Генеральный директор «Главмосстрой-недвижимость» Павел Лепиш отвечает на вопросы портала TheProperty.ru
В современных жилых комплексах все большую площадь застройщики выделяют под коммерческие помещения. Нужно ли это покупателям квартир, и какую роль в развитии района играют коммерческие помещения – порталу TheProperty.ru рассказал Генеральный директор ОАО «Главмосстрой-недвижимость» Павел Лепиш.
- В чем состоит значимость коммерческих помещений для жилых комплексов, для развития микрорайонов, для покупателей?
- Сегодня в комплексном жилом строительстве действительно есть тенденция увеличения инфраструктурных площадей. Однако их включение в стоимость жилья существенно подняло бы цены на квартиры, поэтому помещения, которые призваны сопровождать будущего покупателя в его повседневной жизни, проектируются как коммерческие.
Насыщение дома, квартала, микрорайона объектами первой и особенно не первой необходимости позволяет жильцу получить ощущение комфорта и собственной значимости для продавца, для застройщика, а также формирует восприятие того, что находится за дверью, как своей территории. Это очень важно для возникновения обратной связи, в которой житель отдельной квартиры начинает участвовать в жизни дома, района, города.
Но существует и более прямая зависимость эволюции квартала от его коммерческой составляющей.
Традиционно считается, что наибольший вклад в развитие вносит некоммерческая составляющая: детские сады, школы, площадки, прогулочные зоны, муниципальные службы и поликлиники. Однако не нужно забывать о том, что небюджетная сфера помимо обслуживания населения несет еще и налоговую нагрузку, а также формирует конкурентный рынок, оказывая влияние на улучшение качества как конкретных услуг, так и жизни в целом. Кроме того, она всегда может предложить жителям немножко больше того, что они ожидают. Скажем, доступный детский сад и школа – это очень хорошо, но плюс к ним еще центр обучения детей иностранным языкам, художественный кружок, бассейн и школа танцев – это еще лучше.
Правильно спроектированная коммерческая структура комплекса существенно снижает транспортную нагрузку на район, а также позитивно сказывается на экологическом статусе квартала. Эти факторы складываются из отсутствия необходимости лишний раз выезжать за пределы микрорайона в поисках необходимых услуг, товаров или досуга, а также грамотно организованного пространства, в котором подъездные пути к транспортноемким помещениям (магазины, медицинские организации и т. п.) не совпадают с местами парковки или прогулки жителей.
- Легко реализовать «коммерческие метры» или есть в этом какие-то подводные камни?
- Спрос на коммерческие помещения в строящихся комплексах обычно очень высокий. Это обусловлено, во-первых, относительно невысокой стоимостью квадратного метра. А во-вторых, гарантированным количеством потребителей, которые, как правило, еще до заселения в новую квартиру уже формируют примерное представление о том, где они будут покупать продукты, как проводить выходные, куда бежать лечить внезапно заболевший зуб. Поэтому нежилые площади в новостройках реализовываются большей частью еще на этапе строительства, наравне с квартирами.
Естественно, все это справедливо в большей степени для ответственного проектирования. Спрос может остаться виртуальным, если не учитывать пожелания клиента. И если сегодня при строительстве мы изучаем требования будущих жильцов, то в равной степени анализируем и запросы предпринимателей. Ассортимент площадей и вариативность организации внутреннего пространства, удобные подъездные дорожки и парковочные зоны, чередование коммерческих и служебных помещений, возможность строительства отдельного входа, конструктивные или санитарные особенности некоторых помещений – далеко не полный перечень того, что мы учитываем при проектировании объектов.
- Влияет наличие коммерческих помещений на стоимость квартир?
- С течением времени коммерческий фонд заселяется теми предприятиями торговли и услуг, которые обусловлены запросами жильцов конкретного дома или квартала, отсеивая некачественные, необоснованно дорогие или неинтересные предложения. Именно эта структура в конечном итоге влияет на повышение ликвидности как жилого, так и нежилого квадратного метра.
7 августа 2014 г., www.gmsn.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |