Ритейл, торговля и склады — перспективы в неопределенных условиях
26 октября состоялся деловой завтрак для первых лиц и руководителей компаний BestBreakfast, посвященный ритейлу, торговой и складской недвижимости. Участники делового завтрака обсудили влияние последних событий на развитие девелопмента торговой и складской недвижимости, перспективы развития ритейла, а также возможные точки роста и способы адаптации изменениям.
Изменения затронули все отрасли: напряженность, нарушения логистических цепочек, сокращение спроса — все это отрицательно сказалось на экономике Петербурга. По словам Аллы Сидоренко, партнера, руководителя направления складской и индустриальной недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость», в складском сегменте отмечается спад. Рост вакансии в складских помещениях Петербурга в 3 квартале 2022 г. составил 2,2 % (около 110 тыс. кв. м), средняя арендная ставка — 720 руб./кв. м/мес. «Мы прогнозируем снижение девелоперской активности в складском сегменте на 50-70 %. Сейчас происходит изменение логистических потоков и формирование новых транспортных коридоров, вакансия в уже сданных проектах может достигнуть 5-6 %», — заключает эксперт.
По данным Станислава Ступникова, партнера «БестЪ. Коммерческая недвижимость», оборот розничной торговли за период январь-август 2022 г. составил 1,3 трлн руб, что на 18 % меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Основные потери розничного товарооборота — это непродовольственные товары, тогда как оборот продуктового ритейла растет. Уход и заморозка деятельности иностранных брендов привели к росту вакантных площадей во всех типах торговых помещений: в крупных торговых центрах до 25-40 %, в микрорайонных — до 12 %, в стрит-ритейле уровень вакансии составляет около 7 %. Доля онлайн-торговли за указанный период составила 14 %, что демонстрирует рост доли онлайн-покупок в повседневной жизни россиян.
Так, по данным Дмитрия Иванова, доктора социологических наук, профессора кафедры теории и истории социологии СПБГУ, доля онлайн-покупок в 2021 году была 12 %, а если не учитывать заказ еды через онлайн-сервисы, то на долю онлайн-ритейла приходится 26 %. Тем не менее, на конвенциональный ритейл приходится более 80 % всех продаж, поэтому торговые центры и помещения в стрит-ритейле по-прежнему актуальны. Но именно этот сегмент больше всего пострадал от происходящих в экономике изменений.
Игорь Гущев, старший партнер «Дювернуа Лигал»: «Принятые изменения в законодательство позволяют теперь требовать компенсировать существенное снижение арендной платы от компаний из недружественных стран, а также появилась возможность для расторжения договоров в случае отказа от такой компенсации, то есть без каких-то нарушений контрактов со стороны арендаторов. Но каждый случай надо рассматривать индивидуально».
Один из возможных вариантов развития — перепрофилирование пустующих помещений, например, в коворкинги. Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE, подчеркивает, что коворкинги — это про неудобную недвижимость, которая сложно сдается, а в результате переформатирования под коворкинг получает доход выше. «Из актуальных примеров в контексте торговой недвижимости — это помещения кинотеатров и помещения в зонах с низким трафиком посетителей, которые можно трансформировать под коворкинги. Поэтому в нашей сфере деятельности достаточно много пространства для развития, и мы активно используем новые тренды и запросы», — считает эксперт.
По мнению Александра Моторина, коммерческого директора «Сателлит Двелопмент», рынок коммерческой недвижимости отражает текущую экономическую ситуацию, поскольку наиболее быстро реагирует на любые изменения. «В целом, все сегменты коммерческой недвижимости достаточно сильно пострадали от введенных ограничений, ухода многих иностранных брендов и релокации целого ряда крупных компаний. Перепрофилирование освобождающихся помещений будет зависеть от многих параметров и в первую очередь — локации самого помещения. Поэтому строить какие-то прогнозы сейчас затруднительно: каждый объект нужно рассматривать индивидуально и искать для него наиболее приемлемое решение», — заключает Моторин.
коммуникационное агентство "Репутация"
7 ноября 2022 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.