Главная \ Пресс-релизы компаний
Эксперты: креативные проекты преобразят пространство Петербурга
Что делать, чтобы в Петербурге появились креативные пространства, и к каким решениям в этой сфере готовы прислушаться городские власти? Эти ключевые вопросы поднял модератор круглого стола, телеведущий «5 канала» Роман Герасимов, открывая круглый стол.
Работа городской администрации должна быть незаметной, но конкретной и эффективной, в том числе в вопросах создания креативных пространств – такой принцип озвучила в своём выступлении первый заместитель председателя Комитета по инвестициям Светлана Коган. По её словам, на данный момент существуют городские программы по созданию креативных пространств. Смольный рассматривает с этих позиций самые разные территории города, в числе наиболее известных – Апраксин двор. Предполагается, что креативные пространства станут точками притяжения для туристов, посещающих город, однако их создание предполагает комплексный подход. Кроме того, при организации креативных пространств в историческом центре город или инвестор неминуемо столкнётся с соответствующими ограничениями, так что, как подчеркнула Светлана Коган, к каждой креативной площадке надо подходить индивидуально.
Глава департамента дизайна и архитектуры голландского города Эйндховен Кис Донкерс рассказал участникам круглого стола о своём опыте создания креативных пространств и преобразования городской территории. По его словам, двадцать лет назад Эйндховен считался одним из самых некрасивых городов Голландии. Тем не менее, удачное расположение города сделало его своего рода «мозговым центром», привлекло к нему творческих молодых людей, которые смогли дать ему новую жизнь. Стартом для городских преобразований стала защита «Белой дамы» - промышленного здания, принадлежавшего компании Philips. Собственник планировал снести здание, однако усилиями членов инициативной группы бывший промышленный объект превратился в креативный кластер и лофт-жильё. Планирование и создание подобных площадок, по словам Киса Донкерса, привлекло как творческих студентов, так и бизнесменов, которые согласились финансировать новые проекты. «Милое голландское Пикалёво» - прокомментировал рассказ зарубежного эксперта Роман Герасимов.
Генеральный продюсер гастрономического фестиваля «ОДА ЕДА» Артём Балаев выдвинул идею создания фуд-коворкинга. По его словам, сейчас в Петербурге существует значительный спрос на гастрономические проекты, и в то же время далеко не все молодые предприниматели могут себе позволить открыть ресторан. Фуд-коворкинг, по замыслу Артёма Балаева, мог бы стать площадкой, арендовав которую, любой желающий мог бы попробовать себя в качестве ресторатора или метрдотеля.
О своих проектах участникам дискуссии рассказал и креативный директор лофт-проекта «Этажи» Савелий Архипенко. Проекту «Этажи» уже восемь лет, за это время он успел стать узнаваемым в Петербурге брендом. На данный момент он включает в себя около 3 000 квадратных метров выставочных и коммерческих пространств. «Мы зарабатываем достаточно, чтобы тратить деньги на выставочную деятельность», - заявил Савелий Архипенко.
Любые креативные инициативы должны быть тесно связаны с бизнес-процессами, считает президент St Petersburg Design Week, Руслан Чернобаев. По его словам, каждый творец хочет, чтобы у него был свой грамотный менеджер. Основная проблема классических российских школ дизайна в том, что они готовят специалистов, не готовых к реальной жизни, а любые «индустрии», в том числе и креативные, должны начинаться с грамотного менеджмента. Руслан Чернобаев уверен, что только такой подход обеспечит проекту и доход, и развитие, и успех, так что просить деньги у меценатов не потребуется. Деньги придут в виде инвестиций.
Креативные пространства могут возникать и не от хорошей жизни, отметил генеральный директор компании «Maris в ассоциации с CBRE» Борис Мошенский. По его словам, креативный кластер может развиться на территории, которая неинтересна для «классического» девелопмента, к примеру, строительства жилья, или же у этой территории есть значительные ограничения на использование. Так, в отличие от проекта в Нидерландах, представленного Кисом Донкерсом, в России законодательно запрещено использовать здания промышленного назначения в качестве жилых. С экспертом согласилась директор по инвестициям и консалтингу «London Real Invest» Екатерина Марковец, которая отметила, что креативные пространства зачастую создают «от безысходности», к примеру, в зоне ограничений, введённых КГИОП.
Борис Мошенский считает, что значительное число петербургских креативных объектов носит временный характер, и «на века» останутся лишь единицы. Тем не менее, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели уверена, что петербургским проектам просто нужны талантливые менеджеры и поддержка со стороны города. По её словам, в последнее время вышло около 300 законодательных актов, регулирующих сферу малого бизнеса, однако ни одного финансового инструмента, поддерживающего стартапы, они не предусматривают. Ещё одной проблемой развития креативной индустрии, по мнению Елены Церетели, остаётся консерватизм мышления горожан. «Надо учить людей воспринимать новое», - заявила она. Залог успеха голландского проекта, представленного Кисом Донкерсом, в том, что горожане позволили себе «поверить креативу».
Как определить потенциал креативного проекта? На этот вопрос постаралась ответить советник Председателя СЗБ ОАО «Сбербанк России» Татьяна Логинова. По её словам, любой креатив должен создавать определённую стоимость. Для того чтобы получить финансирование, необходимо сформировать внятную концепцию, которая будет подразумевать окупаемость проекта. Эксперт обратила внимание участников дискуссии на идею креативного подхода к индустриальным проектам. Для развития этой идеи, к примеру, существует программа Сбербанка по развитию индустриальных парков. С мнением, что креатив – это не только культура и искусство, согласился генеральный директор GS Group Константин Аксёнов. Он напомнил участникам круглого стола, что промышленные разработки и IT-решения также можно считать креативными.
Ещё одной важной темой, которую обсудили в ходе дискуссии, стало преобразование городской среды с помощью креативных объектов. В качестве примера председатель совета директоров «Завода слоистых пластиков» Дмитрий Зайцев привёл открывшийся на территории предприятия Музей уличного искусства. По его мнению, этот некоммерческий проект позволит повысить привлекательность Красногвардейского района Петербурга – депрессивной территории, жители которой предпочитают посещать объекты культуры в центре города.
Что нужно получить креативному проекту от чиновников? Этот вопрос стал основным при обсуждении вариантов сотрудничества петербургской администрации с потенциальными авторами новых креативных пространств. Выяснилось, что от города нужны зачастую отнюдь не деньги. По словам Екатерины Марковец, необходимо прежде всего само пространство, площадка для реализации проекта. Участники дискуссии отметили, что перспективной формой сотрудничества для развития креативных проектов могло бы стать государственно-частное партнёрство. Однако Светлана Коган отметила, что в настоящее время данный механизм применяется главным образом в инфраструктурных проектах, таких как развитие аэропорта «Пулково» и строительство платной магистрали «Западный скоростной диаметр». По мнению Светланы Коган, необходимо сформировать единую программу создания креативного кластера в Петербурге и обеспечить ей единый менеджмент.
Предложения, прозвучавшие в ходе круглого стола, предполагается включить в итоговый документ, который будет передан в Смольный и использован при создании единой программы развития креативной индустрии.
2 июля 2015 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.