Регионы ставят рекорды: ввод ТЦ вырос более, чем в 2 раза
CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, проанализировала объемы ввода торговых площадей в регионах РФ. В прошлом году в региональных городах, без учета рынка Санкт-Петербурга, было открыто 560 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости. Это в 2,2 раза больше, чем в 2018 году, однако по-прежнему значительно меньше, чем в период 2012-2015 годов, когда показатель превышал миллион кв. метров в год.
По нашим прогнозам, увеличение объемов ввода продолжится. В текущем году к открытию заявлено около 640 тыс. кв. м. Однако фактический объем ввода в эксплуатацию может быть меньше, так как восемь из 14 торговых центров анонсировали свое открытие в 4 кв. 2020 года. Следовательно, есть вероятность, что открытие этих объектов может быть перенесено.
Традиционно, города с численностью населения более полумиллиона человек формируют 60 % объема нового ввода. Почти 40 % новых площадей в прошлом году были открыты в небольших городах с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек. В течение последних пяти лет такие небольшие города были востребованы девелоперами в гораздо меньшей степени: их доля в общем объеме строительства не превышала 15 %.
Ввод торговых площадей в разрезе групп городов, тыс. кв. м.
Порядка 33 % объема введенных в 2019 году торговых площадей (185 тыс. кв. м) расположены в городах Дальнего Востока - Владивостоке, Хабаровске, Уссурийске и Южно-Сахалинске. Дальний Восток интересен для девелоперов его "ненасыщенностью" при относительно высоком уровне благосостояния граждан: федеральный округ находится на третьем месте по уровню заработной платы после ЦФО и СЗАО. Также для региона характерен низкий уровень развития онлайн-торговли: 3 % от общего количества заказов.
Более 50 % объема торговых площадей, заявленных к открытию в 2020 году, расположены в Приволжском федеральном округе. Строительство ТЦ в Перми, Нижнекамске, Кирове обусловлено отсутствием качественного предложения в этих городах. В Казани средний возраст профессиональных торговых центров составляет 12 лет, в связи чем город испытывает потребность в новых проектах с современной концепцией.
Распределение предложения ТЦ в России
Ритейл в регионах
- В 2019 году продажи отечественных fashion-ритейлеров снизились на 3-4 %. Ключевыми факторами, влияющими на fashion-рынок, по-прежнему остаются макроэкономические факторы.
- Более 10 тыс. кв. м классических фудхоллов было открыто в регионах в 2019 году. Объем предложения данного формата удвоится уже в 2020 году и достигнет 20 000 кв. м. Для сравнения, в Москве объем предложения составляет около 75 000 кв. м. Среди городов, где уже работают и планируют открыться фудхоллы - Сочи, Воронеж, Хабаровск, Екатеринбург, Казань, Пермь, Новосибирск.
- Развитие гипермаркетов практически прекратилось. Auchan, Metro приостановили экспансию и разрабатывают новые стратегии по оптимизации. X5 Retail Group к началу 2021 года планирует преобразовать гипермаркеты "Карусель" в супермаркеты большого формата, а часть закрыть. Региональная сеть "Эссен" закрыла несколько гипермаркетов в Казани и Йошкар-Оле. Снижение популярности гипермаркетов, в том числе, связано с агрессивной экспансией формата "магазин у дома". Так, например, в городах Дальнего Востока появился "Дикси" при поддержке регионального партнера - "Фреш 25".
- В 2019 году продажи электроники и бытовой техники в России выросли на 2,9 % (источник - GFK), что поддерживалось потребительским кредитованием и консолидацией спроса в период распродаж и сезонных праздников. Игроки рынка продолжают тестировать новые форматы: вслед за магазинами m_mobile площадью 250-300 кв. м, М.Видео совместно с МТС запланировали открытие магазинов площадью 100 кв. м. DNS продолжает развивать универсальные форматы в небольших и средних городах. Доля онлайн-продаж в сегменте выросла с 18 % в 2016 году до 25 % в 2019.
- Если говорить о сегменте DIY, то в 2019 г. Leroy Merlin анонсировал развитие магазинов нового формата площадью от 1 500 до 2 000 кв. м в региональных городах ЦФО. О планах запуска магазинов малого формата также объявила сеть "Максидом".
- Сокращение площадей DIY-магазинов связано с планами ритейлеров по увеличению доли продаж через онлайн-каналы. "Петрович" продолжает развивать омниканальную систему продаж: в прошлом году ритейлер не открывал новых торгово-строительных центров, а рост оборота онлайн-продаж сети составил 46 %.
Михаил Рогожин, директор отдела региональных торговых помещений CBRE:
В перспективе ближайших двух лет мы увидим активное развитие торговой недвижимости в городах Приволжского федерального округа. Крупные проекты реализуются, например, в Казани ("Казань Молл" 53 тыс. кв. м), Перми ("Планета" 83 тыс. кв. м), Кирове ("Время Простора, 2 фаза - 60 тыс. кв. м), а также в Самаре и Нижнекамске. Для целого ряда региональных городов сегодня характерно отсутствие действительно качественного предложения, при этом покупательская способность населения позволяет реализовать достаточно эффективный проект.
ТЦ, открытые в региональных городах в 2019 г.
О компании CBRE:
Компания CBRE Group, Inc. (NYSE:CBRE) со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе входит в рейтинги Fortune 500 и S&P 500 и является крупнейшей компанией в мире, оказывающей услуги в сфере коммерческой недвижимости (по размеру годового оборота в 2018 году). Компания насчитывает более 90 000 сотрудников в более чем 480 офисах (исключая аффилированные компании) и оказывает услуги владельцам недвижимости, инвесторам и арендаторам по всему миру. CBRE предлагает своим клиентам широкий спектр услуг, включая услуги по управлению недвижимостью и проектами; услуги по управлению инвестициями; услуги по оценке; услуги по продаже и сдаче в аренду; стратегическому консалтингу; привлечению кредитования; услуги по девелопменту.
13 февраля 2020 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.