Тверская область,

Поиск недвижимости

Доходы россиян за двадцать лет выросли в 40 раз

Россия - бедная страна? Это миф, считает Игорь Качалов, специалист, входящий в топ-10 российских маркетинговых консультантов, президент агентства «Качалов и коллеги».

По его мнению, это тезис развенчивают даже официальные данные статистики без учета «теневых» доходов россиян. Согласно им, Россия по своим доходам на душу населения вплотную приблизилась к экономически развитым странам. Народ богатеет, страна входит в число рыночных стран. Он отвечает на наши вопросы.

-В деловом сообществе январь - это время для подведения итогов, прогнозов и выделения «долгоиграющих» трендов.  Что, по вашему мнению, было главным в ушедшем году?

-Рост доходов граждан страны. Объем денег в кармане покупателей играют ключевую роль для роста и развития рынка. Две важные характеристики рынка: платежеспособный спрос и предложение. Именно деньги покупателей, попадая в кассы магазинов, а оттуда - производителям, поставщикам товаров и сырья, раскручивают невидимые маховики рынка.

Если проанализировать личный доход граждан в развитых странах, можно легко понять, что нет рыночной страны с доходами ниже 800 долларов на человека в месяц (здесь и далее будем говорить о среднем реальном доходе  на жителя страны с покупательной способностью доллара 2005 года). Это - невидимый рубеж, баланс между человеческими потребностями и ценой товаров и услуг, которые должны эти потребности удовлетворить. Теперь следующая ступень. Что такое развитый рынок? Это доходы в размере 1500-2000 долларов в месяц на человека. В этот клуб входят США, Канада, Япония, Великобритания, Германия и некоторые страны Европы.

-Давайте поговорим о месте России в этой системе координат.

-За последние 20 лет доходы населения возросли в 40 раз. На наших глазах сформировался огромный российский рынок. Уже в предкризисном 2008 году размер розничного рынка перешагнул через знаковую цифру в 1 трлн. - именно на такую сумму было приобретено товаров и услуг. Другими словами, ежечасно на протяжении всего года жители России покупали примерно на 300 млн. долларов. Это же фантастическая цифра! Для сравнения: розничный рынок Великобритании составляет примерно тот же объем, он оценивается в 1,2 трлн. долларов. Это означает, что мы догнали старейший розничный рынок мира и готовимся перегнать его!

Самый пессимистический прогноз: емкость российского рынка составит в ценах 2005 года 5 трлн.  Это размер розничного рынка США 2007 года. И таких показателей российский рынок достигнет за 15 лет. Оптимистический прогноз  говорит: в самом ближайшем будущем российский рынок войдет в число трех, максимум - пяти крупнейших рынков мира.

Уже в предкризисный 2008 год средние доходы россиян исчислялись суммой в 750-770 долларов на человека в месяц. Таким образом, средние доходы российской семьи составляли около 2000 долларов, или 60 тыс. рублей. Если учесть инфляцию рубля, они были еще выше.

Часто сталкиваюсь с удивлением менеджеров и собственников бизнеса, когда привожу им эти цифры. Подавляющее большинство российских менеджеров до сих пор пребывает в заблуждении, будто россияне живут на 10-15 тыс. рублей в месяц. Мне приходилось сталкиваться с абсолютной уверенностью в этом руководителей и собственников крупных и известных компаний, лидеров рынка. Даже в Москве, по желанию имея любое количество разнообразных маркетинговых исследований, менеджеры считают, будто в кризис (2008 - 2009 г.) доходы москвичей составляли 15-18 тыс. рублей на человека. И сейчас они продолжают думать, будто средний доход работающих москвичей не превышает 20-30 тыс. рублей.

-Это означает, что предприятия, которыми управляют эти менеджеры, производят товары более низкого ценового диапазона, худшего качества, ориентированные совсем на другой сегмент рынка.

-Конечно. Это автоматически приводит к недооценке емкости рынка любого товара в 2-3 раза и к колоссальным ошибкам в ассортименте. Товары для нищих остались в начале 90-х.

Теперь еще одна хорошая новость.  Уверенно себя чувствует не только 15-миллионная Москва. В стране есть города-миллионники, общая численность  населения которых превышает 30 млн.  человек. Доход  каждого жителя в этих городах - 30 тыс. рублей в месяц. Обычно называется цифра вдвое меньшая, это в лучшем случае.

Так, например, считают красноярские бизнесмены, простаивающие в пробках в центре города на улице Сурикова, ставшей своеобразным маркером. Если за 40 минут удалось проехать 1 км - значит, пробки сегодня незначительные. В пробках стоят не вазовские машины, а иномарки...

-Часто звучит мнение: российская провинция и Москва давно уже живут в разных государствах.

-Различия значительны. Но не столько в доходах, сколько в образе жизни. И в мышлении. При этом российский региональный бизнес недооценивает свой рынок и собственные возможности на нем.

Парадокс - показатели, которые я приводил, публичны, они открыты, не выдуманы. Они давно рассчитаны Росстатом!  Все базовые прогнозы роста рынка России и правительством страны, и крупнейшими компаниями мира используют оценку доходов россиян от 1500 до 2000 долларов на человека в месяц в 2015-2020 годах, и только  российский бизнес еще не научился пользоваться прогнозными методиками.

-Психологически очень сложно принять такой подход. Российское общество социально дифференцировано очень жестко. Наши «сырьевые» олигархи имеют сверхдоходы. Получившие в ходе приватизации заводы-газеты-пароходы  - тоже. Сливки с рынка снимают девелоперы. Зато малый и средний бизнес едва сводит концы с концами.

-У меня встречный вопрос. А кто же тогда покупал перед кризисом 2 млн. автомобилей ежегодно, превратив российский авторынок  в один из самых динамично развивающихся?  Значит, 2 млн. домохозяйств чувствовали себя достаточно уверенно экономически, а это уже 6 млн. человек! За пять предкризисных лет машины стоимостью в 20 000 - 40 000 долларов купили себе 30 млн. наших с вами сограждан. Кредиты? Конечно. Но количество кредитных машин никогда не превышало 30%, и кредитные программы наиболее широко развернулись в последние год-два перед кризисом. И - самое главное, внимание! - ни один банк никогда не даст кредит в размере 10 000 долларов человеку, имеющему доход 3-6 тыс. рублей. Банк анализирует возможности заемщика. Автомобильный кредит дают человеку, имеющему устойчивый доход, позволяющий ему нормально жить и выплачивать долг перед банком. Автокредит дают только состоятельным людям.

Еще вопросы: кто тогда покупал сотни тысяч квадратных метров новых квартир? Кто миллионами выезжал и выезжает за границу на отдых? Кто тогда создавал и продолжает создавать очереди в сотнях крупных торговых центрах по всей России? В пятницу-субботу-воскресенье торговые комплексы заполнены, средний чек колеблется от 2 до 4 тыс. рублей. Вопрос к скептикам: разве это олигархи стоят в очереди в моллах? Конечно, нет. Обычные покупатели оставляют здесь немалые деньги.

-Какое же тогда влияние сверхдоходы оказывают на общую статистику?

-Конечно же, доходы 100 тыс. российских миллионеров и миллиардеров поднимают планку среднего дохода россиян. Открою тайну - не на много. Всего на 15-20%. Если из среднего дохода в 750 млн. долларов россиян вычесть доходы олигархов и миллионеров, в худшем случае средний доход большинства россиян (медиана) составит 600-650 долларов в месяц. Неплохо для жизни, нет? Это, повторюсь, доход не на семью - на человека!

-Итак, Россия вышла из кризиса. Нам предстоит безоблачное будущее?

-Нет. Кризисы - это вехи. Кризисы разделяют эпохи, когда заканчивается время одних управленческих инструментов и начинается время других. Принципиально новых. Российский рынок вступает в новую эпоху, в свою новую стадию. У менеджеров была фора - низкая цена коммерческой недвижимости, низкая цена предприятий, низкие зарплаты персонала. Это предоставило возможность стартовать с нуля. Если российские компании сейчас не примут эффективные управленческие решения, через 5-8 лет мы станем свидетелями массового банкротства.  Нет ничего фатального в этой ситуации: требуется четкое видение своего будущего, прогноз рынка не менее, чем на пять лет вперед. Требуется переписать бизнес-процессы, иметь четкое представление на уровне реальности в цифрах и в фактах, а не в «чувственном восприятии рынка». Нужно менять свой бизнес и правила в нем на 15-20%  ежегодно, поднимая эффективность - выручки с одного квадратного метра площади и прибыли, которую приносит компании сотрудник. Показатель эффективности бизнеса прост: выручка на сотрудника в растущем, прибыльном и конкурентоспособном бизнесе должна быть как минимум 200 тыс. долларов в год. Выручка 8-10 тыс. долларов (для розницы и торговой площади)  или 4-6 тыс. (для производства) на квадратный метр в год.

Чтобы подтвердить это на практическом примере, можно обратиться к опыту «АвтоВАЗа», продажи которого в 2008 году просто рухнули. На грани социальных потрясений оказался моногород - Тольятти. В лучшие времена эффективность завода не поднималась выше 35-45 тыс. долларов на сотрудника в год. Это в 5-6 раз ниже того, что требуется для выживания. Не говоря уже о развитии. «АвтоВАЗ» просит десятки миллиардов рублей государственной помощи, чтобы оставаться на плаву.

Сравним эффективность лидера отечественного автомобилестроения с концерном «Тойота». Каждый сотрудник концерна в год приносит 700-800 тыс. долларов, и прибыль его выше, чем прибыль, которую приносит весь американский автомобильный комплекс!

Альтернатива повышению эффективности - ничего не предпринимать. Зарплаты в России через пять лет вырастут до уровня Европы. И если менеджмент не сможет обеспечить такие зарплаты сотрудникам, ему придется уйти с рынка. Предприятие, наконец, благополучно обанкротится.

Это тренд. Уже сейчас - после кризиса - принимаются программы увольнения «топов», не обеспечивающих рост эффективности бизнеса до мировых показателей. Естественно, ни о каких бонусах речь уже не идет.

Российские компании в 2010 году продолжали терять рынок, уступая иностранным конкурентам. И ключевая причина  здесь - низкий профессионализм менеджеров. Им нужно обновляться. Эффективность российских компаний в 5-7 раз ниже мировых.

-Пора научиться объективно смотреть на реальный рынок России. Пора открыть глаза и стать реалистами. Россияне богатеют, и Россия уже уверенно вошла в число рыночных держав. Начался новый этап. Существуют вызовы, ответ на которые следует искать в многократном повышении эффективности бизнеса. Российский рынок уже один из крупнейших в мире, а станет одним из самых крупных. Готовиться к этому следует уже сегодня.

21 января 2011 г., vesti.uz



Новости

Level Group выбирает формат «вайб-моллов» для торговой недвижимости
Level Group представила обновленный подход к формированию торговых пространств в жилых комплексах. Компания делает ставку на качественно управляемую коммерцию, создавая «вайб-моллы».

www.level.ru

6 июня
ИТ-компания «Кью-центр» расширила свое офисное пространство в Москве.
«Кью-центр» арендовал офисное помещение площадью 312 кв.м в БЦ «Квадрат», расположенном на Верейской улице, 11.

www.primepm.ru

4 июня

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Паназиатская кухня лидирует по представленности в фуд-холлах в городах-миллионниках
Этот тренд сохранится в ближайшие 2-3 года
3 июня
В 2025 году Арабские Эмираты остаются приоритетным направлением для россиян при покупке зарубежной недвижимости
Согласно данным консалтинговой компании NF GROUP, по итогам пяти месяцев 2025 года Арабские Эмираты продолжают сохранять лидерство среди стран, наиболее востребованных у россиян для покупки недвижимости в 2025 году. На втором месте — Сербия. В пятерку также вошли Греция, Турция и Кипр. При этом Турция стала единственным направлением из топ-5, где все запросы связаны исключительно с приобретением недвижимости для собственного проживания, а не для участия в иммиграционных программ
3 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за январь

14АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Тверской области НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Тверской области с нами сотрудничают 2 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость