Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Есть ли жизнь у офисного рынка после пандемии?

На вебинаре эксперты рынка обсудили актуальные вопросы, касательно офисной недвижимости, а также сравнили кризисы 2008-2009 и 2014-2015 гг. с текущей ситуацией, обсудили, какие уроки были вынесены из кризисов предыдущих лет и насколько они применимы сейчас.

Если до 2008 года помещения сдавались без отделки, арендные договоры в валюте были обычной практикой, то к 2016 году изменился подход к формированию ставки, 90 % арендных ставок фиксировалось в рублях, все чаще арендаторы и арендодатель стали оперировать ставкой all-in. А с учетом возросшей до 30 % вакансии офисных помещений в ММДЦ «Москва-Сити», арендаторы могли рассчитывать на более выгодные коммерческие условия по договорам, местами снижение ставки доходило до 30-40 %. Арендаторы неохотно шли на заключение договоров на площади «под отделку», арендные каникулы на подобные помещения значительно увеличились.

Во время кризисов прошлых лет удаленный режим работы был скорее исключением из правил, а сейчас малый и средний бизнес твердо уверен, что часть сотрудников можно оставить дома на постоянной основе.

После пандемии 2019-2020 гг. рынок недвижимости уже не будет прежним. В начале 2019 года заполняемость флагманского объекта «Р7 Групп» - бизнес-центра «Северная Башня» в «Москва-Сити» была максимально приближена к 100 %, была сформирована четкая концепция здания, принципы и подходы к сдаче его в аренду. Перевес в арендных отношениях впервые за многие годы вновь оказался на стороне арендодателя. Но кризис внес свои коррективы, и часть сделок, открытых на начало марта, остаются в подвисшем состоянии до сих пор.

Текущий кризис, скорее всего, внесет существенные изменения в условия договоров, появятся новые принципиальные пункты, какие именно? Покажет время. Впервые государство приняло активное участие во взаимоотношениях Арендодателя и Арендатора, предоставив последнему право одностороннего выхода из договора. Насколько это будет применимо и как отразится на рынке в целом, однозначной позиции пока нет. Сейчас благополучие как арендодателя, так и арендатора напрямую зависит от способности договариваться и учитывать интересы обеих сторон.

Однако, не стоит ожидать, что после завершения режима самоизоляции офисные работники сразу вернутся в привычные офисы полным составом. Многие работодатели оценили все плюсы удаленной работы и сейчас думают над изменением привычной модели взаимодействия и перестройкой бизнес-процессов.

«В бизнес-центрах класса «А» основной пул арендаторов – крупные игроки рынка, маловероятно, что для них концепция удаленной работы станет нормой. Средний и мелкий бизнес, напротив, скорее оценит положительный опыт, и более охотно будет привлекать сотрудников на удаленном режиме, они, скорее всего и станут активными пользователями коворкингов и смарт-пространств, отказавшись от офисов в их классическом понимании. Пойдут ли или нет собственники помещений по пути переоборудования офисных пространств в коворкинги, покажет время, но я думаю, что это возможно только в случае резкого снижения уровня заполняемости, на 25-30 %», - комментирует Елена Царева.

«Р7 Групп»

3 июня 2020 г.




Статьи компаний

В Республике Мордовия появился первый фирменный магазин известной кондитерской сети «Аленка»
В Республике Мордовия появился первый фирменный магазин известной кондитерской сети «Аленка». Торжественное открытие состоялось 29 апреля в ТЦ «Арена», расположенном в самом сердце Саранска – на площади Тысячелетия. Брокером сделки выступила компания LCM Consulting

Юлия Антонова

20 мая
ТРЦ «Мегаполис» установил гигантские медиафасады
LCM Consulting информирует о завершении монтажа медиафасадов на здании структурного паркинга «Мегаполиса». Два LED-экрана размером 6x12 и 24x12 метров стали частью программы реконцепции и модернизации визуальных коммуникаций торгово-развлекательного центра.

Юлия Антонова

17 марта
В LCM Consulting подвели итоги 2024 года
В 2024 году консалтинговая компания отметила 10-й день рождения. Становление команды и развитие ключевых компетенций происходило на фоне кризисных изменений 2014-15, 2020 и 2022 гг. Не смотря на отраслевые шоки, LCM Consulting удалось выйти за рамки домашнего СЗФО и развить географию проектов до 42 регионов России. В 2024 году портфель торговой недвижимости превысил 2,2 млн. м2, а сам год стал для компании самым коммерчески результативным за все 10 лет работы на общероссийском рынке консалтинга и PM-управления торговыми центрами.

Юлия Антонова

27 января

Все статьи

Пресс-релизы компаний

Новый объект стрит-арта появился в лофт-квартале возле метро «Тульская»
Он создан в коллаборации «Товарищества Рябовской Мануфактуры», арт-проекта «ЭТО ЗНАК» и медиа о современной моде и культуре ÖMANKÖ.

Сергей

22 апреля
ТОР Групп: успешные сделки по аренде офисных помещений
— Офис в БЦ «Троицкий» – для швейного бизнеса
— Офис в БЦ «Роделен» – для строительной компании
— Офис в БЦ «Лайнер» – для автобизнеса
— Офис в БЦ «Гелиос» – для юридической компании

Управляющая компания «ТОР Групп»

27 марта
Эксперты назвали оптимальное соотношение офисов класса А и В+ в одном бизнес-квартале
В деловых кварталах могут быть представлены офисы разных классов, т.к. на одной территории располагаются и корпуса после редевелопмента, и объекты нового строительства. В «Товариществе Рябовской Мануфактуры» рассказали, какой должна быть доля лотов каждого класса, чтобы обеспечить максимальную заполняемость проекта и окупаемость для инвесторов.

Сергей

26 марта

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

5 480АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 22 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: