Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Рекордное начало года на рынке ТЦ Москвы: ввод 1-го квартала превысил результат 2013 года в целом

По данным компании JLL, в 1-м квартале 2015 года в Москве был введен рекордный объем торговых центров – около 250 тыс. кв. м, что является наивысшим показателем 1-го квартала за всю историю рынка. Данный результат в четыре раза превышает значение января-марта прошлого года и даже превосходит годовые объемы ввода торговых площадей в столице в 2011, 2012 и 2013 годах.

За первые три месяца 2015 года в Москве открылись ТРЦ Columbus (136 тыс. кв. м GLA), ТЦ «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Outlet Village Белая Дача, 2-я очередь (12,7 тыс. кв. м), а в последний день квартала первых посетителей принимает «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м).

По мнению аналитиков JLL, около половины торговых объектов, ввод которых ожидается в 2015 году, открылись уже в 1-м квартале. Совокупно на 2015 год девелоперы заявляют ввод свыше 850 тыс. кв. м торговых площадей в Москве, однако, по оценке JLL, реальный результат окажется почти вдвое ниже – около 450 тыс. кв. м.

«Аналогичная ситуация наблюдалась в 2009 году, когда достраивались и выходили на рынок объекты, начатые еще до кризиса. Так, в начале 2009 года был зафиксирован рекордный для 1-го квартала ввод торговых площадей – 156 тыс. кв. м. В том числе именно в тот период был введен один из самых успешных ТЦ Москвы – “Метрополис”, - комментирует Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. – Мы ожидаем, что объекты, которые сегодня находятся на продвинутой стадии, будут реализованы, однако их открытие может быть перенесено на будущий год – как в связи с задержками в строительстве, так и под давлением кризисной ситуации на рынке. “Бумажные” проекты будут заморожены до стабилизации экономической ситуации и роста спроса со стороны ритейлеров».

Динамика ввода новых торговых центров в Москве


Источник: JLL

Арендные ставки на рынке торговых центров Москвы находятся под давлением экономической ситуации, которая влияет даже на самые востребованные объекты. Впервые с кризиса 2008-2009 годов эксперты JLL зафиксировали снижение максимальных ставок аренды в топовых ТЦ столицы: они сократились на 15% и сегодня находятся в диапазоне 2?3,8 тыс. долл. за кв. м в год.

В свою очередь средняя ставка аренды остается на уровне прошлого квартала и варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год. «В то же время нужно понимать, что данные величины являются только индикативными показателями, тогда как рынок ТЦ продолжает жить в условиях индивидуальных договоренностей: широкое распространение получила практика временной привязки ставки к проценту от оборота от арендатора, а также впервые на российском рынке возник термин Ratchet, который представляет собой пересчет оборота арендатора за определенный период (например, год) в фиксированную ставку аренды. Таким образом, девелопер и арендатор достигают некоторого баланса интересов: первый закрепляет ставку на определенном уровне, второй получает арендную ставку, которая в целом вписывается в его бизнес-модель», - комментирует Татьяна Ключинская.

Динамика доли свободных площадей и максимальной ставки аренды


Источник: JLL

Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы продолжила расти в начале 2015 года. По данным экспертов JLL, в успешных объектах с высокой посещаемостью и конверсией показатель увеличился с 1% до 1,5%. Общая доля вакантных площадей в московских торговых центрах, несмотря на большой объем ввода в 1-м квартале, выросла незначительно – с 6% до 6,5%.

Важно отметить, что многие из вышедших на рынок объектов почти полностью сданы в аренду, но открыто в среднем всего около 30% магазинов. «Невысокий показатель визуальной заполняемости торгового центра на момент запуска сегодня является трендом на рынке – доля арендаторов, открывающихся вместе с дверями ТЦ, не превышает 40%. В то же время необходимо понимать, что вышедшие за последнее время объекты активно сдавались в аренду до периода экономического спада и в меньшей степени ощутили снижение спроса со стороны ритейлеров по сравнению с будущими проектами, - отмечает Татьяна Ключинская. – Строящиеся торговые комплексы испытывают сложности с заполнением площадей и вынуждены предлагать выгодные условия арендаторам для того, чтобы быть конкурентоспособными на текущем рынке».

По прогнозам JLL, по итогам 2015 года в целом по рынку доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы вырастет до 8%.

«Сейчас мы наблюдаем временную трансформацию рынка собственника в рынок арендатора. Нестабильность экономической ситуации в стране заставила ритейлеров более тщательно анализировать свою деятельность, повсеместно пересматривать планы развития и форматы, а рост конкуренции среди качественных торговых центров предоставил им большой выбор. Сегодня ритейлеры, планирующие выход на российский рынок или усиление экспансии и ориентирующиеся на долгосрочную перспективу, имеют возможность закрепить за собой площадки в качественных проектах на выгодных условиях. Девелоперы становятся более профессиональными в управлении сложными ситуациями и переговорах с ритейлерами, а также более открыты к диалогу, каким бы непростым он ни был», - говорит Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL.

«Безусловно, время для ритейлеров сегодня сложное: к довольно серьезным экономическим потрясениям прибавляется “имиджевый” – геополитический – фактор, который заставляет бренды существенно пересматривать планы по выходу на рынок или по развитию, вплоть до кардинальных решений, - добавляет Елена Задорожная. – Тем не менее мы надеемся, что текущая обстановка сможет оздоровить рынок, даст возможность более активного развития некоторым игрокам и не повлияет на заявленные премьеры. Напомним, в предыдущие кризисные годы мы наблюдали сразу несколько дебютов крупных мировых брендов на российском рынке».

JLL

1 апреля 2015 г.





Статьи компаний

LCM Consulting отчиталась о трехкратном росте трафика ТРЦ «Манзара» после реконцепции
Консультант представил результаты реконцепции ТРЦ «Манзара» в Нижнекамске, проведенной в 2024 году. Среднесуточная посещаемость объекта выросла на 140% в будни и на 180% в выходные дни, составив 8,4-10,6 тысяч человек в день против 3,5-3,8 тысяч до реконцепции.

LCM Consulting

18 июня
В Республике Мордовия появился первый фирменный магазин известной кондитерской сети «Аленка»
В Республике Мордовия появился первый фирменный магазин известной кондитерской сети «Аленка». Торжественное открытие состоялось 29 апреля в ТЦ «Арена», расположенном в самом сердце Саранска – на площади Тысячелетия. Брокером сделки выступила компания LCM Consulting

LCM Consulting

20 мая
ТРЦ «Мегаполис» установил гигантские медиафасады
LCM Consulting информирует о завершении монтажа медиафасадов на здании структурного паркинга «Мегаполиса». Два LED-экрана размером 6x12 и 24x12 метров стали частью программы реконцепции и модернизации визуальных коммуникаций торгово-развлекательного центра.

LCM Consulting

17 марта

Все статьи

Пресс-релизы компаний

Прогноз: инвесторы начнут возвращаться на офисный рынок, когда «ключ» опустится до 15% годовых
Переломным моментом, который переключит интерес инвесторов с депозитов на покупку офисов, станет падение ключевой ставки до 15% и перспектива ее дальнейшего снижения. Пока этого не произошло, основными игроками в офисном сегменте останутся конечные пользователи, отмечают эксперты из «Товарищества Рябовской Мануфактуры».

Сергей

9 июня
West Wind Group завершила сделку по продаже своих активов вблизи Кутузовского проспекта
Девелоперская компания West Wind Group закрыла сделку по продаже компании, которая владеет имущественным комплексом по ул. Неверовского, 10. Ранее для этой площадки была разработана концепция строительства БЦ класса А.

Сергей

9 июня
Новый объект стрит-арта появился в лофт-квартале возле метро «Тульская»
Он создан в коллаборации «Товарищества Рябовской Мануфактуры», арт-проекта «ЭТО ЗНАК» и медиа о современной моде и культуре ÖMANKÖ.

Сергей

22 апреля

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

5 695АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 23 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: