Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Более 75% рынка F&B в торговых центрах двух столиц России занимают российские бренды

Аналитики компании JLL провели исследование брендов сегмента food & beverage (F&B, общепит), представленных в торговых центрах двух основных рынков России – Москвы и Санкт-Петербурга.

Данные JLL свидетельствуют, что глобализация оказывает меньшее влияние на рынок предприятий общественного питания, чем на рынок модной индустрии. Большинство кафе и ресторанов, как правило, развиваются только на местном рынке. Тем не менее, некоторые бренды общественного питания расширяют географию своего присутствия по всему миру, и крупнейшими из них являются McDonald’s, KFC, Pizza Hut и Subway. Эти бренды присутствуют в более чем 100 странах мира. Кроме того, среди игроков, развивающихся на международных рынках, представлены некоторые небольшие и относительно молодые бренды, например, Vapiano, Wagamama, Chipotle и Eataly, а также рестораны высокого класса от таких знаменитых шеф-поваров, как Гордон Рамзи и Джейми Оливер. Среди российских брендов пока мало примеров сетей кафе и ресторанов, выходящих на зарубежные рынки, но все-таки они есть: например, «Штолле», «Теремок», «Жан-Жак», «Мари Vanna» и Novikov Restaurant & Bar.

Большинство F&B брендов, представленных в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга, российские (76% и 81% соответственно). Лидером московского рынка является «Крошка Картошка», петербургского – «Теремок». В целом бренды фастфуда и ресторанов с обслуживанием доминируют в обеих столицах, причем если в первой категории превалируют сетевые концепции, то во второй – единичные проекты.

Двумя самыми распространенными российскими брендами фастфуда в ТЦ являются «Крошка Картошка», которая охватывает 70% рынка торговых центров в Москве и 38% в Санкт-Петербурге, и «Теремок», охватывающий 68% рынка в Северной столице и 67% в Москве. В тройку иностранных лидеров входят McDonald’s, KFC и Burger King, при этом в Москве большее покрытие имеет KFC (67%), а в Санкт-Петербурге McDonald’s (55%).

«На московском рынке начинают появляться нестандартные концепции фастфуда, – говорит Екатерина Андреева, аналитик рынка торговых площадей и инвестиций компании JLL. – Например, free flow “Пловбери” работает уже в трех московских ТЦ, грузинская закусочная “Вай мэ!” открылась на фудкорте ТЦ “Метрополис”, единственное на рынке заведение “Хинкали Lab” появилось в ТЦ “Европейский”. Помимо кавказской и среднеазиатской кухни, в московских торговых центрах появляются и другие примеры стритфуда. Традиционные греческие и израильские питы и фалафель можно попробовать в “Калимере” или Saj & Falafel; а основой меню в заведениях “уличного” формата Pho Bo является паназиатский суп Фо. В настоящий момент такие концепции представлены малым количеством заведений, однако некоторые из них уже присутствуют на фудкортах ключевых торговых центров Москвы. По нашей оценке, они имеют хороший потенциал дальнейшего развития благодаря растущему спросу на такие форматы со стороны потребителей и интересу собственников ТЦ к расширению предложения в сегменте F&B».

По количеству ресторанов в торговых центрах Москва опережает Санкт-Петербург. Самыми распространенными российскими ресторанными брендами в московских ТЦ являются IL Patio с охватом 22% рынка и «Планета Суши» (16%); наиболее развитой иностранной ресторанной сетью является TGI Friday’s, которая охватывает 8% рынка. В Санкт-Петербурге на самый распространенный ресторанный бренд «Евразия» приходится лишь 12,5% рынка. Ресторанные сети в Северной столице не настолько распространены в торговых центрах, как в Москве. При этом велика доля единичных брендов, таких как «Барашки», «Большая Кухня», «Москва» и другие.

Крупнейшими сетями кафе на рынке ТЦ обоих городов являются «Шоколадница» (52% в Москве и 20% в Санкт-Петербурге) и «Кофе Хауз» (около 23% в каждом городе). Среди иностранных брендов кафе наиболее развиты американский Starbucks и австрийский Coffeeshop Company. Starbucks насчитывает 33 кофейни в московских торговых центрах, на долю которых приходится 31% рынка ТЦ, в Санкт-Петербурге – восемь кофеен, или 14% рынка. Сеть Coffeeshop Company, наоборот, больше представлена в Северной столице, где охват данного бренда в два раза больше, чем у американского конкурента – 16 кофеен, или треть рынка торговых центров города. В Москве же бренд занимает 5% рынка F&B в торговых центрах. Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге широко распространена локальная сеть пекарен-кондитерских «Буше» (девять кофеен, или 16% рынка).

Лидерами в сегменте импульсных киосков в московских торговых центрах являются американские бренды Baskin Robbins и Mr.Tutti (охватывают по 20% каждый), в то время как в Северной столице лидируют российские киоски мороженого и свежевыжатых соков (20% и 15% соответственно).

Среди брендов специализированных продуктов гурмэ ведущие позиции занимают российские продавцы чая и кофе. Абсолютным лидером в обоих городах является «Кантата», которая охватывает 36% рынка в Москве и 25% в Санкт-Петербурге.

Одним из трендов на рынке F&B является выделение форматов fast casual и fine dining из категории ресторанов с обслуживанием. Fast casual представляет собой симбиоз ресторанов с обслуживанием и фастфуда, характеризующийся специально отведенными зонами для рассадки гостей и широким выбором блюд. Среди иностранных брендов ярким представителем fast casual является американский Shake Shack (два заведения в московских ТЦ). Также развиваются российские бренды Marketplace и ObedBufet. Fine dining (рестораны высокого класса) представлен таким всемирно известным брендом, как Nobu, а также концепциями Nu-Art-Cafe и Fusion в ТЦ «Крокус Сити Молл», El Gauchito и «Облака» в ТЦ «Времена года». Такие рестораны обычно открываются в специализированных торговых центрах, которые ориентируются на бренды премиального и люксового сегментов.

«Мы наблюдаем постепенное “взросление” российского потребителя, в первую очередь это справедливо для столичных рынков. Приходя в торговый центр сегодня, он стремится не столько сделать покупки, сколько получить новые впечатления и опыт. Этим обусловлена и трансформация зоны общественного питания в торговом центре: собственники объектов стараются привлекать новые форматы F&B, в том числе авторские концепции, которые прежде практически не рассматривали возможности развития в ТЦ, делать ставку на гурметизацию, здоровое питание, использование локальных продуктов питания и эксклюзивность предложения, – резюмирует Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL. – Расширенная и разнообразная зона общественного питания позволяет торговым центрам расширить свою целевую аудиторию и повысить ее лояльность, увеличить время пребывания посетителей и товарооборот арендаторов».

Примечание: В исследовании бренды разделены на пять основных категорий: рестораны с обслуживанием, кафе, фастфуд, импульсные киоски и гурмэ.

JLL

5 декабря 2016 г.





Статьи компаний

Офисы Москвы прирастают террасами
В 2019 году анонсировано сразу четыре бизнес-центра с террасами, тогда как за последние пять лет на рынок не вышло ни одного подобного проекта в границах старой Москвы.

Денис

14 января
Склады Петербурга. Итоги 2019
По данным экспертов «Ориентир», по итогам 2019 года общее предложение качественной складской недвижимости Петербурга составляет более 3 млн кв. м, в том числе, около 2,1 млн кв. м — склады класса А. При этом объемы нового ввода остаются сравнительно низкими — за год было введено около 120 тыс. кв. м, что соответствует средним показателям последних пяти лет.

TheProperty.ru

13 января
CBRE: прайм-ставка аренды достигла 300 тыс. рублей за кв. м в год
В 2020 году центральные улицы Москвы ждет дефицит качественного предложения. Уровень вакантных площадей на центральных торговых коридорах снизился до 6,6 %, это минимальный показатель за пять лет. «Рестораны и кафе» занимают основную долю в спросе на помещения — 48 %. Доля fashion-операторов в спросе за последние пять лет снизилась в 2 раза.

TheProperty.ru

13 января

Все статьи

Пресс-релизы компаний

CBRE стала консультантом Sminex в проведении одной из крупнейших сделок по аренде сервисных офисов в 2019 году
Девелоперская компания Sminex заключила одну из крупнейших сделок 2019 года, арендовав под собственный офис историческое здание в 1 км от Кремля. CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, выступила консультантом соглашения по аренде.

TheProperty.ru

17 января
Невский район — инвестиционно-привлекательная часть города — эксперт
Эксперты компании «Р-ФИКС» рассказали о том, почему девелоперы активно застраивают Невский район.

TheProperty.ru

17 января
Офис для поставщика программного обеспечения
Бизнес-центр «Дом Мертенса» пополнился новым арендатором. Помещение занял штат АО «Калуга Астрал». Брокер сделки – компания «БЦИнформ».

"БЦИнформ"

16 января

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

15 021АКТУАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 61 компания:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: