Проект на Карповке, 27. Реновационные процессы исторического центра Петербурга. Интервью с автором проекта Н. И. Явейном
Проект в целом уже одобрен Градсоветом и находится в стадии окончательной доработки. О том, что предопределяет новую архитектуру исторического центра, мы поговорили с Никитой Явейном, руководителем архитектурного бюро «Студия 44» и автором проекта на Карповке.
- Никита Игоревич, как вы охарактеризуете Петроградский район с точки зрения архитектуры? Как он развивался исторически, и что происходит сейчас?
- Петроградская сторона – хоть и старейший район исторического Петербурга, но в то же время самый молодой: масштабное строительство здесь началось только в 1904 году после возведения Троицкого моста. Замечу, что в первой трети ХХ в. Каменный остров был плацдармом для архитектурных экспериментов: тут оттачивали свое мастерство будущие корифеи модерна, неоклассики, конструктивизма. Архитектурная ткань Петроградки – не такая регулярная, как в Центральном районе, но, возможно, именно в этой хаотичности секрет ее своеобразного очарования. Притом что район плотно застроен, резервы для реконструкции и развития здесь немалые: я имею в виду преобразования бывших промзон и внутриквартальных территорий. И если с промзонами справляются крупные инвесторы, то помочь людям, живущим в аварийном флигеле крошечного двора-колодца, могут только городские программы. Насколько я понимаю, такая программа для Петроградского района будет составлена вслед за территориями Коломны и Конюшенной площади. Наш проект жилого комплекса на Карповке как раз относится к первой категории и интересен прежде всего своей концепцией, которую определяет уникальное местоположение.
- Какие архитектурные задачи стояли перед вами, как перед автором проекта на Карповке?
- Сложность этого проекта заключалась в том, чтобы связать воедино очень разные по характеру архитектурные периоды. На небольшой территории сосредоточено несколько объектов культурного наследия: корпуса мебельно-столярной фабрики Мельцера, здание кинематографа «Гранд-Палас» и Дом Корлякова. Дом Корлякова, построенный в 1820-е гг. - самое старое здание на участке, чудом уцелевший памятник эпохи классицизма – дает представление о прежней малоэтажной застройке Аптекарского острова, когда он еще был дачным пригородом. В определенной степени сказанное относится и к кинематографу «Гранд-Палас» - это строение имеет аналогичную датировку, но было реконструировано в 1912–1913 гг. В целом, можно сказать, что застройка участка сложилась до строительства Троицкого моста, то есть задолго до того, как Каменноостровский проспект стал одной из самых импозантных улиц Санкт-Петербурга. Мы постарались, с одной стороны, сохранить камерные исторические дома, с другой – подхватить масштаб и величественный строй Каменноостровского проспекта. Для нас важно, чтобы новая архитектура впитала родовые признаки места, его индустриальную краснокирпичную эстетику. В проекте на Карповке все эти задачи мы привели к единому знаменателю.
- Какими критериями вы руководствовались, разрабатывая объемно-пространственную композицию здания?
- Предлагаемое нами объемно-пространственное решение возрождает к жизни модель образцовых жилых комплексов начала XX века. Их непременным атрибутом был курдонер – озелененный парадный двор, отделенный от улицы сквозной оградой с воротами. Больше всего домов с курдонерами было построено на Петроградской стороне, они стали ее отличительной особенностью. Назову лишь несколько примеров: доходный дом Лидвалей на Каменноостровском пр., 1-3; так называемый «дом трех Бенуа» на Каменноостровском, 26-28; жилой дом 2-го петербургского товарищества для устройства постоянных квартир, расположенный поблизости от фабрики Мельцера, на набережной реки Карповки, 19.
Будущий жилой комплекс NCC, над проектом которого мы ведем работу, тоже обращен на Карповку двором-курдонером. Но это не только дань традиции. У такого композиционного приема есть ряд нестареющих преимуществ. Во-первых, курдонер позволяет сочетать высокую плотность застройки с хорошей инсоляцией и видовыми характеристиками квартир. Во-вторых, благоустроенное и озелененное придомовое пространство активно взаимодействует с городским окружением. И если у исторических прототипов двор служил для подъезда экипажей к парадным, то теперь с устройством заглубленных паркингов он становится целиком местом отдыха и пешеходных прогулок. В нашем предложении курдонер довольно глубокий – его длина 80 м. При ширине двора 18 м и отметке карнизов, обрамляющих двор зданий, на уровне 17,5 м, в итоге получается комфортное пространство с классическими пропорциями.
Что касается архитектуры фасадов, то она подчеркнуто внестилевая. Вместе с тем в ней ненавязчиво звучит перекличка с северным модерном и с индустриальным («кирпичным») стилем конца XIX – начала ХХ века. Это тем более уместно, что смысловой и пластической доминантой двора будет отреставрированная фабричная труба.
- Помимо трубы на площадке располагается сразу несколько исторических объектов, разных по стилю и фасадным материалам. Как они будут вписаны в рамки нового проекта?
- Да, труба – не единственный хранитель памяти места. Созданию проекта предшествовала доскональная историко-культурная экспертиза участка. Все здания-памятники на этой территории тщательно изучены, определены предметы охраны. Задача архитектора и застройщика – сохранить и воссоздать все ценное и дать старинным зданиям новое назначение. В производственных корпусах по наб. р. Карповки и ул. профессора Попова со второго по верхние этажи можно расположить квартиры, на первых этажах – коммерческие площади. Все конструкции мы сохраним по всей ширине корпусов. Дом Корлякова на углу Каменноостровского и Карповки правильно отдать под общественные нужды (торговлю, сервис) – он должен работать на город. Лицевую капитальную стену кинематографа «Гранд-Палас» мы предлагаем интегрировать в фасад нового корпуса по Каменноостровскому проспекту в качестве декоративного элемента.
- Заказчик проекта на Карповке компания NCC известна принципами экодевелопмента. Какие еще требования выдвигал вам шведский концерн?
- «Студия 44» не в меньшей степени нацелена на проектирование экологичной и «устойчивой» архитектуры. Тем лучше для конечного результата, когда и заказчик, и архитектор придерживаются одних принципов. Сегодня немного рано говорить о конкретных технических решениях по сокращению водопотребления или рекуперации тепла – они будут заложены в проект на следующих этапах работы. Цели экономии энергии, например, служит и форма здания, и его оптимальная ориентация по сторонам света. Для снижения теплового эффекта мы предлагаем озеленение кровли.
По стандартам «устойчивой» архитектуры все необходимые сервисы должны находиться внутри дома. В проекте первый этаж комплекса по всему периметру предназначен для сдачи в аренду под офисы, торговлю, сервис, рестораны, фитнес-клубы, частные воспитательные учреждения и т. д.
Текст: Мария Погодина
7 августа 2013 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.