Торговые центры — на выход… из стагнации
В качестве крайней меры можно рассматривать арендные каникулы, продолжает Королев, особенно если речь идет о крупных якорях. «Во-первых, у них самые низкие ставки, и на одном квадратном метре площади арендатора, которому предоставлены такие каникулы, собственник теряет меньше всего. Даже несмотря на большие площади якорей, дать им выжить таким образом – это эффективная (хотя и крайняя) мера. Главное для УК – сохранить потоки в ТЦ. А если уйдет якорь, за ним уйдут посетители. За посетителями уйдет последняя возможность выжить мелким арендаторам, – объясняет эксперт. – Думаю, что сейчас уже более актуально предоставление отсрочек или частичный перенос платежей на сроки до полугода. Фиксация сниженных ставок приведет к тому, что обратно их будет практически нереально вернуть в разумные сроки, даже если ретейл будет активно восстанавливать свои обороты. Отсроченные платежи – это куда более понятная для собственника перспектива, нежели грядущие переговоры о возвращении ставки к более высоким показателям».
«Кризис значительно повлиял на рынок торговой недвижимости, – резюмирует Андрей Бушин. – Количество заявок, как на аренду, так и на продажу, по отношению к предыдущему кварталу сократилось на 75%, средняя площадь интересуемого торгового помещения упала в среднем на 70%. С начала кризиса наибольшее изменение претерпел спрос на покупку, значение которого снизилось в 2 раза. Количество заявок на аренду упало незначительно – на 5%. Средняя площадь запрашиваемого помещения на аренду изменилась на 24% в минус, на покупку – на 45%».
Вроде бы данные неутешительные, и все же именно торговый сегмент московского рынка коммерческой недвижимости, как считают аналитики, девелоперы и консультанты, имеет реальный шанс выйти из кризиса раньше прочих.
«Легче всего кризис переносит рынок торговой недвижимости, особенно компании, работающие в сегменте эконом-класса и дискаунтеры, что связано со снижением доходов населения, – рассуждает Вероника Манн, директор по стратегическому консалтингу компании «Бридж Консалтинг». – Так, продуктовый дискаунтер «Магнит» фиксирует увеличение прибыли и продолжает активную экспансию. Сложнее обстоят дела у высококлассных офисных объектов, спрос на них упал, и скорейшего восстановления пока не предвидится, так как арендаторами в подобных БЦ в основном были крупные финансовые, страховые и промышленные компании, испытывающие в настоящее время наибольшие трудности».
Кроме того, неплохие перспективы по выходу из кризиса у помещений формата street-retail. «Торговый сегмент самый активный на рынке купли–продажи, – поясняет генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников. – И активность эта определяется главным образом за счет интереса к качественным объектам street-retail Центрального округа столицы».
28 мая 2009 г., sob.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |