Экспертное мнение: строительство ТЦ в регионах
Динамика нового строительства напрямую будет зависеть от спроса на свободные площади, спрос на свободные площади – от потребительского спроса. Пока мы не наблюдаем существенных улучшений потребительского спроса в Москве и регионах – уровень заработных плат частично остается на прежнем уровне, частично снижается. В потребительской корзине растет доля расходов на погашение текущих долгов, ЖКХ и продуктовой корзины, немного вырос спрос на медикаменты. В Москве довольно много свободных площадей, особенно в крупных проектах, где GLA превышает 100 000 кв. м – с уходом многих операторов с рынка и сокращениям развития ритейла спрос на площади очень сильно упал. Конечно, девелоперы и УК прилагают все усилия для заполнения свободных площадей, однако зачастую мы видим как площади заполняются по принципу «затыкания дыр», площади передаются операторам на очень льготных условиях, что в свою очередь, не способствует изменению ставок арендной платы в сторону увеличения.В регионах часто ситуация бывает не такой драматичной. Качественного предложения в городах бывает существенно меньше. Например, в городе есть всего два качественных ТРЦ, которые подходят ритейлеру для размещения. Предложение ограничено. Если ритейлер планирует открытие одного магазина в городе, он может выбирать между двумя проектами, но это не то же самое, что выбирать, например из пяти. Если ритейлер видит для себя потенциал для открытия двух и более магазинов, ясно, что, даже если ритейлер может размещаться в уличных помещениях, он в первую очередь будет нацелен на размещение в ТРЦ и в этом случае коммерческие условия договора могут отличаться от аналогичных в местах с более высокой конкурентной средой.
Кроме того, во многих региональных городах начинает или продолжает умирать формат street-retail’a вследствие копирования местными властями решений властей Москвы и Санкт-Петербурга по ограничению возможностей парковки. Операторы сталкиваясь с падением выручки, стремятся переехать в места с гарантированным потоком посетителей – в торговые центры.
Мы оцениваем потенциал развития качественной торговой недвижимости выше столичных. Регионам далеко от насыщения, конкуренция в регионах ниже. Конечно, мы не сбрасываем Москву со счетов, это огромный город с отличным экономическим потенциалом, но в регионах пока девелопмент нам видится более перспективным.
коммуникационное агентство "Репутация"
28 ноября 2016 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.