Спортивные объекты: новые возможности управления
В России сейчас строительство спортивных сооружений мирового уровня только зарождается. Основной бум возведения объектов для зимних видов спорта начался, после того, как Сочи выиграли право на проведение зимней Олимпиады 2014. Через полгода Россия будет в достаточном объеме обеспечена зимними спортсооружениями. Посему возникает вопрос о качестве их управления, как на этапе строительства, так и после сдачи этих сооружений в эксплуатацию.
В последние годы подавляющее большинство архитекторов, владельцев и управляющих компаний стадионов понимают важность работы в единой команде, начиная с самых ранних стадий проектирования и строительства. Идеология предельно проста: Владелец должен быть уверен в том, что вы знаете его бизнес от «а» до «я» и с вами как партнером он только выиграет. У любого спортивного объекта есть свой бюджет, и в разговоре с собственником его нужно убедить в том, что проблемы его бюджета являются и вашими проблемами, которые вы поможете ему решить. Убедить собственника не так просто, так как он изначально считает, что вы с ним по разные стороны баррикад. С одной стороны интересы собственника, архитектора и управляющего действительно различаются. С другой - все стороны заинтересованы в успехе общего бизнеса.
Бразильский Оргкомитет, в своей повседневной деятельности решает множество проблем схожих с российскими и связанных с предстоящим ЧМ по футболу в 2014 году. В Бразилии будут задействованы 12 стадионов, из которых 8 будут построены с нуля, в то время как в России с нуля построят 12. Даже «Лужники», единственный стадион, в данный момент готовый технически принять матчи мирового чемпионата, будет практически полностью перестроен к 2018 году.
Общей проблемой при подготовке к ЧМ-2014 и ЧМ-2018 в наших странах является низкий уровень управления спортивными сооружениями. Управляющим компаниям попросту не хватает опыта в области управления и эксплуатации. Организаторы пытаются сфокусировать свое внимание на простоте и доступности эксплуатации стадионов, их комфорте, безопасности и финансовом потенциале.
Принципиально модель управления спортивными сооружениями в России не особо отличается от мировой практики. Вопрос здесь скорее в степени развития самого рынка и квалификации игроков на нем. По мнению многих экспертов, ни в Европе, ни в Америке сегодня не существует универсальной модели управления спортивной индустрией, так как ситуация различается в зависимости от той или иной страны. Однако общей тенденцией В июле этого года в Казани пройдет Всемирная летняя Универсиада, а в 2014 году - зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, а уже в 2018-м наша страна станет ареной чемпионата мира по футболу. Стадионами и ледовыми дворцами - наследием, которое останется после всех этих соревнований, - придется кому-то управлять.
Рынок управления спортивными и культурно-массовыми сооружениями существует в мире уже несколько десятилетий. И если на западе он нацелен, прежде всего, на извлечение выгоды, то в России практика пока иная. У нас формировалось мнение, что спорт должен быть доступен всем и каждому, отсюда дворцы спорта, и стадионы, которые хотя бы в единственном экземпляре присутствуют во всех городах и регионах, тяжким грузом висят на балансе муниципалитетов, у которых зачастую нет средств даже на их текущее содержание.
В цивилизованном в мире управление спортивными сооружениями предполагает максимальную открытость и прозрачность для рынка. Управляющие компании там вынуждены действовать в тесном взаимодействии с государственными органами, поскольку мно¬гие спортивные проекты реализуются в рамках государственно-частного партнерства. Например, активным участником ГЧП является гигантская мировая империя - компания «АЕС», которая в настоящий момент владеет и управляет 107 крупнейшими спортивными сооружениями мира, в Лос-Анджелесе, Пекине, Роттердаме, Стокгольме, Лондоне, Гамбурге, Берлине. Подобная схема финансирования 8-10 лет назад широко практиковалось в области строительства спортсооружений. Сегодня 90% объектов в Америке и Европе возводится на частные инвестиции. В Бразилии, Китае и России, наоборот - главным инвестором выступает государство. Но в любом случае проекты спортивного строительства - это всегда проекты ГЧП. Именно частный капитал сегодня берет на себя главные риски, просчитывает экономику проектов, получает от властей согласие и хоть частично, но инвестирует собственные средства.
Управлять стадионами должны профессионалы. Но это вовсе не означает, что эта миссия невыполнима и требует каких-то сверхчеловеческих усилий. На российском рынке по-прежнему не так много компаний, способных обслуживать спортивные объекты по причине их сложности и неразвитости самого рынка. В связи с этим владельцы часто принимают решение о создании собственной структуры по управлению спортивными сооружением. Так что, шансы получить в управление спортивный объект теоретически есть у всех компаний, которые готовы взять на себя эту немалую ответственность. На данный момент в России, в отличие от стран Запада, на деятельность в сфере управления и эксплуатации объектов недвижимости не нужны специальные сертификаты, за исключением лицензии на обслуживание противопожарных систем.
Проблемы, схожие с российскими, решает сейчас при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2014 года Бразилия. В частности, и здесь должны быть построены новые стадионы: 8 стадионов из 12 предполагаемых площадок чемпионата. Не хватает профессиональных кадров. Однако скоро и в Бразилии, и в России появится достаточное количество профессиональных менеджеров спортивных сооружений. Рынки наших стран будут развиваться в этом направлении. Не столь важно - с участием иностранцев или без них. Одна из основных тенденций в мировой спортиндустрии - коммерциализация спорта, на котором многие федерации и клубы уже научились неплохо зарабатывать. За последние десятилетия спорт превратился в товар, продаваемый с учетом всех имеющихся в мире передовых маркетинговых стратегий и практик. И мы должны сделать наши стадионы экономически успешными. Возьмем, к примеру, бразильский рынок коммерческой недвижимости. Те же торговые центры и супермаркеты, изначально у бразильских компаний не было опыта управления этими объектами, а сейчас большинством из них успешно управляют местные операторы! То же самое, рано или поздно произойдет и со стадионами. Любой спортивный объект функционирует по-разному в дни проведения мероприятий и в дни простоя. В зависимости от этого нагрузка, выпадающая на долю всей команды, управляющей спортивным сооружением, увеличивается либо уменьшается в разы. Менеджеры спортивных объектов понимают, что обеспечить их ежедневную загрузку в течение года невозможно.
Помимо активного и пассивного режимов функционирования каждого конкретного спортивного объекта, существуют более серьезные проблемы. Деятельность управляющих компаний на спортивных объектах невозможно рассматривать в отрыве от рынка. Чем, например, будет управлять УК на стадионе, на котором после чемпионата мира ничего не происходит? Обсуждение этой темы особенно усилилось в свете катастрофической невостребованности спортивных сооружений в ЮАР после проведения последнего футбольного чемпионата мира в 2010 году.
Как мы видим, вопрос управления спортивным наследием актуален не только для нас, но и для многих других стран, где проходили и проходят крупнейшие соревнования. Поэтому план эксплуатации олимпийских объектов после игр должен существовать еще до начала их строительства. Отличный пример здесь – Катар, который выиграл право на проведение футбольного чемпионата мира 2022 года во многом благодаря тому, что многие из построенных там стадионов будут востребованы и после чемпионата. Организаторы изначально разработали сборно-разборные модели стадионов с тем, чтобы после проведения мероприятия их разобрать и транспортировать в другие страны. То же самое сейчас планируют и в России. В частности, строятся ледовые арены, которые после соревнований могут быть демонтированы и перемещены в другие города страны.
Независимые управляющие компании достаточно активно рассматривают возможность вступления в бизнес управления спортсооружениями, но в основном на данный момент их интересует главный вопрос - деятельность объектов в так называемый постолимпийский период или в период после окончания чемпиона¬та. Поскольку Олимпиада в Сочи - ближайшее по времени грандиозное спортсобытие в России, пока интерес управленцев сконцентрирован на ее объектах. У профессиональных управляющих компаний, как в сфере «ргореrty» так и «facility», есть все шансы стать консультантами проектов по вопросам как технической эксплуатации и обслуживания, так и по вопросам извлечения дохода от наилучшего использования площадей коммерциализации, а также последующей реконцепции объекта в постолимпийский период.
9 июля 2013 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.