Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Игорь Комаров:«Год назад далеко не все считали, что сохранить АвтоВАЗ реально»

Когда в августе прошлого года Игорь Комаров возглавил АвтоВАЗ, конвейер завода простаивал уже почти месяц. Новый менеджмент сразу заявил, что спасти предприятие без массового сокращения персонала и масштабной госпомощи нереально — и та и другая просьбы были услышаны правительством. Спустя год Игорь Комаров говорит уже об очередях на автомобили Lada, правда, не пытаясь приписывать себе эту заслугу: спасибо государственной программе утилизации. Что можно считать его собственными достижениями на посту президента АвтоВАЗа, ИГОРЬ КОМАРОВ рассказывает в интервью корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИИ СЕРГИЕНКО.

— Ожидали ли на АвтоВАЗе, что государственная программа утилизации так сильно поможет продажам завода?

— Да, мы ожидали, что программа утилизации нам серьезно поможет, и предполагали, что будем основным ее бенефициаром. Но не предполагали, что в таком масштабе. Когда программа начиналась, мы планировали производство на март, и тогда были серьезные риски, потому что АвтоВАЗ в январе установил антирекорд — продал порядка 17 тыс. автомобилей. В феврале сделали прогноз производства — 38 тыс. на март, и это было серьезное решение — наши партнеры по альянсу сомневались. И в марте мы уже продали порядка 38 тыс. машин. Программа утилизации нам сильно помогла: мы стали одними из немногих, кому удалось за несколько месяцев в разы увеличить объемы производства и продаж.

— Многие дилеры АвтоВАЗа жалуются, что Мин­промторг не выплачивает компенсации за утилизационные премии. Решает ли завод каким-то образом эти проблемы дилерских центров?

— С начала программы было понятно: задержка по выплатам может занять до двух месяцев, так как дилер должен подготовить документы, отправить в Минпром­торг, министерство должно сверить данные, потом отправить их в казначейство, а оно, в свою очередь, — переслать деньги дилерам. Участие АвтоВАЗа в том, что мы взяли на себя фактически кредитование дилеров: проданный дилерам автомобиль — это беспроцентная ссуда от АвтоВАЗа, ведь это мы ждем от дилера те самые 50 тыс. руб., которые ему должен перечислить Минпромторг. Сейчас цена ожидания в нашем платежном балансе и составляет более 3 млрд руб.

Также мы смогли в двух десятках наших салонов организовать утилизацию и снятие с учета старой машины, регистрацию и продажу нового автомобиля — все в одном месте. Просто изначально никто не думал, что выстроятся тысячные очереди желающих приобрести автомобиль. А мы не можем удовлетворить ажиотажный спрос в один день. Ко всему прочему, мы, кстати, еще и все расходы по перевозке автомобилей на утилизацию взяли на себя.

— Вы не боитесь, что по окончании утилизационной программы рост продаж автомобилей Lada упадет?

— Мы уже видим, что ажиотажный спрос по госпрограмме утилизации спадает, но мы ничего не боимся. Есть определенные риски. Опыт Германии, других стран Европы и Америки показывает, что после окончания программ утилизации происходит падение производства, обусловленное снижением спроса. Надо правильно оценить ситуацию и вовремя реагировать. Два этапа госпрограммы утилизации обеспечивают АвтоВАЗу полную загрузку конвейера до середины следующего года. Сегодня мы видим — спрос превышает возможности производства автомобилей, и надеемся, что прогноз состояния развития нашей экономики верен и такая ситуация сохранится и во второй половине 2011 года, в конце которого мы выводим на рынок Lada Granta — новый бюджетный автомобиль АвтоВАЗа, он постепенно заменит вазовскую “классику” и Lada Samara. АвтоВАЗу важно обеспечить объемы производства и нормальную работу предприятия до того времени, как будет полностью обновлен модельный ряд.

— С какими проблемами столкнулся АвтоВАЗ со стартом утилизационной программы?

— С ажиотажным спросом и необходимостью увеличения в разы объема производства, еще надо было помочь реорганизовать работу нашим поставщикам. Когда стартовала госпрограмма утилизации, мы должны были максимально увеличить выпуск машин в минимальные сроки. При этом надо было учесть: если программа закончится в сентябре—октябре, будет резкое падение спроса, сразу в два-три раза. Сейчас у нас очередь и на автомобили по программе утилизации, и по коммерческим продажам.

— Сейчас на автомобильном рынке ажиотаж. Машин не хватает, люди ждут по несколько месяцев. Хватает ли заводу рабочих, которых вы оставили (70 500 человек)? Планируете ли в будущем вновь увеличивать штат?

— Не думаю, что мы будем серьезно увеличивать штат до начала работы новой линии по производству автомобилей на платформе B0. На АвтоВАЗе сейчас практически в полном объеме работают три линии конвейера и одновременно модернизируется линия для B0, которая впоследствии обеспечит выпуск дополнительных 300 тыс. автомобилей. Запускать эту линию мы будем в 2012 году. Поэтому сейчас у АвтоВАЗа нет потребности в резком увеличении штата. Мы не стоим на месте — идет процесс выделения профильных и компонентных производств, создаем СП со стратегическим партнером по производству пластика — тех изделий, которые будут выпускаться в периметре АвтоВАЗа. Еще выделяем колесное производство, собираемся также выделить инструментальное производство и производство технологического оборудования. Кроме традиционных производств двигателей, коробок передач, штамповки, окраски, сборки и сварки есть еще колоссальное количество других необходимых технологических процессов. Сейчас идет поиск партнеров и инвесторов для их реорганизации.

Будем и продавать некоторые производства, только после обязательной оценки экономической целесообразности и эффективности этого шага. В связи с этим количество сотрудников АвтоВАЗа будет уменьшаться. При этом вместе с партнерами по альянсу Renault—Nissan мы сейчас разрабатываем программу по общему изменению системы производства, по оптимизации и улучшению всех процессов (сборки, окраски и др.).

— Весной металлурги подняли цены на свою продукцию. Будете ли вы продолжать переговоры о снижении цены?

— Наш контракт с металлургами, определяющий формулу цены, действует до конца этого года. В ближайшее время переговоры возобновим — нам нужен контракт на следующий год. Надеемся на лучшие и благоприятные условия.

— Как сейчас обстоят дела у АвтоВАЗа с поставщиками? Ведь в прошлом году ваши поставщики грозились прекратить отгрузку деталей, если не будут погашены долги.

— У нас была большая долговая нагрузка — понятно, она возникла из-за того, что были запланированы совершенно другие объемы производства комплектующих. И при снижении в три раза производственной программы АвтоВАЗа в прошлом году поставщики ушли в убытки. В этом году, с одной стороны, пришлось колоссально напрячься, увеличив производственную программу, но с другой — из-за увеличения объема те из поставщиков, кто с ней справился, почувствовали себя лучше. Финансовая ситуация по тем поставщикам, которые остались живы — а живы практически все, — существенно улучшается.

— Год назад ГК “Ростехнологии” предоставила Авто­ВАЗу заем на год. Планируется ли продлевать кредит?

— В конце августа исполнился год, как вы возглавляете АвтоВАЗ. Каковы итоги?

— Год был непростой, но позитивный. Надеюсь, что первую и острую фазу мы прошли. И самый главный итог — то, что сегодня значительно больше людей начинает по-другому относиться к нам, верит в то, что на АвтоВАЗе возможно сделать многое. Год назад далеко не все считали, что сохранить АвтоВАЗ вполне реально. На мой взгляд, меняется отношение у работников завода и менеджеров. У наших партнеров, коллег и поставщиков появляется готовность конструктивно с нами сотрудничать. Да, еще есть негатив, но люди начинают доверять АвтоВАЗу.

— Когда альянс и правительство России анализировали программу развития АвтоВАЗа, они считали, что основной риск — это именно первые два-три года до обновления модельного ряда и проведения модернизации. Самый первый год считался самым рискованным, но он стал для нас лучше, чем мы планировали. Риски начали снижаться.

— По вашим оценкам, недельный простой в августе, связанный с жарой, принес заводу убытки в размере 500 млн руб. Как планируется компенсировать?

— Частично — объемом производства, но думаю, что полностью этот простой мы компенсировать не сможем. Недополучение прибыли связано с тем, что мы понесли дополнительные затраты: платили людям заработную плату, и никто не будет бесплатно работать неделю, чтобы компенсировать простой. Это потраченные деньги, но сохранение работоспособности, а главное, здоровья людей не измеряется деньгами.

— Недавно вышло постановление правительства о создании ОЭЗ в Самарской области. Планируется ли на заводе сотрудничать с резидентами этой зоны?

— Безусловно, уже формируем предварительные списки. Параллельно идут два процесса: номинация поставщиков на бюджетный автомобиль Lada Granta и на R90. Чтобы создать СП, наши поставщики должны быть номинированы на те автокомплекты, которые они будут поставлять АвтоВАЗу, должны выполнить требования по качеству и цене предполагаемой поставки. Итоги номинации АвтоВАЗ объявит в ближайшее время. Реализовывать свои планы по созданию СП мы будем только после того, как поставщики выполнят наши требования, а не наоборот.

— Недавно появилась информация, что АвтоВАЗ ведет переговоры с компанией Ricardo о создании электрокара специально для Олимпийских игр-2014. Действительно ли это так? Может быть, вы ведете переговоры и с кем-то другим?

— Надо понимать, что номер один и номер два в автопроме по электрокарам — это наш альянс. Ricardo — наш партнер по ряду разработок, но подробно говорить о них еще рано.

— В конце января АвтоВАЗ пообещал устроить распродажу непрофильных активов. Почему завод неоднократно переносил дату аукциона? Может быть, вы решили какие-то объекты оставить себе?

— Нет, будем продавать все, что решили. Но я не исключаю, что рассмотрим вопрос о том, чтобы оставить, к примеру, базу отдыха для наших сотрудников и рабочих. Подчеркиваю: такое решение пока не принято. Мы хотим сделать все абсолютно чисто, прозрачно и понятно. Из этого следует, что нам нужно время. Думаю, мы слегка переоценили рынок недвижимости: сегодня реализовать наше большое желание продать быстро и дорого практически нереально. Не исключаю, что стоимость некоторых объектов нам придется пересмотреть.

— Будете ли в ближайшее время повышать заработную плату рабочим?

— Как мы работали с профсоюзом во время кризиса? Собрали директоров производств и представителей профсоюза, рассказали о ситуации: продажи упали в три раза, нет ни денег, ни возможности производить больше, чем продаем. В начале 2009 года на складе было 120 тыс. автомобилей, а всего к этому моменту АвтоВАЗ произвел порядка 300 тыс. машин. И спросили у профсоюза, что будем делать: сокращать зарплату или людей? Вопрос стоял так: либо идем ко дну все вместе, либо пытаемся выныривать. И, конечно, пока выныриваем, мы не можем себе позволить повышать заработную плату. Наша задача — выйти на прибыль, иначе откуда брать деньги? В прошлом году в нашем бюджете предусматривалось 9,8 млрд руб. на соцрасходы, в 2010-м эта сумма была сокращена до 1,6 млрд руб. Разумеется, как только экономическая ситуация на предприятии позволит, мы вернемся к обсуждению с профсоюзом АвтоВАЗа социальных вопросов.

— Две дочерние компании АвтоВАЗа — “АвтоВАЗ-Перспектива” и “Реформинг-Центр” — существуют до конца года. А что дальше будет с рабочими, которые перешли в эти “дочки”?

— Будут создаваться рабочие места в городе и области.

— Планируется ли в ближайшем будущем повышать объемы производства?

— Наш производственный план уменьшился из-за простоя в августе, когда мы неделю не работали из-за жары и пожаров. Сейчас могу сказать одно: мы продаем все, что производим, — ограничены только производственными возможностями. Также надо понимать: в 2009 году, как я уже говорил, объем производства АвтоВАЗа ( Тольятти ) упал в три раза, мы жестко рекомендовали дилерам не повышать цены, и все наши поставщики вынуждены были принять меры антикризисного регулирования. Сейчас мы за два-три месяца более чем в два раза увеличили объем производства. Многие коллеги не верили, что это возможно. Оцените титанический труд менеджеров и трудового коллектива АвтоВАЗа, наших поставщиков, которые смогли, соответственно, увеличить объемы производства и поставок комплектующих.

— Как планируете закончить 2010 год? В начале вы прогнозировали, что уже во второй половине выйдете на безубыточный уровень.

— Наш план — в этом году выйти на операционную прибыль. Эту задачу поставили акционеры, совет директоров — и я думаю, мы ее выполним. По итогам первых семи месяцев этого года АвтоВАЗ получил 71,5 млрд руб. выручки и чистую прибыль в размере 24 млн руб. (потому что если за первые полгода у нас был убыток 612 млн руб., то чистая прибыль за июль составила 636 млн руб.). Есть факты, которые негативно влияют на работу, — например, металлурги сильно “помогли”, повысив цены, мы продолжаем выплаты процентов по кредитам. Но благодаря госпрограмме утилизации, думаю, продадим больше, чем планировали, где-то на 140 тыс. автомобилей. Мы собирались продать в этом году около 480 тыс. машин, но пересмотрели свой прогноз — попробуем до конца года реализовать порядка 580 тыс. Lada.Игорь Комаров родился в 1964 году в городе Энгельсе Саратовской области. В 1986 году окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности “экономист”. С 1987 по 1992 год прошел службу в Вооруженных силах. С 1992 по 2002 год работал на руководящих должностях в банковской сфере: первым вице-президентом Инкомбанка, первым вице-президентом Национального резервного банка, заместителем председателя правления Сбербанка России.

С 2002 по 2008 год занимал должность замгендиректора ГМК “Норильский никель” по экономике и финансам. С октября 2008 года был исполнительным вице-президентом АвтоВАЗа и также занимал должность советника гендиректора госкорпорации “Ростехнологии”. С 29 августа 2009 года назначен президентом АвтоВАЗа.

6 сентября 2010 г., 445000.ru



Новости

Приглашаем на Московский Международный жилищный конгресс-2024
Крупнейшее деловое мероприятие рынка недвижимости пройдет с 21 по 25 октября в Центре международной торговли в Москве (Краснопресненская наб., 12). Планируется порядка 10 000 участников — профессионалов рынка — из более 80 субъектов РФ и ряда зарубежных стран.

www.realcongress.ru

28 августа
Доля региональных рынков в спросе на складскую недвижимость стала максимальной за всю историю рынка
63 % достигла доля сделок в регионах в складском сегменте по итогам 1 полугодия 2024. Показатель стал максимальным за всю историю рынка, при этом средняя доля региональных сделок за предыдущие 10 лет составляла 35 %.

core-xp.ru

9 августа

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

В Санкт-Петербурге на семь управляющих компаний пришлось 74 % от общего объема первичного рынка сервисных апартаментов
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в I полугодии 2024 года 74 % объема первичного рынка сервисных апартаментов пришлось на комплексы под управлением семи крупных компаний. Лидером осталась девелоперская группа Plaza Lotus Group (PLG), продолжившая продажи в комплексах IN2IT и «Про.Молодость».
6 августа
Екатеринбург, Краснодар, Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 г.
Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.
11 июля

Все статьи и обзоры

Все новости за сентябрь

2 930АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 21 компания:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: