Закупки и кризис
В любые сложные времена, не обязательно кризисные, вопрос о смене политики закупок и оптимизации затрат возникает с неизбежностью. При этом совсем не обязательно держать службы на голодном пайке, очень много может дать изменение подходов к приобретению оборудования. И эти меры хорошо известны.
Ценовое давление на поставщиков. Очевидный путь снижения затрат — давление на текущих поставщиков или поиск новых, предлагающих более низкие цены. К сожалению, никто из поставщиков ИТ-оборудования официально не объявил о скидках на свою продукцию. Несмотря на то, что снижение цен в условиях кризиса является естественной и общепринятой мерой, для нашей рубрики «Антикризисные предложения поставщиков» на сайте iemag.ru мы не смогли собрать ни одного серьезного предложения по скидкам от поставщиков ИТ-оборудования. При этом в частных разговорах практически все, с кем мы говорили (а это были такие ИТ-гранды, как IBM, HP и т. д), подтверждали фактическую возможность скидок. Но не официальных, а в стиле «приходите, договоримся». И хотя отсутствие публичности — явный признак желания «замутить воду», важен сам факт: скидки есть. При этом нужно учитывать, что размер поставщика имеет значение: у слишком маленького может просто не оказаться необходимых товарных позиций в нужном количестве, а со слишком крупным трудно будет договариваться.
Полезно также вести мониторинг рынка на предмет сбросов склада со стороны дистрибьюторов или крупных продавцов. Хотя в этом случае на полную номенклатуру рассчитывать нельзя. Серверы, системы хранения, сетевое оборудование искать на таких распродажах бесполезно, а вот мониторы, комплектующие для ПК и персональные принтеры — вполне реально.
Централизация закупок. Очень распространенным и часто рекомендуемым подходом, позволяющим снизить расходы, является централизация закупок. И действительно, в крупных компаниях отдельные подразделения нередко имели свои бюджеты и закупали ИТ-оборудование, что приводило ко всяческого рода издержкам. Сейчас самое время все закупки быстро и жестко централизовать.
Более сложный вопрос связан с закупками оборудования, напрямую не относящегося к ИТ. Это, в частности, контрольно‑кассовые системы в розничной торговле, комплексы АСУТП на производстве, целый ряд систем связи. Вне сферы компетенции ИТ‑службы зачастую находится и всё, что относится к оргтехнике. Без взаимодействия со службами, закупающими это оборудование, может возникать масса издержек и проблем из‑за несовместимости разной техники и ПО. Чтобы не допускать их, нужны единые стандарты, в рамках которых и должны производиться закупки.
Стандартизация и «кризисные» стандарты. Еще до кризиса наметилась явная тенденция к стандартизации и платформенному подходу, что, в свою очередь, означает использование типовых систем и комплектующих и отказ от всякого рода проприетарного оборудования. В ходе нашего исследования «Практика использования ИТ в условиях кризиса» (октябрь 2008 года) опрошенные ИТ-директора (212 человек) назвали стандартизацию самой приоритетной мерой по снижению эксплуатационных затрат (оценка 3,9 по 5‑балльной шкале).
Однако заметим, что стандартизация не является быстрой и дешевой мерой. Скорее это мера стратегическая, нежели тактическая. Возможно, именно поэтому в кризис её значимость упала. И здесь важно отметить, что нередко более быстрый (тактический) эффект сегодня может принести дестандартизация или, скорее, полистандартизация.
Многие ИТ-директора и в прежнее время подбирали для каждого участка свое решение, отказываясь от установки продукции того или иного вендора в качестве корпоративного стандарта. Выбор оборудования проходит сообразно решаемым задачам, стоимости приобретения и эксплуатации, а также возможности поддерживать его собственными силами. И несмотря на то, что в компании возникает «зоопарк», всё находится на своем месте. Очень многих закупать оборудование разных марок вынуждали проблемы, связанные с территориальной распределенностью. Ведь далеко не везде есть сервисные центры всех представленных на рынке вендоров.
В результате, как отметил, например, Александр Артюхов, исполнительный директор Дирекции информационных технологий торгового дома «Копейка», интервью с которым опубликовано в настоящем номере, отказ от неформального стандарта — моновендорности — и проведение закупок по результатам коммерческого конкурса, организованного по всем правилам, позволил, в частности, почти втрое снизить затраты на приобретение и обслуживание ПК. Сейчас ситуация несколько изменилась и разница не будет столь большой, но все равно снижение может составить десятки процентов.
При этом уход от моновендорности не отменяет задачу выработки корпоративных стандартов. Но в сегодняшних условиях хороший эффект может принести ослабление стандартов действующих и выработка временных, на кризисный период.
Конкурсная процедура. Еще одним средством, призванным снизить расходы, является проведение коммерческих конкурсов по всем правилам, без явных предпочтений и скрытых преференций. Выше уже приводился пример, как применение этого инструмента позволило в несколько раз снизить затраты на приобретение необходимого оборудования. Однако данное средство, пожалуй, наиболее проблемно. Прежде всего конкурсная процедура требует тщательной юридической проработки, для чего необходимы услуги специалистов, которые вряд ли будут дешевы. К тому же она занимает немало времени, которое тоже далеко не всегда есть.
22 апреля 2009 г., iemag.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |