Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Рекордное начало года на рынке ТЦ Москвы: ввод 1-го квартала превысил результат 2013 года в целом

По данным компании JLL, в 1-м квартале 2015 года в Москве был введен рекордный объем торговых центров – около 250 тыс. кв. м, что является наивысшим показателем 1-го квартала за всю историю рынка. Данный результат в четыре раза превышает значение января-марта прошлого года и даже превосходит годовые объемы ввода торговых площадей в столице в 2011, 2012 и 2013 годах.

За первые три месяца 2015 года в Москве открылись ТРЦ Columbus (136 тыс. кв. м GLA), ТЦ «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Outlet Village Белая Дача, 2-я очередь (12,7 тыс. кв. м), а в последний день квартала первых посетителей принимает «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м).

По мнению аналитиков JLL, около половины торговых объектов, ввод которых ожидается в 2015 году, открылись уже в 1-м квартале. Совокупно на 2015 год девелоперы заявляют ввод свыше 850 тыс. кв. м торговых площадей в Москве, однако, по оценке JLL, реальный результат окажется почти вдвое ниже – около 450 тыс. кв. м.

«Аналогичная ситуация наблюдалась в 2009 году, когда достраивались и выходили на рынок объекты, начатые еще до кризиса. Так, в начале 2009 года был зафиксирован рекордный для 1-го квартала ввод торговых площадей – 156 тыс. кв. м. В том числе именно в тот период был введен один из самых успешных ТЦ Москвы – “Метрополис”, - комментирует Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. – Мы ожидаем, что объекты, которые сегодня находятся на продвинутой стадии, будут реализованы, однако их открытие может быть перенесено на будущий год – как в связи с задержками в строительстве, так и под давлением кризисной ситуации на рынке. “Бумажные” проекты будут заморожены до стабилизации экономической ситуации и роста спроса со стороны ритейлеров».

Динамика ввода новых торговых центров в Москве


Источник: JLL

Арендные ставки на рынке торговых центров Москвы находятся под давлением экономической ситуации, которая влияет даже на самые востребованные объекты. Впервые с кризиса 2008-2009 годов эксперты JLL зафиксировали снижение максимальных ставок аренды в топовых ТЦ столицы: они сократились на 15% и сегодня находятся в диапазоне 2?3,8 тыс. долл. за кв. м в год.

В свою очередь средняя ставка аренды остается на уровне прошлого квартала и варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год. «В то же время нужно понимать, что данные величины являются только индикативными показателями, тогда как рынок ТЦ продолжает жить в условиях индивидуальных договоренностей: широкое распространение получила практика временной привязки ставки к проценту от оборота от арендатора, а также впервые на российском рынке возник термин Ratchet, который представляет собой пересчет оборота арендатора за определенный период (например, год) в фиксированную ставку аренды. Таким образом, девелопер и арендатор достигают некоторого баланса интересов: первый закрепляет ставку на определенном уровне, второй получает арендную ставку, которая в целом вписывается в его бизнес-модель», - комментирует Татьяна Ключинская.

Динамика доли свободных площадей и максимальной ставки аренды


Источник: JLL

Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы продолжила расти в начале 2015 года. По данным экспертов JLL, в успешных объектах с высокой посещаемостью и конверсией показатель увеличился с 1% до 1,5%. Общая доля вакантных площадей в московских торговых центрах, несмотря на большой объем ввода в 1-м квартале, выросла незначительно – с 6% до 6,5%.

Важно отметить, что многие из вышедших на рынок объектов почти полностью сданы в аренду, но открыто в среднем всего около 30% магазинов. «Невысокий показатель визуальной заполняемости торгового центра на момент запуска сегодня является трендом на рынке – доля арендаторов, открывающихся вместе с дверями ТЦ, не превышает 40%. В то же время необходимо понимать, что вышедшие за последнее время объекты активно сдавались в аренду до периода экономического спада и в меньшей степени ощутили снижение спроса со стороны ритейлеров по сравнению с будущими проектами, - отмечает Татьяна Ключинская. – Строящиеся торговые комплексы испытывают сложности с заполнением площадей и вынуждены предлагать выгодные условия арендаторам для того, чтобы быть конкурентоспособными на текущем рынке».

По прогнозам JLL, по итогам 2015 года в целом по рынку доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы вырастет до 8%.

«Сейчас мы наблюдаем временную трансформацию рынка собственника в рынок арендатора. Нестабильность экономической ситуации в стране заставила ритейлеров более тщательно анализировать свою деятельность, повсеместно пересматривать планы развития и форматы, а рост конкуренции среди качественных торговых центров предоставил им большой выбор. Сегодня ритейлеры, планирующие выход на российский рынок или усиление экспансии и ориентирующиеся на долгосрочную перспективу, имеют возможность закрепить за собой площадки в качественных проектах на выгодных условиях. Девелоперы становятся более профессиональными в управлении сложными ситуациями и переговорах с ритейлерами, а также более открыты к диалогу, каким бы непростым он ни был», - говорит Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL.

«Безусловно, время для ритейлеров сегодня сложное: к довольно серьезным экономическим потрясениям прибавляется “имиджевый” – геополитический – фактор, который заставляет бренды существенно пересматривать планы по выходу на рынок или по развитию, вплоть до кардинальных решений, - добавляет Елена Задорожная. – Тем не менее мы надеемся, что текущая обстановка сможет оздоровить рынок, даст возможность более активного развития некоторым игрокам и не повлияет на заявленные премьеры. Напомним, в предыдущие кризисные годы мы наблюдали сразу несколько дебютов крупных мировых брендов на российском рынке».

JLL

1 апреля 2015 г.





Статьи компаний

Развитие туризма и индустрии гостеприимства: как девелоперу использовать тренды по максимуму
Развитие внутреннего туризма подстегивается не только растущим туристическим потоком, но и стимулируется государственными программами. Инвесторы обратили внимание на различные форматы гостиничной недвижимости как наиболее перспективные в текущей экономической ситуации. Архитектурная мастерская «Миронов и партнеры» делится опытом, на какие тренды стоит обратить внимание девелоперам.

коммуникационное агентство "Репутация"

31 октября 2024 г.
Сезонность и авансы: что изменилось во взаимодействии FM-компаний и заказчиков в 2024 году
В последние лет пять практически ежегодно формируются новые тренды на рынке FM-услуг, и 2024-й не стал исключением. Управляющим компаниям и собственникам коммерческих объектов пришлось в очередной раз менять подходы к сотрудничеству. Как именно — рассказали в компании MD Facility Management.

Сергей

9 октября 2024 г.
Между западом и востоком: трансформация московских офисов в 2024 году
Общемировые тренды в организации офисных пространств приживаются в Москве в несколько измененном виде. В каком именно — рассказали в девелоперской компании West Wind Group.

Сергей

27 сентября 2024 г.

Все статьи

Пресс-релизы компаний

Компания West Wind Group за год нарастила портфель проектов на 23 тыс. кв. м
2024 год стал для компании периодом активного развития и роста. Произошло наиболее значительное увеличение портфеля за время работы West Wind Group на рынке.

Сергей

12 декабря 2024 г.
Эксплуатация в условиях высокой заполняемости: новый вызов для FM-компаний
Рекордно низкая в этом году вакантность во многих сегментах коммерческой недвижимости — безусловно, позитивный тренд для собственников и управляющих компаний. Однако она сопряжена с дополнительными сложностями. С какими именно — рассказали в MD Facility Management.

Сергей

9 декабря 2024 г.
Спрос на офисы в 2024 году: какие лоты «уходили» и кто их выбирал
Высокие продажи и уменьшение нарезки — это далеко не все знаковые тренды года. Чем еще он был примечателен для офисного рынка Москвы, рассказали специалисты девелопера West Wind Group.

Сергей

5 декабря 2024 г.

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

5 140АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 24 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: