Москва,

Поиск недвижимости

Ресторанный бизнес Петербурга: итоги года и перспективы

30 ноября состоялся ежегодный деловой завтрак BestBreakfast, посвященный развитию ресторанной отрасли Петербурга. Рестораторы обсудили влияние последних событий на развитие ресторанного бизнеса, а также обменялись опытом адаптации к изменениям, способами сохранить и увеличить долю рынка, стратегиями развития и к каким трендам стоит присмотреться внимательнее.

По данным аналитиков ГК «БестЪ» индекс развития ресторанной отрасли за 3 квартала 2022 года составляет 1,45 против 1,68 в 2021 году: с января в Петербурге открылось 348 точек общепита, закрылось — 240, тогда как в 2021 на 285 открытий пришлось 170 закрытий. В целом, это говорит об общем снижении динамики развития. Всего в городе функционирует 5 443 точек общепита (в 2021 их было 5 325), работающих на открытый рынок, т. е. не являющимися точками питания при производствах и предприятиях. Общая площадь проектов петербургского общепита составляет 1,66 млн кв. м, на каждую тысячу жителей приходится 96 посадочных мест. Если в 2021 году рынок food-ритейла активно восстанавливался после пандемии и показал значительный рост оборота (+44,8 % к предыдущему году), то в этом году по прогнозам Станислава Ступникова, партнера компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость», ресторанный сегмент ждет коррекция: «Оборот рынка за январь-сентябрь этого года составил 96,8 млрд руб, и если учитывать инфляцию, то это всего +3,5 % к аналогичному периоду прошлого года». По прогнозам эксперта в дальнейшем рынок ждет сужение, а также коррекция географии и локаций.

Существенное влияние на рынок общепита оказало изменение структуры потребления. По данным Дмитрия Иванова, доктора социологических наук, профессора кафедры теории и истории социологии СПБГУ, регулярно питаются в фастфуде 38 % населения, тогда как в рестораны и кафе ежедневно ходят всего 6 % (и 40 % опрошенных посещают ресторан раз в полгода). Значительно вырос заказ еды через сервисы доставки. Вместе с тем, по данным «БестЪ» формат кафе и ресторанов занимает 55 % рынка, т. е. предложение не отвечает запросу потребителя и рынок ждут изменения.

Участники BestBreakfast отметили, что в связи с экономическими санкциями многие заведения скорректировали меню, в том числе заменяя продукты на более доступные, чтобы не повышать стоимость блюд для клиентов. На формат mixed-кухни, когда в одном ресторане представлены блюда различных кухонь, приходится 44 % рынка, что связано с необходимостью быть максимально востребованными у разных категорий посетителей. Стремление попасть в максимально широкую аудиторию стимулирует развитие ресторанных кластеров. Так Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ», анонсировал создание нового общественного пространства и ресторанной улицы «РЕ:КАрповка» на Петроградской стороне на ул. Даля.

Оптимизация затронула не только меню, но и в целом подход к созданию новых пространств общепита. «Переориентация на отечественного и азиатского производителя — идеальный вариант в сложившейся ситуации. Мы меняем матрицу наших брендов, добавляем Китай, Турцию, Индонезию. Нехватку оборудования на рынке пока не чувствуем. Есть проблемы с некоторыми комплектующими по всему миру, но они начались еще в пандемию», — уточняет Елена Лесовых, коммерческий директор «Технофлот», специализирующейся на проектировании и поставке оборудования для HoReCa.

Несмотря на общие экономические сложности, многие участники рынка не останавливают развитие и заявляют о новых проектах. Планы по открытию в следующем году двух новых ресторанов в Петербурге и двух в Москве анонсировал Антонио Фреза, собственник Antonio Fresa Group.

В сложившейся ситуации помимо экономических рисков рестораторам приходится прогнозировать и возможные юридические риски. «Мы рекомендуем обращать сегодня особое внимание на возможность внесения в договор аренды возможность снижения арендной ставки на период закрытия ресторана по объективным и независящим от него причинам, внимательно относиться к разделу договора об обстоятельствах непреодолимой силы, а кроме того, важно предусмотреть в долгосрочном договоре возможность досрочного прекращения, например, с разумным сроком уведомления о его расторжении», — обратил внимание на юридические нюансы Игорь Гущев, старший партнер «Дювернуа Лигал».

По мнению Александра Моторина, коммерческого директора «Сателлит Девелопмент», рынок общепита демонстрирует отрицательный тренд: «Рост цен на продукты, обусловленный инфляцией и экономическими санкциями, а также отъезд платежеспособных клиентов негативно сказались на посещаемости. Если летом некоторые городские форматы показывали оживление, то уже к октябрю практически все ощутили значительное падение выручки. Если говорить о перспективах, то в условиях нестабильности потребители стремятся экономить, на первый план выходят различные бюджетные форматы: стрит-фуд в точках с высокой проходимостью, фудкорты в наиболее посещаемых локациях, а также всевозможные сервисы доставки и dark-kitchen. На эти форматы придется основной пул новых открытий в следующем году».

коммуникационное агентство "Репутация"

9 декабря 2022 г.





Статьи компаний

Развитие туризма и индустрии гостеприимства: как девелоперу использовать тренды по максимуму
Развитие внутреннего туризма подстегивается не только растущим туристическим потоком, но и стимулируется государственными программами. Инвесторы обратили внимание на различные форматы гостиничной недвижимости как наиболее перспективные в текущей экономической ситуации. Архитектурная мастерская «Миронов и партнеры» делится опытом, на какие тренды стоит обратить внимание девелоперам.

коммуникационное агентство "Репутация"

31 октября 2024 г.
Сезонность и авансы: что изменилось во взаимодействии FM-компаний и заказчиков в 2024 году
В последние лет пять практически ежегодно формируются новые тренды на рынке FM-услуг, и 2024-й не стал исключением. Управляющим компаниям и собственникам коммерческих объектов пришлось в очередной раз менять подходы к сотрудничеству. Как именно — рассказали в компании MD Facility Management.

Сергей

9 октября 2024 г.
Между западом и востоком: трансформация московских офисов в 2024 году
Общемировые тренды в организации офисных пространств приживаются в Москве в несколько измененном виде. В каком именно — рассказали в девелоперской компании West Wind Group.

Сергей

27 сентября 2024 г.

Все статьи

Пресс-релизы компаний

Компания West Wind Group за год нарастила портфель проектов на 23 тыс. кв. м
2024 год стал для компании периодом активного развития и роста. Произошло наиболее значительное увеличение портфеля за время работы West Wind Group на рынке.

Сергей

12 декабря 2024 г.
Эксплуатация в условиях высокой заполняемости: новый вызов для FM-компаний
Рекордно низкая в этом году вакантность во многих сегментах коммерческой недвижимости — безусловно, позитивный тренд для собственников и управляющих компаний. Однако она сопряжена с дополнительными сложностями. С какими именно — рассказали в MD Facility Management.

Сергей

9 декабря 2024 г.
Спрос на офисы в 2024 году: какие лоты «уходили» и кто их выбирал
Высокие продажи и уменьшение нарезки — это далеко не все знаковые тренды года. Чем еще он был примечателен для офисного рынка Москвы, рассказали специалисты девелопера West Wind Group.

Сергей

5 декабря 2024 г.

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить