Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Год после «тектонического сдвига»: офисный рынок аренды в новой реальности

Прошло около года, как рынок офисной аренды стал жить в условиях новой реальности: ухода западных арендаторов, отказа от сотрудничества крупных международных игроков, санкций и других кризисных явлений.

Специалисты девелоперской компании West Wind Group назвали основные тенденции рынка в «новой реальности». Среди них — более медленный, чем ожидалось, уход европейских и американских компаний; рост спроса на небольшие площади; сокращение сроков аренды; запрос на помещения «под ключ» и дизайнерские офисы.

Ушли, но немногие

«С весны 2022 года начался уход иностранных компаний из России. Процесс набирал обороты постепенно, и к середине весны стало появляться все больше сообщений о приостановке деятельности западных игроков, закрытии их офисов, продаже бизнеса и т. д. Год назад среди экспертов рынка коммерческой недвижимости звучали предположения, что из-за указанных событий в Москве может освободиться до 1 млн «квадратов» офисных площадей. Однако в реальности оказалось, что рынок меняется более плавно и менее драматично, чем предполагалось», — рассказывает Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.

На сегодняшний день многие западные компании продолжают работать — их дочерние организации сменили западную юрисдикцию на российскую. При этом арендаторы и собственники офисов сохраняют кадры, проекты и соответственно — занимаемые площади. Правда, среди них все же есть миграция: переезды в более компактные помещения, в здания классом ниже, либо, наоборот, в просторные офисы из-за расширения штата.

Новые арендаторы

Тем не менее ярко выражена тенденция и на частичную смену знаковых игроков рынка: по географическому принципу, степени участия государства в их работе, роду деятельности.

Так, в российских бизнес-центрах растет количество азиатских и восточных компаний. Они замещают западные бренды, которые все же ушли с отечественного рынка. Помимо них, добавляется еще одна категория игроков: госкомпании, компании с госучастием либо работающие с госзаказами. Они присутствовали на офисном рынке всегда, но сейчас становятся все более заметными.

Активно развиваются и расширяют офисные площади бизнесы, связанные с импортозамещением, налаживанием новых цепочек поставок, кибербезопасностью — промышленные, логистические, IT-компании. Их доля в структуре арендаторов офисного сегмента растет.

Запрос на готовые офисы

Одним из основных факторов выбора офисного помещения стала возможность въехать в помещение с отделкой под ключ, чтобы не нести лишних финансовых и временных затрат.

«Тенденция сформировалась еще во времена пандемии, когда стало понятно, насколько динамично может меняться ситуация, в том числе — и потребность в офисе. Для компании важно в течение 1-2 дней привезти вещи и начать работать, и не менее важно — иметь возможность так же быстро выехать из офиса, — поясняет Елизавета Ильюхина. — События последнего года добавили еще один аспект — сложности с отделочными материалами. Практически для каждого арендатора ремонт становится ощутимой финансовой нагрузкой из-за подорожания материалов, ухода с рынка привычных брендов, подорожания логистики».

Интерес к концептуальным офисам

Одновременно растет спрос на концептуальные помещения с дизайнерским оформлением. Причин две. Первая — офис по-прежнему остается значимым фактором повышения привлекательности HR-бренда, особенно для дефицитных высококвалифицированных специалистов. Вторая причина — изменение офисной «моды». Компании все реже обустраивают отдельные представительские офисы, которые традиционно находятся в бизнес-центрах класса А. Они стали совмещать в одном месте бэк-офисы и имиджевую составляющую. Грамотное зонирование, современные подходы к проектированию и дизайну позволяют наладить продуктивную работу сотрудников и удобное взаимодействие с посетителями так, чтобы эти две функции не мешали друг другу.

По словам Елизаветы Ильюхиной, уже сейчас наблюдается существенная разница в вакантности и арендных ставках в бизнес-центрах с обычной и дизайнерской отделкой. «Например, в двух проектах в локации около Садового кольца разница в стоимости аренды площадей в БЦ класса В с обычной отделкой и В+ с дизайнерской может превышать 70 %. Это при том, что вакантность в более дорогом проекте по нашей статистике значительно ниже», — поясняет эксперт.

Из класса в класс

Как всегда, времена турбулентности диктуют бизнесу стратегию оптимизации бюджета, в случае с офисными площадями — снижение расходов за счет переезда в проекты с меньшими ставками. «В целом по рынку этот процесс пока не выражен, но мы ожидаем смещения спроса с объектов класса А и премиум в В+», — считает Елизавета Ильюхина.

Вместе с тем ощутимого для рынка перехода из В+ в более низкий класс эксперты West Wind Group не прогнозируют. Офисы этого сегмента максимально удовлетворяют потребности арендаторов в статусности, функциональности, развитии внутренней инфраструктуры, «продвинутости» инженерных решений, дизайне и комфорте. Сейчас вакантность в бизнес-центрах В+ минимальна, и в некоторых концептуальных объектах компании она варьируется от нуля до 2%. Для сравнения: в офисных центрах класса B, имеющихся в портфеле West Wind Group, в среднем в 2022 году вакантность составляла примерно 8%, а в отдельных случаях могла достигать 15%.

Сокращение сроков аренды

В 2023-м работодатели часто обращаются к опыту пандемии, когда на пике была потребность в гибких решениях. Это касается и сроков аренды, и оформления помещений. Договоры сейчас заключаются в среднем на 2-3 года, вместо традиционных для стабильной ситуации 5-7 лет.

Таким образом, можно констатировать, что несмотря на события 2022 года, рынок сохраняет стабильность. Спрос на рынке активен. Помимо новых игроков, его поддерживают переезды компаний в связи с оптимизацией бюджета, расширением штата, возвращением к офисному формату работы или — напротив — развитию «удаленки». Девелоперы в целом завершили процесс импортозамещения или налаживания новых логистических цепочек. Арендные ставки также в целом стабильны. И если экономическая ситуация сохранится, то до конца года можно прогнозировать сохранение текущих тенденций с возможной долгосрочной стабилизацией рынка, резюмирует Елизавета Ильюхина.

Компания West Wind Group
Компания West Wind Group работает на рынке коммерческой недвижимости Москвы с 2004 года, занимаясь редевелопментом офисных центров и управлением ими. По данным «РБК Исследования рынков», West Wind Group входит в топ-10 российских девелоперов, работающих в сфере офисной недвижимости. Компания занимает лидирующие позиции по продаже объектов и сдаче в аренду.
Среди реализованных проектов West Wind Group — бизнес-центры класса В+ «Сады Этрета», Crosswall Khamovniki, Crosswall, Sugar Factory. Их отличительная черта — реисторизм, сочетание «прошлого и будущего». В зданиях сохранен исторический дух и при этом создан эксклюзивный дизайн интерьеров в соответствии с современными тенденциями офисного рынка.
Один из последних реализованных проектов — бизнес-центр «Сады Этрета» на Цветном бульваре — результат редевелопмента здания начала ХХ века в современный офисный центр с обустроенной зоной отдыха на эксплуатируемой кровле. Для работы резидентам предлагаются офисы с ремонтом и мебелью. В архитектуре и дизайне прослеживаются черты неоклассики и футуризма, большинство элементов интерьера — предметы авторской работы.

Сергей

18 апреля 2023 г.





Статьи компаний

LCM Consulting отчиталась о трехкратном росте трафика ТРЦ «Манзара» после реконцепции
Консультант представил результаты реконцепции ТРЦ «Манзара» в Нижнекамске, проведенной в 2024 году. Среднесуточная посещаемость объекта выросла на 140% в будни и на 180% в выходные дни, составив 8,4-10,6 тысяч человек в день против 3,5-3,8 тысяч до реконцепции.

LCM Consulting

18 июня
В Республике Мордовия появился первый фирменный магазин известной кондитерской сети «Аленка»
В Республике Мордовия появился первый фирменный магазин известной кондитерской сети «Аленка». Торжественное открытие состоялось 29 апреля в ТЦ «Арена», расположенном в самом сердце Саранска – на площади Тысячелетия. Брокером сделки выступила компания LCM Consulting

LCM Consulting

20 мая
ТРЦ «Мегаполис» установил гигантские медиафасады
LCM Consulting информирует о завершении монтажа медиафасадов на здании структурного паркинга «Мегаполиса». Два LED-экрана размером 6x12 и 24x12 метров стали частью программы реконцепции и модернизации визуальных коммуникаций торгово-развлекательного центра.

LCM Consulting

17 марта

Все статьи

Пресс-релизы компаний

Прогноз: инвесторы начнут возвращаться на офисный рынок, когда «ключ» опустится до 15% годовых
Переломным моментом, который переключит интерес инвесторов с депозитов на покупку офисов, станет падение ключевой ставки до 15% и перспектива ее дальнейшего снижения. Пока этого не произошло, основными игроками в офисном сегменте останутся конечные пользователи, отмечают эксперты из «Товарищества Рябовской Мануфактуры».

Сергей

9 июня
West Wind Group завершила сделку по продаже своих активов вблизи Кутузовского проспекта
Девелоперская компания West Wind Group закрыла сделку по продаже компании, которая владеет имущественным комплексом по ул. Неверовского, 10. Ранее для этой площадки была разработана концепция строительства БЦ класса А.

Сергей

9 июня
Новый объект стрит-арта появился в лофт-квартале возле метро «Тульская»
Он создан в коллаборации «Товарищества Рябовской Мануфактуры», арт-проекта «ЭТО ЗНАК» и медиа о современной моде и культуре ÖMANKÖ.

Сергей

22 апреля

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

6 098АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 22 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: