Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Юрий Борисов об архитектуре и не только о ней

– Насколько я знаю, на предстоящем PROEstate деловая программа будет еще более насыщенной, и в ее рамках вы проведете панельную дискуссию «Дизайн в архитектуре». Чем лично вас заинтересовала эта тема?

– Одна из задач форума состоит в привлечении внимания к слабым местам той или иной фазы девелопмента. Архитектура и проектирование являются, на мой взгляд, самыми важными этапами, поскольку именно они определяют то, что остается, хочется надеяться, на века. Согласитесь, нашим потомкам вряд ли будут интересны стадии планирования и привлечения средств, фаза эксплуатации построенного сегодня здания и управления им. Забудутся и те, кто вкладывал деньги. И даже человек, которому принадлежала первоначальная идея. Люди изучают архитектуру не по инвесторам, а по стилям, направлениям и именам зодчих. Поэтому сегодня в профессиональных кругах не прекращаются дискуссии на тему: что мы оставим после себя следующим поколениям. Ясно, что выводы делаются не в пользу современных девелоперов.

– То есть в ходе мероприятия будет устроен «разбор девелоперских полетов»?

– Нет, конечно. Обсуждать очевидные неудачи и иллюстрировать их вопиющими примерами не является целью этой дискуссии. Основная задача– убедить инвесторов в том, что их коммерческий продукт необходимо гармонично вписывать в окружающую среду. Особенно, если речь идет о зданиях в центре Петербурга. Тот, кто не согласен с этим, не должен получать право строить в исторической зоне. Кроме того, нужно привлечь внимание чиновников от архитектуры. Честно говоря, меня обескураживает сложившаяся практика все время «бить по хвостам»– разбирать этажи, пересматривать проект уже на стадии завершения. В архитектуре это просто недопустимо. Третья задача– рассказать журналистам, освещающим данную тему, о существующих сложностях. Мне кажется, что сегодня средства массовой информации имеют значительно большее воздействие и на общество в целом, и на профессиональную гильдию в частности, нежели общественные слушания, которые стали абсолютно формальными и никак не влияют на прохождение проекта.

– Юрий Александрович, а как вы относитесь к архитектурным решениям в комплексной застройке?

– Здесь я тоже вижу серьезную проблему. Создается впечатление, что у нас уже в подкорке заложено: в «спальниках» можно строить все, что угодно. Во время этой дискуссии я собираюсь рассмотреть тему пренебрежительного отношения к тем местам, в которых проживает примерно 80% населения города. Почему же мы сами себя настолько не уважаем и не любим, что позволяем так уродовать спальные районы? Во что превращены въездные артерии города? Как с этим наследием будут жить наши дети? И что теперь делать с подобными зданиями? Вот такие вопросы мне бы хотелось поднять в ходе панельной дискуссии «Дизайн в архитектуре».

– Почему дизайнеры и архитекторы не принимают участия в проектах комплексной застройки?

– Нельзя сказать, что дизайнер и архитектор принимают или не принимают участия. Они вторичны по отношению к инвестору. Или даже третичны, поскольку на второе место я все-таки поставлю концептуальную команду. Только наличие этой цепочки, если она создана правильно, предполагает успешное развитие проекта.

– Вы хотите сказать, что архитектор не может сам предложить свои услуги, его должны пригласить в проект?

– Конечно. Желательно, на основе тендера. Другое дело, что развитием комплексных территорий занимаются не дизайнеры и архитекторы, а мастер-планисты. И дизайн в чистом виде не входит в сферу деятельности этих специалистов. То есть они не отвечают за фасад каждого отдельного здания и его интерьеры.

– Компания «АйБи Групп» создала два абсолютно уникальных проекта – дизайнерский центр интерьерных товаров «Аура» и декор-центр «Толстой сквер». На какой стадии сейчас они находятся?

– В первом случае мы рассчитываем на осень 2008 года, во втором – на апрель 2009-го. Готовность этих проектов максимально высокая. Самое главное, что мы успешно преодолели «точку невозврата», а значит, запланированное первоначально уже не будет переделываться. Это очень важно, но еще важнее то, как ответил рынок на предложение нашей компании реализовать именно такие концепции.

– И операторами ритейла, и дизайнерами, и декораторами оба проекта приняты с большим воодушевлением. И счастье, что мы нашли время, возможность, ресурсы для создания не просто коммерческих объектов, а новых культурных площадок на карте Петербурга.

Историческая, культурная и просветительская составляющие этих проектов для нас имеют не меньшее, а может быть, и большее значение, чем их коммерческий успех.

– Какие тенденции сегодня можно назвать главными на рынке ритейла Петербурга?

– Основной тренд– специализация торговых центров. Можно до бесконечности спорить о том, когда мы достигнем точки насыщения в этом сегменте, но типовые проекты становится делать все сложнее. Пресловутое клонирование привело к тому, что гипермаркеты одной марки начали делить собственных покупателей. Условно говоря, «М.видео» конкурирует не с «Эльдорадо», а с другим «М.видео». Возникает внутренний «каннибализм», в результате которого система в целом теряет деньги. На второе место я бы поставил профессиональное управление. То есть надо создавать проекты с максимальным количеством некопируемых маркетинговых конкурентных преимуществ.

– И последний вопрос. Часто приходится слышать, что мировой кризис негативно отразился на рынке коммерческой недвижимости Петербурга.

– Сложно сказать. Мне кажется, что в России строительный бизнес оказался более защищен от этого кризиса, чем в других странах. Вчастности, сегодня петербургский рынок демонстрирует великолепную динамику, спрос по-прежнему превышает предложение. Хотя, действительно, есть «замороженные» проекты, в том числе и крупные. Но что причина именно в мировом кризисе, не берусь утверждать. Россия– сырьевая страна, поэтому, если честно, больших проблем для рынка коммерческой недвижимости в ближайшем будущем я не вижу.

1 сентября 2008 г., bn.ru



Новости

Ожидаемая доходность в секторе коммерческой недвижимости растет на фоне подъема ключевой ставки
Подъем ключевой ставки ведет к повышению доходностей на финансовых рынках, а также увеличивает ожидания инвесторов по доходности в секторе коммерческой недвижимости. Банк России в пятницу принял решение поднять ключевую ставку на 2 п.п., до 18 %.

core-xp.ru

30 июля
35 % новых проектов формата Light Industrial реализуют новые игроки
Более трети (35 %) площади всех строящихся зданий и анонсированных проектов формата Light Industrial в Московском регионе, без учёта объектов внутри МКАД, приходится на игроков, для которых эти объекты станут первыми в этом сегменте.

core-xp.ru

11 июля

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

В Санкт-Петербурге на семь управляющих компаний пришлось 74 % от общего объема первичного рынка сервисных апартаментов
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в I полугодии 2024 года 74 % объема первичного рынка сервисных апартаментов пришлось на комплексы под управлением семи крупных компаний. Лидером осталась девелоперская группа Plaza Lotus Group (PLG), продолжившая продажи в комплексах IN2IT и «Про.Молодость».
6 августа
Екатеринбург, Краснодар, Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 г.
Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.
11 июля

Все статьи и обзоры

Все новости за сентябрь

2 590АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 22 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: