Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Рекордное начало года на рынке ТЦ Москвы: ввод 1-го квартала превысил результат 2013 года в целом

По данным компании JLL, в 1-м квартале 2015 года в Москве был введен рекордный объем торговых центров – около 250 тыс. кв. м, что является наивысшим показателем 1-го квартала за всю историю рынка. Данный результат в четыре раза превышает значение января-марта прошлого года и даже превосходит годовые объемы ввода торговых площадей в столице в 2011, 2012 и 2013 годах.

За первые три месяца 2015 года в Москве открылись ТРЦ Columbus (136 тыс. кв. м GLA), ТЦ «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Outlet Village Белая Дача, 2-я очередь (12,7 тыс. кв. м), а в последний день квартала первых посетителей принимает «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м).

По мнению аналитиков JLL, около половины торговых объектов, ввод которых ожидается в 2015 году, открылись уже в 1-м квартале. Совокупно на 2015 год девелоперы заявляют ввод свыше 850 тыс. кв. м торговых площадей в Москве, однако, по оценке JLL, реальный результат окажется почти вдвое ниже – около 450 тыс. кв. м.

«Аналогичная ситуация наблюдалась в 2009 году, когда достраивались и выходили на рынок объекты, начатые еще до кризиса. Так, в начале 2009 года был зафиксирован рекордный для 1-го квартала ввод торговых площадей – 156 тыс. кв. м. В том числе именно в тот период был введен один из самых успешных ТЦ Москвы – “Метрополис”, - комментирует Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. – Мы ожидаем, что объекты, которые сегодня находятся на продвинутой стадии, будут реализованы, однако их открытие может быть перенесено на будущий год – как в связи с задержками в строительстве, так и под давлением кризисной ситуации на рынке. “Бумажные” проекты будут заморожены до стабилизации экономической ситуации и роста спроса со стороны ритейлеров».

Динамика ввода новых торговых центров в Москве


Источник: JLL

Арендные ставки на рынке торговых центров Москвы находятся под давлением экономической ситуации, которая влияет даже на самые востребованные объекты. Впервые с кризиса 2008-2009 годов эксперты JLL зафиксировали снижение максимальных ставок аренды в топовых ТЦ столицы: они сократились на 15% и сегодня находятся в диапазоне 2?3,8 тыс. долл. за кв. м в год.

В свою очередь средняя ставка аренды остается на уровне прошлого квартала и варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год. «В то же время нужно понимать, что данные величины являются только индикативными показателями, тогда как рынок ТЦ продолжает жить в условиях индивидуальных договоренностей: широкое распространение получила практика временной привязки ставки к проценту от оборота от арендатора, а также впервые на российском рынке возник термин Ratchet, который представляет собой пересчет оборота арендатора за определенный период (например, год) в фиксированную ставку аренды. Таким образом, девелопер и арендатор достигают некоторого баланса интересов: первый закрепляет ставку на определенном уровне, второй получает арендную ставку, которая в целом вписывается в его бизнес-модель», - комментирует Татьяна Ключинская.

Динамика доли свободных площадей и максимальной ставки аренды


Источник: JLL

Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы продолжила расти в начале 2015 года. По данным экспертов JLL, в успешных объектах с высокой посещаемостью и конверсией показатель увеличился с 1% до 1,5%. Общая доля вакантных площадей в московских торговых центрах, несмотря на большой объем ввода в 1-м квартале, выросла незначительно – с 6% до 6,5%.

Важно отметить, что многие из вышедших на рынок объектов почти полностью сданы в аренду, но открыто в среднем всего около 30% магазинов. «Невысокий показатель визуальной заполняемости торгового центра на момент запуска сегодня является трендом на рынке – доля арендаторов, открывающихся вместе с дверями ТЦ, не превышает 40%. В то же время необходимо понимать, что вышедшие за последнее время объекты активно сдавались в аренду до периода экономического спада и в меньшей степени ощутили снижение спроса со стороны ритейлеров по сравнению с будущими проектами, - отмечает Татьяна Ключинская. – Строящиеся торговые комплексы испытывают сложности с заполнением площадей и вынуждены предлагать выгодные условия арендаторам для того, чтобы быть конкурентоспособными на текущем рынке».

По прогнозам JLL, по итогам 2015 года в целом по рынку доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы вырастет до 8%.

«Сейчас мы наблюдаем временную трансформацию рынка собственника в рынок арендатора. Нестабильность экономической ситуации в стране заставила ритейлеров более тщательно анализировать свою деятельность, повсеместно пересматривать планы развития и форматы, а рост конкуренции среди качественных торговых центров предоставил им большой выбор. Сегодня ритейлеры, планирующие выход на российский рынок или усиление экспансии и ориентирующиеся на долгосрочную перспективу, имеют возможность закрепить за собой площадки в качественных проектах на выгодных условиях. Девелоперы становятся более профессиональными в управлении сложными ситуациями и переговорах с ритейлерами, а также более открыты к диалогу, каким бы непростым он ни был», - говорит Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL.

«Безусловно, время для ритейлеров сегодня сложное: к довольно серьезным экономическим потрясениям прибавляется “имиджевый” – геополитический – фактор, который заставляет бренды существенно пересматривать планы по выходу на рынок или по развитию, вплоть до кардинальных решений, - добавляет Елена Задорожная. – Тем не менее мы надеемся, что текущая обстановка сможет оздоровить рынок, даст возможность более активного развития некоторым игрокам и не повлияет на заявленные премьеры. Напомним, в предыдущие кризисные годы мы наблюдали сразу несколько дебютов крупных мировых брендов на российском рынке».

JLL

1 апреля 2015 г.





Статьи компаний

Развитие рынка гибких офисных пространств обсудили на CoworkingFest
Петербург в третий раз стал центром проведения деловой программы CoworkingFest — фестиваля современных гибких офисных пространств России и СНГ. Эксперты обсудили инвестиционные стратегии лидеров рынка гибких офисных пространств и частных инвесторов, варианты масштабирования сервисных офисов, а также нюансы создания современных доходных коворкингов.

коммуникационное агентство "Репутация"

10 июля
В центре Москвы вакантность в офисах класса В+ на 25 % ниже среднерыночной по этому классу
Доля свободных площадей в бизнес-центрах класса В+, расположенных внутри Садового кольца, на четверть ниже среднерыночных показателей в этом сегменте. Эксперты West Wind Group пояснили, почему так сложилось и стоит ли ждать дальнейшего сокращения вакансии в этой локации.

Сергей

25 июня
Исследование: только каждый шестой особняк в центре Москвы подходит под редевелопмент в БЦ класса В+
Из всего многообразия старинных объектов в центре столицы под перепрофилирование в качественные БЦ подходят единицы, рассказали в компании West Wind Group. В силу технического состояния, инженерных особенностей, «юридической чистоты», охранного статуса для инвестиций пригодны не более 15-20 % лотов, выставленных на рынке.

Сергей

6 июня

Все статьи

Пресс-релизы компаний

LCM Consulting займется брокериджем шести торговых центров в Краснодаре, Кирове и Люберцах
Объекты находятся в портфеле управления «УК Альфа АМ». Стабилизированы, имеют постоянную аудиторию, часть из них успешно функционируют более 20 лет. Команды LCM Consulting и «УК Альфа АМ» имеют позитивный опыт совместной работы над краснодарским ТРЦ «СБС Мегамолл» в 2018 году и возобновляют ее с июня текущего года.

Юлия Антонова

2 июля
Бизнес-Инкубатор STATION A на территории «ИТМО ХАЙПАРК» получил разрешение на строительство
Бизнес-Инкубатор STATION A на территории «ИТМО ХАЙПАРК» получил разрешение на строительство. Компания «Градостроительные компетенции» выполнила анализ проектной документации объекта, а также техническое сопровождение получения положительного заключения экспертизы и разрешения на строительство бизнес-инкубатора на территории технологической долины «ИТМО ХАЙПАРК».

коммуникационное агентство "Репутация"

1 июля
Цены на размещение в отелях Петербурга в период проведения «Алых парусов» могут вырасти в 3 раза
28 июня в Петербурге состоится одно из самых зрелищных мероприятий — «Алые паруса». На мероприятие традиционно приезжают выпускники со всей страны. Аналитики VALO рассказали, как меняется спрос на гостиницы во время праздника.

PR-агентство «Медиатор»

25 июня

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

2 639АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 22 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: