Главная \ Пресс-релизы компаний
Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость»: взгляд на бюджетную коммерческую недвижимость
Широкие возможности для инвестиций в коммерческую недвижимость начинаются с бюджета в 30 млн. руб. Но входной билет на данный рынок составляет от 10-15 млн. руб. Располагая такой суммой, можно купить либо нежилое помещение в ЖК, либо небольшой офисный блок в бизнес-центре.
При этом, в сегменте стрит-ритейла выбор будет ограничен квартирой в старом доме, переведенной в нежилой фонд, либо нежилым помещением в новостроечном ЖК эконом класса. В жилом комплексе найти арендатора зачастую проблематично в силу закрытости территории и перенасыщения квартала всеми видами ритейла и услуг. Невозможно не заметить, что в одном доме порой располагаются до нескольких салонов красоты, стоматологий, продуктовых магазинов и т. п. Это ведет к жесткой конкуренции и, соответственно, интенсивной ротации арендаторов. То есть, возникают издержки, связанные с простоем помещения как на первоначальном этапе, так и в дальнейшем. Кроме того, основным потребителем такого формата являются индивидуальные предприниматели и стартап, что тоже увеличивает риск не долгосрочности такого арендатора. Откладывается на продолжительный срок получение прибыли на срок не только проведения внутренних отделочных работ, но и на оформление прав собственности, т. к. некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, которое невозможно до определения правового статуса объекта.
Что касается офисного сегмента, то сегодня достаточно качественного предложения площадей небольших форматов в современных бизнес-центрах. В пределах 15 млн. руб. возможно приобрести офисный блок в современном деловом комплексе, в том числе реконструированном и соответствующем классу B, площадью, вдвое превышающей торговую за ту же сумму. Существует мнение, что найти арендаторов для офисного помещения труднее, беспокоят аналитические данные о наличии стабильного процента вакантных офисных помещений. Здесь я возражу: менее всего подвержена всевозможным колебаниям рынка ситуация с офисами площадью до 100 кв. м в качественных бизнес-центрах удачной локации.
Признаю, что доходность арендного бизнеса в офисном сегменте уступает торговой недвижимости. Но существуют и аргументы в пользу выбора офисной недвижимости. Во-первых, собственник офиса освобожден от необходимости постоянной операционной деятельности, связанной с эксплуатацией объекта. Редкий арендатор берет на себя решение коммунальных задач, общение с проверяющими компаниями, разрешение возможных конфликтов с жильцами и многое-многое. Зачастую, будущий собственник автономного помещения даже не представляет какие хлопоты не него «свалятся» вместе со статусом владения. В БЦ эту функцию несет управляющая компания.
Кроме того, стоит задуматься и о дальнейшей судьбе объекта как актива. Перспектива дальнейшей продажи офисного блока в БЦ мне видится более оптимистичной, чем бывшей квартиры в «хрущовке», капитализация которой только снижается.
В любом случае при рассмотрении приобретении объекта коммерческой недвижимости необходимо принимать во внимание не только перманентную доходность, а оценивать общую ликвидность помещения.
Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость»
7 июля 2014 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.