Becar подводит итоги 2019 года на рынке коворкингов Москвы
В 4Q 2019 года рост рынка гибких пространств заметно ускорился – помимо ввода 17 новых объектов, увеличилось количество сделок с крупными корпоративными арендаторами. Общий объём рынка коворкингов и сервисных офисов превысил 200 тыс. кв. м, что составляет около 1,2 % офисного рынка Москвы и Ближайшего Подмосковья.Предложение
По итогам 4Q 2019 г. на рынке коворкингов и сервисных офисов функционирует 194 объекта общей площадью 212,9 тыс. кв. м, рассчитанных на 30,4 тыс. рабочих мест. В 4Q 2019 г. открыты 17 классических коворкингов и сервисных офисов. Суммарный объём новых объектов – 30,5 тыс. кв. м или 4 430 рабочих мест (+66 % к открытиям 3Q 2019 г. по площади). В целом за 2019 год на рынок Москвы вышло 47 новых объектов общей площадью 68,7 тыс.кв. м. В прошлом году общий прирост рынка по площади составил 45 %, по количеству мест – 50 %. Драйверами предложения выступили операторы крупных сетевых классических проектов: SOK, WeWork, WORKKI, «Ключ».
По итогам года доля сетевых проектов составила 51 % по количеству, 72 % - по площади. Наиболее крупным портфелем коворкинг-площадей располагают SOK и Regus.
Центральный АО остается безусловным лидером по локализации гибких пространств – по итогам года там расположено 45 % объектов или 54 % площадей. 65 % коворкингов и сервисных офисов, функционирующих в данный момент, были открыты в 2017-2019 гг.
43 % классических объектов занимают площадь более 1000 кв. м, в то время как для специализированных коворкингов эта доля не превышает 5 %. В целом за 2019 год средняя площадь коворкинга увеличилась с 850 до 1100 кв. м.
Все гибкие пространства можно разделить на три типа объектов: только open space, только сервисные офисы и смешанный тип (зона open space + сервисные офисы). Смешанный тип преобладает в предложении (53 % объектов, 80 % площадей). Доля сервисных офисов – 8 %, доля коворкингов, где представлен только open space – 39 %. В смешанном типе объектов рабочие места распределяются в соотношении: open space – 27 %, офисы – 73 %.
Спрос
В 4Q 2019 г. тренд на поглощение гибких пространств корпоративными арендаторами усилился – за квартал крупными компаниями арендовано порядка 2500 мест, всего за год – не менее 4700 мест (около 28 тыс. кв. м). В отчетном периоде была заключена крупнейшая за всё время сделка на рынке коворкингов – TCS Group Holding («Тинькофф») арендовала 7000 кв. м (1039 мест) в SOK «ВТБ Арена Парк». Также в конце года стало известно о намерениях компании «Яндекс» арендовать офисы в башне «ОКО», в том числе места в коворкинге Business Club.
Несмотря на существенный рост предложения, средняя заполняемость коворкингов за 2019 г. увеличилась на 3 п.п. Текущий уровень заполняемости составляет 79 % (+1 п.п. к 3Q 2019 г.).
Коммерческие условия
За 4Q 2019 г. средние тарифы в классических и специализированных коворкингах выросли в пределах 2 %.
В связи с активным развитием рынка рост тарифов в классических коворкингах за 2019 год составил: FLEX – 5,4 %, FIX – 6,7 %. Тарифная политика ряда специализированных коворкингов привела к повышению среднего тарифа FLEX на 11,7 % за 2019 год; тарифы FIX увеличились на 5,2 % за тот же период.
В среднем, аренда сервисного офиса в коворкингах столицы и ближайшего Подмосковья обходится команде в 20200 руб./мес. за 1 место.
Час аренды переговорной комнаты стоит в среднем 1 280 руб., лектория – 3 370 руб./час, конференц-зала – 5 230 руб./час.
«В 2019 году в сегментах коворкингов и сервисных офисов наблюдалась высокая активность. За год рынок вырос почти в 1,5 раза, сильно опережая темпы, которые закладывали аналитики. О выходе на рынок коворкингов заявили девелоперы и собственники коммерческой недвижимости (компании Capital Group, ПИК, O1 Properties, ОАО «Калибр»). Произошедший качественный и количественный скачок по запросам со стороны корпоративных клиентов, по нашим прогнозам, еще сильнее ускорит темпы роста. В 2020 году ввод новых гибких пространств может составить 70-90 тыс. кв. м. Такие гиганты, как «Яндекс», МТС, «Тинькофф», арендовав площади в коворкингах, показали крупному бизнесу хороший пример, снивелировав тем самым скептическое отношение к этому формату. Что радует, речь идет не только о компаниях, бизнес которых связан исключительно с инновациями. Клиенты становятся более требовательными, обращая внимание не только на стоимость и локацию, но и сервисную составляющую, смысловое наполнение площадки (мероприятия, комьюнити). В 2020 году мы станем свидетелями ряда крупных сделок, в том числе в формате BTS», - резюмирует Константин Королев, руководитель сети коворкингов GrowUp.
Исследование подготовлено Департаментом управления активами Becar Asset Management.
13 февраля 2020 г.
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |