Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Как новые торговые центры будут привлекать арендаторов и покупателей

Москва готовится ввести в строй рекордный объем торговых площадей. Но привычной конкуренции за них не ожидается: действующие игроки рынка отмечают падение спроса, а новые появляться не спешат.

"Вегас Крокус Сити", GoodZone, "Весна", "Реутов Парк", "Водный", "Москворечье", "Отрада", МЦ и "Алфавит" - с начала года в Москве появилось девять новых торговых центров. У всех трудности с привлечением арендаторов. Однако до конца года откроется еще несколько крупных торговых центров. "Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам года превысит 750 тыс. кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка",- рассказывает Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей консалтинговой компании Jones Lang LaSalle. Даже поставив этот рекорд, Москва будет уступать по степени насыщенности торговыми площадями крупнейшим городам Европы, включая Санкт-Петербург, но время для запуска новых торговых центров сейчас, мягко говоря, не самое удачное.

Нестабильная экономическая ситуация, резкое изменение курса валют и падение товарооборота (по некоторым данным, на 35-40%) привели к тому, что практически все арендаторы решили приостановить развитие. Главная задача для большинства - сохранить объемы бизнеса, а не нарастить его.

Управляющие компании, выбирая между необходимостью делать скидки или перспективой терять клиентов, часто пересматривают условия уже заключенных контрактов. "Вводятся или продлеваются арендные каникулы, снижаются арендные ставки - ненамного, но так, чтобы выиграть конкуренцию у других торговых центров. Но самое главное - арендаторы добиваются права платить в рублях, по фиксированной ставке либо в рамках установленного валютного коридора,- говорит Александр Болотов, генеральный директор "Миэль-Коммерческая недвижимость". - Это, пожалуй, самое серьезное изменение на рынке, где арендные ставки в течение последних 15 лет были привязаны к иностранной валюте".

Скорее всего, тенденция к большей лояльности в борьбе за арендаторов будет только усиливаться.

Скидки для арендаторов по идее должны больше всего радовать потребителя. В Москве по сравнению с многими мировыми столицами арендные ставки всегда были очень высоки, и в этом чуть ли не главная причина московской дороговизны. Однако на фоне снижения покупательной способности эксперты прогнозируют на следующий год множество гулких полупустых торговых центров.

Кризис в обносках

С 2012 года Россия считалась лидером среди стран Европы по объему розничной торговли, но уже в 2014-м показатель прогнозируемого роста товарооборота среди европейских стран - один из самых низких, и не исключено, что лидерство будет утрачено уже по итогам этого года.

Эксперты уже сейчас отмечают, что россияне стали меньше покупать одежды, а fashion-ритейлеры уходят с рынка.

С рынка исчезают сети и бренды как высокого сегмента, так и массмаркета. В прошлом году обанкротилась сеть магазинов Podium Market, в этом закрылись магазины польской группы EM&F Group (Esprit, OVS, River Island), уже оглашены планы по закрытию до 80% магазинов Seppala, принадлежащих финской компании Stockmann. Есть информация о скором закрытии магазинов компании "Вещь" и отказе от выхода на российский рынок британской компании New Look. Главная причина - потери из-за ослабления рубля. Например, EM&F Group оценивает свои потери на валютных скачках более чем в 1,6 млн.

Впрочем, некоторые эксперты настаивают, что уход с российского рынка каждого игрока следует рассматривать по отдельности: макроэкономика виновата не всегда. К примеру, закрытие магазинов польской группы считается результатом плохого маркетинга.

Не позволяет делать однозначные выводы и выход на рынок новых международных игроков. За последние месяцы первые магазины в столице появились у итальянского бутика одежды для мужчин Isaia в ТЦ "Петровский пассаж", у саксонской часовой мануфактуры A. Lange & Sohne в Столешниковом переулке, у магазина мебели и аксессуаров для дома Crate and Barrel и у магазина одежды и обуви Concept Store La Nipotina - они открылись в ТРЦ "Афимолл Сити".

По данным самой Esper Group, существенное снижение уже второй квартал демонстрируют даже самые демократичные fashion-бренды. Выручка компании Benetton в летние и первые осенние месяцы оказалась ниже прошлогодней на 15-18%, бренда Topshop - на 12-13%, компании Sela - на 13-15%, Zolla - на 8-10%.

Наверстать упущенное за счет новогодних продаж и стоков массмаркету вряд ли удастся.

Пришедшие с улицы

Пока доля вакантных площадей в торговых центрах в среднем составляет всего 6%. С учетом описанного это совсем немного: до сих пор торговым центрам помогали борьба московских властей с уличной торговлей, антитабачный закон и платная парковка в центре. Благодаря новым правилам с марта доля пустующих небольших коммерческих площадей на центральных улицах Москвы достигла 8%, на второстепенных - уже почти 17%.

Яркий пример отказа от стрит-ритейла в пользу торговых центров - "Спортмастер". В Москве сеть не стала продлевать договор аренды помещений на Ленинском проспекте, проспекте Мира и в Жулебино, взамен арендовав огромные площади в "Золотом Вавилоне".

"Такой же политики придерживаются в последнее время и банки,- рассказывает Александр Болотов.- Они покидают сегмент стрит-ритейла в центре города и перемещаются в спальные районы Москвы".

А кушать хочется всегда

Если продавцы одежды и финансовых услуг сокращают затраты на помещения, то продавцов еды этот тренд пока слабо затронул.

Удивительную по нынешним временам прыть демонстрирует сеть "Азбука вкуса". Только в третьем квартале она открыла пять магазинов, в том числе в новом формате - мини-маркеты AB Daily - и увеличила площадь почти на 3 тыс. кв. м. Теперь вРоссии (главным образом в Москве) у сети 76 магазинов.

Похожий план развития выполняет и второй (после сети "Магнит") по выручке продовольственный ритейлер России - X5 Retail Group. К концу года группа планирует открыть до десяти обновленных и десяти новых супермаркетов в Москве.

Несмотря на продуктовые санкции и упомянутые трудности, связанные с антитабачным законом и правилами парковки, не так уж плохи дела и у рестораторов. С одной стороны, в индустрии безусловный спад: в августе средний чек упал до 1,6 тыс. руб., это на 17% меньше, чем в августе 2013-го, а посещаемость, по оценкам рестораторов, снизилась на 10-30%. Многие рестораны закрываются. С другой стороны, появляется не меньше новых ресторанов - и дорогих, и дешевых.

Впрочем, большого оптимизма рестораторы не испытывают. Президент федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаровполагает, что спад в отрасли продолжится.

"МИЭЛЬ"

19 ноября 2014 г.




Статьи компаний

Эксперты назвали 3 условия, которые помогут сохранить ликвидность офисов мелкой нарезки
Популярное сейчас уменьшение офисной нарезки и концентрация в здании большого количества компаний-резидентов может снизить ликвидность лотов, даже если они находятся в качественном БЦ и хорошей локации. Специалисты компании West Wind Group рассказали, как нивелировать такие риски.

Сергей

15 августа
Темпы вымывания офисов класса В+ внутри Садового кольца растут
Только за I квартал 2024 года объем сделок по офисам класса В+ в пределах Садового кольца почти достиг 1/3 от объема сделок за 2023 год в этом классе и в этой локации. Рост продолжится, считают специалисты West Wind Group. По их прогнозам, к концу года объем сделок превысит показатели 2023-го на 15 %.

Сергей

29 июля
Названа самая надежная для инвестиций коммерческая недвижимость
В число самых привлекательных для вложения средств сегментов коммерческой недвижимости в Москве и Подмосковье сегодня входят торговые помещения с сетевыми арендаторами, подвалы в проходных локациях, нежилые помещения в новостройках, склады формата Light industrial и офисы. Об этом рассказал основатель и руководитель агентства коммерческой недвижимости Invest 7 Егор Левченко.

Вадим

15 июля

Все статьи

Пресс-релизы компаний

LCM Consulting подводит итоги 4-го ежегодного гастрофестиваля «МАКС Food» в ТК «МАКС»
В последние выходные лета в ТК «МАКС» прошел гастрономический фестиваль «МАКС Food», который собрал на территории комплекса 15 ресторанных проектов, 9 музыкальных команд и 30 000 жителей Мордовии. Массовое мероприятие входит в ежегодную программу событийного маркетинга и за 4 года выросло до регионального масштаба. В 2024-м фестиваль посетило на 10 000 человек больше, чем в прошлом году. Взрывной рост посещаемости увеличил продажи части арендаторов до 33 %.

Юлия Антонова

19 сентября
Ротация арендаторов в бизнес-центрах класса В+ за год снизилась в 2,5 раза
Московские арендаторы стали реже съезжать из занимаемых ими офисов класса В+. В среднем ротация сейчас в 2,5 раза ниже, чем в середине 2023 года. К такому выводу пришли специалисты девелоперской компании West Wind Group, проанализировав динамику этого показателя на своих объектах.

Сергей

13 сентября
Invest7: Самый дешевый офис в Москве стоит 1,7 млн рублей, самый дорогой — 9,5 млрд
Стоимость самого бюджетного офисного помещения в столице составляет всего 1,7 млн рублей, выяснили эксперты агентства коммерческой недвижимости Invest7. С таким бюджетом можно приобрести объект на востоке города площадью чуть более 8 квадратных метров без окна, но с ремонтом и мебелью.

Вадим

29 августа

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

3 194АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 21 компания:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: