторые из закрытых сделок указывают на готовность платить и более высокую цену за исключительные объекты».
О компании Jones Lang LaSalle Hotels
Jones Lang LaSalle Hotels - международная компания, оказывающая консалтинговые и инвестиционные услуги в области гостиничной недвижимости и индустрии гостеприимства. Мы предоставляем консультации по приобретению, управлению финансами, оценке, инвестиционным продажам и управлению активами отелей класса люкс, отелей средней и бюджетной категорий, небольших отелей и пабов – от единичных активов до крупных портфелей и многофункциональных объектов.
За последние 5 лет мы предоставили услуги по консалтингу и оценке в рамках более 4 000 гостиничных проектов. Мы заключили сделки по продаже, приобретению и финансированию гостиничных объектов общей стоимостью свыше 30 млрд долл., показав самый высокий результат среди компаний, работающих в секторе гостиничной недвижимости. 265 экспертов рынка гостиничной недвижимости работают в 44 офисах в 20 странах мира, благодаря чему мы обладаем максимально широкими деловыми связями по всему миру. Благодаря профессиональным исследованиям – ежегодно мы готовим 75 аналитических отчетов – и опыту работы, мы знаем особенности рынка на всех уровнях, участников рынка и знаем, как достичь оптимального результата.
Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.joneslanglasallehotels.com
Информация о компании Jones Lang LaSalle
Jones Lang LaSalle (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке коммерческой недвижимости. Оборот компании в 2011 году составил 3,6 миллиардов долларов США. Jones Lang LaSalle имеет свыше 200 представительств по всему миру, работающих на рынках более чем 1 000 городов в 70 странах. Jones Lang LaSalle является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью – портфель компании составляет около 195 миллионов кв. м по всему миру. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью 47 миллиардов долларов.
В России и странах СНГ Jones Lang LaSalle представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Алматы. В 2004, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва и премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 году.
Более подробную информацию о компании можно найти на сайте http://www.joneslanglasalle.ru
12 декабря 2012 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.