CBRE проанализировала рынок потребителей складов за последние 6 лет
CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, проанализировала рынок конечных потребителей складской недвижимости в Московской области. Так, по итогам 2019 года доля ритейлеров среди конечных потребителей складской недвижимости в Московской области увеличилась до 31 %, составив 3,6 млн кв. м. При этом доля онлайн ритейла, показывающего рост последние 2 года, всё еще не превышает 6 % в общем объёме складского рынка класса А. Суммарно с 2013 года по настоящее время занимаемая онлайн ритейлерами площадь складов выросла со 180 000 кв. м до 700 000 кв. м в 2019 году.
Безусловным лидером в структуре используемых складов по товарным группам являются продуктовые сети. Занимаемые продуктовым ритейлом площади за 6 лет увеличились в 2,3 раза. Прирост занимаемых этим сегментом площадей составил 1 млн кв. м. Положительная динамика обусловлена ростом доли продуктов питания в структуре расходов населения (в 2019 году доля расходов москвичей на продукты для домашнего питания составила 26,8 %, тогда как в 2013 он составлял 20,8 %), а также переход крупных продуктовых сетей, прежде арендовавших складские площади у логистических операторов, на прямую аренду или владение (не менее 25 % прироста площадей за рассматриваемый период или около 550 тыс. кв. м). Среднегодовой темп роста в сегменте составил 16,3 %.
Крупнейшие сделки аренды за 6 лет
Источник: исследования CBRE, 2019
Крупнейшие сделки по приобретению за 6 лет
Источник: исследования CBRE, 2019
Вторыми в структуре занимаемых складских помещений по-прежнему остаются логистические операторы (22 %). За 6 лет занимаемые логистическими операторами площади увеличились с 1,6 до 2,6 млн кв. м. Таким образом, среднегодовой темп роста в сегменте составил 8 %. Аналитики CBRE отмечают замедление роста сегмента ввиду его зрелости и большого объема, а также по причине изменения состояния экономики. Так, в кризисный период произошли снижение рентабельности логистического сектора и смена стратегии его развития: логистические операторы больше не занимают большие площади "впрок" с расчётом на потенциальных клиентов; новые склады берутся под уже подписанные контракты. При этом, по оценкам специалистов компании CBRE, запросов на аутсорсинг логистики не так много в сравнении с докризисным периодом; многие крупные клиенты логистических операторов переходят на прямую аренду. Логистические компании адаптируются к такой тенденции и готовы обслуживать клиента на его площадях.
На третьем месте в структуре занимаемых складских площадей находятся дистрибьютеры с 15 % (1,8 млн кв. м). Среднегодовой прирост в сегменте оценивается на уровне 12,1 %. Основу прироста площадей в этой категории сформировали компании, которые впервые брали складские площади класса А в Подмосковье под собственные нужды - 63 % всех площадей дистрибьютеров на конец 1П 2019). Заметно нарастили свою долю компании, работающие с автозапчастями. Сегмент бытовой техники и электроники, напротив, рос медленно, отражая негативные тренды в розничных продажах этой товарной группы и заметно сократил свою долю площадей.
Замыкают четвёрку основных потребителей складов производители, повысившие качество занимаемых ими складов (12 % или 1,4 млн кв. м). Среднегодовой рост в сегменте находится на уровне 15,3 %. Среди производителей самыми крупными игроками стали такие сегменты, как продукты питания, товары народного потребления и производители автокомпонентов.
Структура занимаемых площадей по типу компании, %
Источник: исследования CBRE, 2019
Антон Алябьев, старший директор, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости, CBRE:
"Несмотря на небольшую долю онлайн ритейла в структуре занимаемых складских помещений (6 %), этот сегмент является самым быстрорастущим. Среднегодовой рост в сегменте оценивается на уровне 25 %. Такой темп роста обеспечивается активным развитием интернет-торговли. В 2020 году мы ожидаем дальнейший рост спроса на складские площади со стороны этой категории потребителей".
О компании CBRE:
Компания CBRE Group, Inc. (NYSE:CBRE) со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе входит в рейтинги Fortune 500 и S&P 500 и является крупнейшей компанией в мире, оказывающей услуги в сфере коммерческой недвижимости (по размеру годового оборота в 2018 году). Компания насчитывает более 90 000 сотрудников в более чем 480 офисах (исключая аффилированные компании) и оказывает услуги владельцам недвижимости, инвесторам и арендаторам по всему миру. CBRE предлагает своим клиентам широкий спектр услуг, включая услуги по управлению недвижимостью и проектами; услуги по управлению инвестициями; услуги по оценке; услуги по продаже и сдаче в аренду; стратегическому консалтингу; привлечению кредитования; услуги по девелопменту.
Источник - пресс-служба CBRE
14 января 2020 г.
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |