В деловой центр — на общественном транспорте
Ближайший крупный сосед Челябинска Екатеринбург делает ставку на строительство крупных деловых центров. К 2015 году в столице Урала появится 44 новых деловых центра общей площадью 2,4 миллиона квадратных метров. Местная власть уже определила, на каких земельных участках будут возведены эти объекты. Правда, столь амбициозные планы настораживают экспертов: мегаполис рискует окончательно впасть в дорожно-транспортный коллапс.Перспектива развития рынка коммерческой недвижимости Екатеринбурга обсуждалась 17 апреля в ходе круглого стола, организованного Гильдией управляющих и девелоперов (Санкт-Петербург) и группой компании «Корин Холдинг». Администрация Екатеринбурга с завидным для Челябинска постоянством продает с аукционов землю под гостиницы, торговые, деловые и логистические центры. В Челябинске же на всех земельных аукционах выставляются лоты под жилищное строительство. Обещанных участков под коммерческую недвижимость игроки строительного рынка Челябинска ждали еще в феврале 2008 года, но пока не дождались.
Между тем мегаполис-сосед пошел другим путем. Начиная с 2006 года при содействии администрации Екатеринбурга начал разрабатываться стратегический проект по строительству деловых центров. Под деловым центром подразумевается объект коммерческой недвижимости, где доля офисов составляет не менее 70% от общей площади центра. По данным Уральской палаты недвижимости, порядка 4045% арендаторов не удовлетворены занимаемыми офисными помещениями. Дефицит этих площадей составляет около 1,3 миллионов квадратных метров, причем ежегодно эта потребность возрастает на 10%. По словам председателя Комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Максима Афанасьева, на сегодняшний день 93% офисных помещений относятся к классу С; к классу В можно причислить 6% офисов, и лишь 1% «дорос» до класса А.
Однако за семь лет власти Екатеринбурга намерены приблизиться по соотношению классности деловых центров к общемировым показателям. К 2015 году в уральской столице будет 29% деловых центров класса А (общемировой показатель 30%), 24% класса В (общемировой показатель 25%) и 47% класса С (общемировой показатель 45%).
В ходе дискуссии участники круглого стола подняли вопрос: каким образом классифицировать и сертифицировать новые деловые центры? «Мы столкнулись с тем, что такая единая система просто отсутствует, пояснил президент Гильдии управляющих и девелоперов Александр Ольховский. - Есть ли возможность составить систему классификации и сертификации деловых центров на уровне одного региона? Предполагаю, что лучше создать единую систему сертификации на уровне России, но кто ее разработает и зарегистрирует на государственном уровне? На мой взгляд, это должна быть Гильдия управляющих и девелоперов. Когда в свое время зашла речь о сертификации риелторских услуг, подобную систему разрабатывала Российская гильдия риелторов. Затем соответствующие полномочия делегировались территориальным органам Гильдии. Если для деловых центров систему классификации и сертификации будет разрабатывать ГУД, то в Екатеринбурге полномочия по ее внедрению будут делегированы Уральской палате недвижимости».
Вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев отдельно отметил, что обновляться будет не только сегмент деловых центров. Согласно городской стратегии развития, в 20082009 годах появятся девять торговых и торгово-развлекательных центров, а также новые отели, логистические комплексы. Однако представители Уральской палаты недвижимости и Гильдии управляющих и девелоперов напомнили о дорожно-транспортной проблеме города. Крупные объекты коммерческой недвижимости требуют достаточного количества парковочных мест. По мнению участников круглого стола, углубляться в подземные паркинги на 34 этажа инвестору, как правило, невыгодно слишком серьезно подскакивает в цене квадратный метр. Найти нужное количество площадей под наземную парковку тоже не всегда реально. «В Лондоне, например, есть деловые центры, где парковка не предусмотрена вообще, поделился мнением один из экспертов. Бизнесмены туда добираются на качественном общественном транспорте». Присутствующие согласились с тем, что роль общественного транспорта в России недооценена и сошлись во мнении, что, к примеру, скоростная электричка могла бы разгрузить город от пробок.
P.S.: Подробнее о перспективах развития рынка коммерческой недвижимости в Екатеринбурге читайте на сайте DomChel.ru в ближайших обновлениях раздела «ДомЭксперт».
18 апреля 2008 г., domchel.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |