Артур Никитин встал в очередь на банкротство
Один из крупнейших девелоперов Челябинска – компания «Стройсвязьурал-1», контролируемая известным бизнесменом Артуром Никитиным, инициировала процесс банкротства. Как сообщили Chel.ru в областном Арбитражном суде, известный оператор на рынке коммерческой недвижимости просит признать компанию несостоятельной, ввести процедуру наблюдения и назначить временного управляющего. В самой компании от подробных комментариев воздерживаются, отмечая, что «ничего страшного в этом нет». Эксперты данный шаг г-на Никитина считают результатом не только кризиса, но и ужесточения российского законодательства. В ближайшем будущем они прогнозируют целую волну подобных банкротств. Только за два последних месяца и лишь в одну организацию арбитражных управляющих в Челябинске поступило 15 заявлений от достаточно крупных строительных компаний. Среди них – СК «Монолит», «Урал-Строитель» и другие.
Заявление ООО «Стройсвязьурал-1» о признании его несостоятельным (банкротом), подписанное директором компании Лежниковым О. В., поступило в Арбитражный суд Челябинской области в конце мая. Как сообщили сайту Chel.ru в пресс-службе суда, первое заседание состоялось 1 июля 2009 года. На нем представители компании заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а также попросили отложить судебное заседание для урегулирования с кредиторами вопросов по предоставлению отсрочки (рассрочки) исполнения обязательств. Учитывая, что ходатайство заявителя подтверждено соответствующей перепиской с кредиторами, суд просьбу удовлетворил. Следующее заседание назначено на 7 августа.
Как известно, «Стройсвязьурал-1» специализировался на возведении торговых комплексов и управлении объектами коммерческой недвижимости. В Челябинске под контролем компании находятся ПТК «Никитинский», «Синегорье», КС, «КУБа». В Уфе «Стройсвязьурал-1» построил торгово-развлекательный комплекс «Иремель», также разрабатывал проекты в Санкт-Петербурге (спортивно-развлекательный комплекс с аквапарком и яхт-клубом), Волгограде (ТРК), Магнитогорске (универсальный комплекс), Саратове и Орске. Практически все строительные компании брали кредиты на развитие бизнеса, и «Стройсвязьурал-1» не исключение. Однако кризис подкосил спрос и на жилье, и на коммерческую недвижимость. Стройки замерли, а компании, еще недавно крепко стоящие на ногах, оказались заложниками своих далеко идущих планов.
В СМИ уже появились сообщения об астрономических долгах компании Артура Никитина – 3,4 миллиарда рублей, в том числе Сбербанку – 1,2 миллиарда рублей. Пока неизвестно, были ли использованы в качестве залога по кредитам такие крупные комплексы, как «Синегорье» и «Никитинские ряды». Если да, то не исключена вероятность того, что челябинский бизнесмен может лишиться одноименного подземного комплекса и прочих знаковых объектов. Попытки получить официальный комментарий у представителей ООО «СтройсвязьУрал-1» не увенчались успехом. «Ничего страшного, жареного и скандального в этом деле нет», – ограничился короткой фразой источник, близкий к руководству компании.
Представители строительных фирм города также не горели желанием обсуждать тему банкротства коллег. Многие даже заявляли, что не слышали ни об одном таком факте. Лишь вице-президент Ассоциации предприятий строительной отрасли Челябинска Владимир Сучилов призвал не бояться этого слова. «Не так страшен процесс, как звучит его название, – говорит он. – Процедура банкротства может длиться от шести до двенадцати месяцев. Все это время предприятие находится под государственным контролем, продолжается текущая работа».
По словам нашего эксперта, возможны два варианта развития событий. В первом случае компания использует банкротство как механизм выживания на рынке. У нее появляется возможность отсрочить выплату долгов и провести процедуру финансового оздоровления. Если же компанию никак не спасти, вступает в действие второй вариант – ликвидация в результате банкротства. В этом случае у кредиторов остается шанс получить свои деньги пропорционально сумме долгов.
«"Стройсвязьурал-1" не входит в нашу ассоциацию, поэтому мне сложно сказать, какова реальная ситуация в этой компании, – заметил Владимир Сучилов. – Неизвестно, как собственник распределял свои активы, есть ли залоги и так далее». Однако крупные строительные компании, по мнению нашего собеседника, обычно имеют хорошие заделы работ. И дело не только в конкретных суммах. Если в деньгах вырытый котлован оценивается на 10 процентов стоимости, то, с точки зрения маркетологов, с учетом перспективности объекта он может потянуть и на все 30.
Исполнительный директор Южно-Уральского филиала НП «Уральская саморегулирующаяся организация арбитражных управляющих» Петр Матушкин вообще считает, что на общем посткризисном фоне подобные процессы – естественное явление. «Строительная отрасль была очень рентабельной, – комментирует специалист. – Но в кризис компании пострадали особенно сильно. Большинство из них работало на кредитных деньгах. И теперь, когда механизмы привлечения заемных средств резко сократились, застройщики попали в разряд неплатежеспособных». Эксперт Chel.ru отметил также, что когда объем активов меньше, чем обязательства, то есть компания не в состоянии расплатиться по своим долгам, руководитель просто обязан инициировать процесс банкротства.
Запускать такую процедуру с недавних пор требует российское законодательство. В этом году изменения внесены сразу в несколько документов, связанных со спецификой банкротства. «По 73-му закону руководителю предприятия с признаками неплатежеспособности дается всего месяц на то, чтобы подать заявление о несостоятельности, – поясняет Петр Матушкин. – Если он этого не сделает, то впоследствии будет расплачиваться из собственного кармана. Мало того, неторопливость топ-менеджера предприятия, которому грозит банкротство, выйдет боком и собственнику. Его тоже заставят отвечать личным имуществом». Кстати, прецеденты уже есть – владельцам одного из обанкротившихся банков предъявлен иск на четыре миллиарда рублей. Как раз из-за того, что тянули с признанием своей несостоятельности.
Высший арбитражный суд уже готовится к росту судебных разбирательств, связанных с делами о банкротстве. Их число может увеличиться в результате финансового кризиса на 40 процентов, прогнозируют специалисты ВАС. Это означает, что в 2009 году волна банкротств накроет около 48 тысяч предприятий. Судьям вторит и представитель профессионального сообщества арбитражных управляющих. «Нынешние иски о несостоятельности строительных компаний – это только первые ласточки, – считает Петр Матушкин. – Количество банкротств будет нарастать».
Специалист привел яркий пример: только за два последних месяца и только в одну организацию (Южно-Уральский филиал Уральской СРО АУ) поступило несколько десятков заявлений предприятий о банкротстве. Пятнадцать из них – это достаточно крупные строительные организации: ООО «СК Монолит», ОАО «Универсал», ОАО «Челябэнергоспецремонт», «Альфа-строй», «Агрострой», «Урал-строитель» и другие. Где-то введена процедура наблюдения, где-то уже идет конкурсный этап. И с каждым днем список потенциальных и реальных банкротов растет.
В то же время некоторые эксперты прямо говорят о том, что зачастую должники заинтересованы в том, чтобы побыстрее заявить о своей несостоятельности. Таким образом они держат под контролем дальнейшую процедуру. Например, выбирают временного арбитражного управляющего, участвуют в составлении реестра требований кредиторов и графика платежей. «Конечно, в период банкротства возможен увод активов, – комментирует Владимир Сучилов, – но на то и нужен временный управляющий, чтобы направлять предприятие на путь истинный». «Новая редакция закона действительно дает право должнику назначать арбитражного управляющего, – подтверждает Петр Матушкин. – Наша задача – лишь проверить, является ли он членом соответствующей СРО». При этом эксперт Chel.ru не исключил, что член СРО может действовать в интересах должника, а руководство банкротящегося предприятия – влиять на процесс через арбитражного управляющего.
22 июля 2009 г., chel.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |