Главная \ Пресс-релизы компаний
Как новые торговые центры будут привлекать арендаторов и покупателей
Москва готовится ввести в строй рекордный объем торговых площадей. Но привычной конкуренции за них не ожидается: действующие игроки рынка отмечают падение спроса, а новые появляться не спешат.
"Вегас Крокус Сити", GoodZone, "Весна", "Реутов Парк", "Водный", "Москворечье", "Отрада", МЦ и "Алфавит" - с начала года в Москве появилось девять новых торговых центров. У всех трудности с привлечением арендаторов. Однако до конца года откроется еще несколько крупных торговых центров. "Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам года превысит 750 тыс. кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка",- рассказывает Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей консалтинговой компании Jones Lang LaSalle. Даже поставив этот рекорд, Москва будет уступать по степени насыщенности торговыми площадями крупнейшим городам Европы, включая Санкт-Петербург, но время для запуска новых торговых центров сейчас, мягко говоря, не самое удачное.
Нестабильная экономическая ситуация, резкое изменение курса валют и падение товарооборота (по некоторым данным, на 35-40%) привели к тому, что практически все арендаторы решили приостановить развитие. Главная задача для большинства - сохранить объемы бизнеса, а не нарастить его.
Управляющие компании, выбирая между необходимостью делать скидки или перспективой терять клиентов, часто пересматривают условия уже заключенных контрактов. "Вводятся или продлеваются арендные каникулы, снижаются арендные ставки - ненамного, но так, чтобы выиграть конкуренцию у других торговых центров. Но самое главное - арендаторы добиваются права платить в рублях, по фиксированной ставке либо в рамках установленного валютного коридора,- говорит Александр Болотов, генеральный директор "Миэль-Коммерческая недвижимость". - Это, пожалуй, самое серьезное изменение на рынке, где арендные ставки в течение последних 15 лет были привязаны к иностранной валюте".
Скорее всего, тенденция к большей лояльности в борьбе за арендаторов будет только усиливаться.
Скидки для арендаторов по идее должны больше всего радовать потребителя. В Москве по сравнению с многими мировыми столицами арендные ставки всегда были очень высоки, и в этом чуть ли не главная причина московской дороговизны. Однако на фоне снижения покупательной способности эксперты прогнозируют на следующий год множество гулких полупустых торговых центров.
Кризис в обносках
С 2012 года Россия считалась лидером среди стран Европы по объему розничной торговли, но уже в 2014-м показатель прогнозируемого роста товарооборота среди европейских стран - один из самых низких, и не исключено, что лидерство будет утрачено уже по итогам этого года.
Эксперты уже сейчас отмечают, что россияне стали меньше покупать одежды, а fashion-ритейлеры уходят с рынка.
С рынка исчезают сети и бренды как высокого сегмента, так и массмаркета. В прошлом году обанкротилась сеть магазинов Podium Market, в этом закрылись магазины польской группы EM&F Group (Esprit, OVS, River Island), уже оглашены планы по закрытию до 80% магазинов Seppala, принадлежащих финской компании Stockmann. Есть информация о скором закрытии магазинов компании "Вещь" и отказе от выхода на российский рынок британской компании New Look. Главная причина - потери из-за ослабления рубля. Например, EM&F Group оценивает свои потери на валютных скачках более чем в 1,6 млн.
Впрочем, некоторые эксперты настаивают, что уход с российского рынка каждого игрока следует рассматривать по отдельности: макроэкономика виновата не всегда. К примеру, закрытие магазинов польской группы считается результатом плохого маркетинга.
Не позволяет делать однозначные выводы и выход на рынок новых международных игроков. За последние месяцы первые магазины в столице появились у итальянского бутика одежды для мужчин Isaia в ТЦ "Петровский пассаж", у саксонской часовой мануфактуры A. Lange & Sohne в Столешниковом переулке, у магазина мебели и аксессуаров для дома Crate and Barrel и у магазина одежды и обуви Concept Store La Nipotina - они открылись в ТРЦ "Афимолл Сити".
По данным самой Esper Group, существенное снижение уже второй квартал демонстрируют даже самые демократичные fashion-бренды. Выручка компании Benetton в летние и первые осенние месяцы оказалась ниже прошлогодней на 15-18%, бренда Topshop - на 12-13%, компании Sela - на 13-15%, Zolla - на 8-10%.
Наверстать упущенное за счет новогодних продаж и стоков массмаркету вряд ли удастся.
Пришедшие с улицы
Пока доля вакантных площадей в торговых центрах в среднем составляет всего 6%. С учетом описанного это совсем немного: до сих пор торговым центрам помогали борьба московских властей с уличной торговлей, антитабачный закон и платная парковка в центре. Благодаря новым правилам с марта доля пустующих небольших коммерческих площадей на центральных улицах Москвы достигла 8%, на второстепенных - уже почти 17%.
Яркий пример отказа от стрит-ритейла в пользу торговых центров - "Спортмастер". В Москве сеть не стала продлевать договор аренды помещений на Ленинском проспекте, проспекте Мира и в Жулебино, взамен арендовав огромные площади в "Золотом Вавилоне".
"Такой же политики придерживаются в последнее время и банки,- рассказывает Александр Болотов.- Они покидают сегмент стрит-ритейла в центре города и перемещаются в спальные районы Москвы".
А кушать хочется всегда
Если продавцы одежды и финансовых услуг сокращают затраты на помещения, то продавцов еды этот тренд пока слабо затронул.
Удивительную по нынешним временам прыть демонстрирует сеть "Азбука вкуса". Только в третьем квартале она открыла пять магазинов, в том числе в новом формате - мини-маркеты AB Daily - и увеличила площадь почти на 3 тыс. кв. м. Теперь вРоссии (главным образом в Москве) у сети 76 магазинов.
Похожий план развития выполняет и второй (после сети "Магнит") по выручке продовольственный ритейлер России - X5 Retail Group. К концу года группа планирует открыть до десяти обновленных и десяти новых супермаркетов в Москве.
Несмотря на продуктовые санкции и упомянутые трудности, связанные с антитабачным законом и правилами парковки, не так уж плохи дела и у рестораторов. С одной стороны, в индустрии безусловный спад: в августе средний чек упал до 1,6 тыс. руб., это на 17% меньше, чем в августе 2013-го, а посещаемость, по оценкам рестораторов, снизилась на 10-30%. Многие рестораны закрываются. С другой стороны, появляется не меньше новых ресторанов - и дорогих, и дешевых.
Впрочем, большого оптимизма рестораторы не испытывают. Президент федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаровполагает, что спад в отрасли продолжится.
19 ноября 2014 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.