Офисный рынок подстраивается под новые условия
Офисный рынок переживает серьезную трансформацию. Игроки всё чаще задаются вопросом, как выстроить бизнес-процессы с учетом изменений и нарастающего кризиса. Что ждет этот этот сегмент недвижимости в ближайшее время? На этот вопрос ответили участники вебинара "Антикризисные советы по управлению бизнес-центром", организованного учебным центром Academy of Real Estate (ARE).
Возвращение в офисы не будет быстрым и легким, сошлись во мнении эксперты. Нынешняя ситуация повлияет и на арендаторов, и на арендодателей, и на управляющие компании.
По данным Colliers International, на сегодняшний день, 35 % компаний еще не приняли решение о дальнейшем возвращении в офис. Отказались от удаленной работы и вновь вернулись в бизнес-центры лишь 4 % опрошенных. Как отметила Елена Розанова, директор по развитию бизнеса и клиентскому опыту Colliers International, изменилось восприятие работы в офисе. Опрос показал, что 50 % респондентов после окончания режима самоизоляции хотят иметь возможность работать удаленно минимум 1-2 раза в неделю.
"На наших объектах дебиторская задолженность сейчас составляет 9-10 %. Это приемлемый уровень. Долги возникают у небольших арендаторов, которые сильно зависели от поступающей выручки и не имели финансовой подушки безопасности. Мы понимаем, что должны помогать арендаторам выжить, потому что найти нового клиента всегда дороже, чем сохранить текущего. Кроме того, для арендатора лишиться объекта, в котором уже создано комфортное пространство для сотрудников, тоже тяжело. Решения мы находили в диалоге: кому-то предоставляли скидку 15-30 %, с кем-то договаривались о рассрочке, но все же старались не уходить в сильное нарушение контракта", - отметила Мария Онучина, управляющий директор PM Becar Asset Management.
По мнению участников вебинара, офисные помещения сейчас серьезно трансформируются, и это принесет существенные изменения в будущем. Думать о дальнейших принципах работы в новых условиях необходимо уже сейчас, уверены эксперты. "На сегодняшний день примерно 30 % бизнесов сокращают арендуемые площади или полностью переходят на удалёнку. Многие понимают, что бизнес поменялся, а значит надо изменить и пространство, в котором он осуществляется. Можно выделить несколько уже проявившихся тенденций. Одна из них - reception в бизнес-центрах становится одним из важнейших элементов. Мы должны делать людей счастливыми, как только они вошли в здание. Вторая - перепланировка офисов для возможности сочетать удаленную и не удаленную работу. Такие запросы уже поступают от арендаторов", - добавила Мария Онучина.
С проявлением этих трендов согласен и Сергей Калитов, исполнительный директор УК Zeppelin. По его словам, перепланировки будут осуществляться под новые требования, что повлечет за собой реконфигурацию инженерных и других систем бизнес-центров. "Изменятся требования к вентиляции, уборке помещений, расстановке столов и так далее. В новых условиях наша компания будет предлагать заказчикам более гибкие форматы обслуживания, которые помогут сократить часть издержек. Однако важно понимать, что нельзя экономить на безопасности. В этот аспект входит и охрана, и пожарная безопасность, и дезинфекция помещений", - объяснил Сергей Калитов.
Мария Онучина подчеркнула, что сейчас стоит задача сделать бизнес-центры безопасными для людей. Необходимо уже сегодня думать о том, какие возможности для этого стоит закладывать в здания. Особенно это касается объектов, которые только планируются к строительству или находятся на этапе реконструкции.
Также эксперты обсудили, что помогает организовать работу управляющих компаний сегодня. "Сейчас стоит делать упор на digital - именно он позволяет уравновешивать разные форматы работы. Кроме того, нужно искать платформы, которые помогают делать бизнес-процессы быстрее, прозрачнее. И необходимо экспериментировать. Мир изменился, а значит предстоит перейти на работу по новым правилам", - поделилась своими выводами Мария Онучина.
В рамках вебинара спикеры отметили, что многие бизнес-центры уже начали трансформироваться в коворкинги. "Мы также верим в востребованность отелей и коливингов. В бизнес-центрах уже есть определенная инфраструктура, лобби, которое можно переоборудовать, и так далее", - дополнила Мария Онучина.
В завершении онлайн-встречи эксперты дали несколько советов управляющим компаниям. "Основная часть затрат управляющей компании - это фонд оплаты труда. Оптимизация привлекаемого персонала и его перераспределение - ключевой фактор экономии для нас сейчас", - отметил Сергей Калитов. "Первый совет - планировать финансы сразу на месяц, квартал и год. Второй - доверять профессионалам. И третий - думать о здоровье как своем, так и своего бизнеса", - резюмировала Мария Онучина.
Организатором вебинара выступил учебный центр Academy of Real Estate (ARE). Мероприятие прошло при поддержке PROEstate Events, инновационно-образовательного комплекса "Техноград".
Справка
Учебный центр Academy of Real Estate (ARE) был основан в 2012 году с целью обучения навыкам девелопмента и управления недвижимостью На сегодняшний день ARE - один из лидеров в сфере организации образовательных программ в сфере недвижимости и девелопмента на рынке России, Казахстана, Азербайджана, Белоруссии и Украины. Каждая программа разрабатывается с учетом западных стандартов и отечественной специфики. Ежегодно студентами Academy of Real Estate становятся более 230 человек на позициях от линейного менеджера до собственника бизнеса.
21 мая 2020 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.