Ярославская область,

Поиск недвижимости

Разместить объект

Станислав Наумов: «Надо выкупить у людей их жилье и сделать его муниципальным»

Станислав Наумов: «Надо выкупить у людей их жилье и сделать его муниципальным»

Интервью. Заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов предлагает решать жилищную проблему моногородов по аналогии с программой утилизации автомобилей.

Станислав Александрович, правительство сейчас активно занимается темой моногородов. Минрегион, как координирующий орган, формирует список проблемных территорий. Минпромторг в этой работе также участвует. Появится ли в ближайшее время список моногородов, которым выделят госпомощь?

– Все будет зависеть от того, смогут ли мэры и ответственные сотрудники региональных администраций защитить программы развития своих моногородов в достаточно короткие сроки. Скорее всего, из трех десятков проблемных городов только половина сумеет качественно подготовить программы, под которые не жалко будет выделить деньги и оказать иные формы поддержки со стороны федерального центра. Вторая половина пойдет переделывать домашнее задание. Не исключено, что в это время другие моногорода, глядя на успех своих коллег, захотят сами проявить инициативу. Многое также зависит и от масштабов предложенных программ, которые, в свою очередь, могут быть профинансированы как из федерального, так и из регионального бюджетов.

И как же в этом случае правительство будет вести публично заявленную работу по моногородам?

– Моногорода – это проблема, которую надо решить, а не сохранять их в качестве некоего феномена. Нужно рассмотреть один из моногородов как пилот-проект, например Тольятти, и научить местные региональные власти видеть экономику города не через призму градообразующего предприятия. Вот это самая сложная задача, поскольку у муниципальных властей существует некая инерция мышления: привычка формировать местный и региональный бюджеты, создавая новые источники доходов – они предлагают строить еще один завод, пусть и с производством другого профиля, отличного от существующего градо­образующего предприятия. При такой стратегии в моногороде так и будет чередоваться спад то по одной отрасли, то по другой, в зависимости от рыночной ситуации. Мы же ожидаем, что местные чиновники увидят и разовьют принципиально новые ресурсы экономики своих городов, выстроят собственную инфраструктуру и будут самостоятельно себя обеспечивать. Именно под такие проекты нужно выделять государственные деньги.

Получается, СМИ несколько исказили проблематику моногородов, какой видит ее государство? Вы утверждаете, что важнее сейчас отрабатывать «пилоты» нежели формировать список моногородов на поддержку и распределять между ними федеральные деньги.

– Именно. Ведь что такое пилотный проект – это проработка взаимодействия   городской среды с собственным масштабным предприятием в новых условиях. Хотя и не исключаю, что для каждого города ситуация может быть уникальна. Это могут быть крупные города, такие, как Тольятти или Нижний Тагил, а может быть, и маленький Байкальск с проблемной лесоперерабатывающей промышленностью.

Наверняка стоит отделять и проблемные отрасли промышленности от перспективных и доходных, но испытывавших временные трудности?

– В этом случае может возникать другая проблема. Крупное предприятие для повышения эффективности и доходности производства может быть модернизировано, но нужно ли будет после модернизации такое количество персонала на данном заводе? И куда деть высвободившихся людей? Где им организовать новые рабочие места? Это серьезная проблема. И наша задача –  выделяя деньги, снять социальное бремя с предприятий, которые в данном случае не смогут становиться эффективными.

– Один из определяющих факторов инвестиционной привлекательности – это присутствие вокруг городов сети развитых транспортных коммуникаций. Постройте хорошую скоростную дорогу между Байкальском и Иркутском – и местные жители станут значительно мобильнее, отправляясь в большой город на заработки или на учебу. При этом они не будут надолго оторваны от своей семьи. Байкальск станет составной частью агломерации Иркутска и получит все предпосылки, чтобы стать, к примеру, туристическим центром.

Если следовать такой логике, то еще больший интерес могут вызывать моногорода-спутники?

– Понятие моногород-спутник звучит несколько противоречиво. Он и стал спутником, потому что является составной частью другой более крупной системы. Хотя у города-спутника не исключена какая-то выделенная специализация, например, находящаяся в нем атомная электростанция. И кстати, отчасти по этой причине неверно считать, что в России сотни моногородов. 350 таких муниципальных образований – это ошибочные цифры. Они кочуют из одной сводки в другую, но взяты из исследования Всемирного банка, проведенного еще в 90-е годы в отношении территориального размещения производительных сил Советского Союза! Именно в СССР существовала такая правильная хорошо продуманная политика территориального размещения производства, которая исключала концентрацию новых промышленных мощностей только в существовавших еще с послевоенных лет индустриальных центрах. Промышленность ушла на Восток, распределяясь не по крупным городам, а в привязке к месторождениям или территориям с соответствующими природными ресурсами. Возводился крупный индустриальный проект, и вокруг него уже строилось поселение. Поэтому 350 моногородов – это фактически 350 крупных промышленных производств, распределенных по территории России. А актуальное понятие «моногород» сегодня – это город, в котором большая часть населения в течение длительного времени не получает денег из привычных источников дохода. Вот именно это и нужно считать ситуацией моногорода. При этом у населения нет желания покидать родные места. Поскольку ни в одной другой стране люди так не привязаны к территории своего постоянного проживания из-за особенностей жилищной политики и менталитета. У потенциальных переселенцев нет уверенности, что, переехав в другой город, они смогут цивилизованно снять жилье, сразу же пристроить своих детей в детский сад или школу, быстро решить другие социальные потребности.

Вернемся к инвестициям в строительство и развитие жилого фонда в моногородах. Что тут делает правительство? И куда выгоднее вкладывать деньги девелоперам?

– Там, где уже организована транспортная инфраструктура, разумно было бы строить логистические центры, поскольку у нас появился дефицит оптового звена в торговых системах. Есть поставщики продукции или производители, есть продавцы, но недостаточно тех, кто перераспределял бы товарные потоки. В принципе, в таких городах в качестве объектов для инвестиций может выступать коммерческая недвижимость. Незанятое население будет с удовольствием работать на таких рабочих местах, не требующих какой-либо специальной квалификации. И это будет хороший бизнес.  Также здесь было бы полезно развивать недвижимость для малой и средней предпринимательской деятельности. И тот же бизнес, работающий в розничной торговле или сфере услуг, мог бы быть высокоэффективным, имея доступную коммерческую недвижимость.

Для этих целей можно было бы использовать старые промышленные предприятия и их площади, непригодные для современного производства?

– Эти задачи как раз стоят не только перед предприятием, но и перед городом и даже регионом. Нужно стимулировать собственников неиспользуемых промышленных территорий и простаивающих предприятий отдавать эти площади бесплатно в обмен на то, что они не будут нести ущерб от простоя. Это надо стимулировать с помощью политики в сфере недвижимости, через выгодные арендные ставки и тем самым выводить из бесхозного состояния огромные участки земли. Такие площадки необходимо утилизировать и самого собственника стимулировать решать эту задачу. Впоследствии1cc2 передавать территории или здания под планы развития города, либо под новое производство.

А про развитие нового жилого фонда можно будет говорить только после решения вопросов с перепрофилированием производства и экономики моногорода?

– У меня есть одна идея, но могу ее озвучивать только за рамками работы в Минпромторге. Надо выкупить у людей их жилье и сделать его муниципальным. В таком случае город сможет распоряжаться этим активом и стимулировать, например, современное малоэтажное строительство, переселяя туда людей и расширяя границы города. Сами новоселы станут по-другому жить, имея больше площади и привязываясь к собственной земле. И это, в том числе, отразится на рождаемости. Жителям предоставят право выбора, которое, как правило, отсутствует в моногородах. Владея той же маленькой квартирой в «хрущевке» человек имеет неликвидный актив, стоимость которого стремится к нулю. Если такая недвижимость будет выкупаться муниципалитетом, а к этому можно будет прибавить заемные деньги, то станет гораздо легче приобрести новое жилье в этом же городе.

А выкупать как? Рыночная цена такого жилья мизерная. Выделять дотации?

– Есть же пример с программой утилизации автомобилей. Почему бы не применить такую же схему с жильем? Пусть первый взнос по ипотеке в свой новый дом человек сделает с помощью ваучера, полученного за свое прежнее жилье.

Такой подход может быть особенно актуален в случае переселения из проблемного моногорода?

– У людей прежде всего будет выбор: уезжать или переселяться на близлежащую территорию в новое жилье. Есть прекрасный пример – программа предоставления жилья военным, она работает. Давайте сделаем аналогичную программу для жителей моногородов. Увидите, бюджетных денег будет потрачено меньше, а эффект будет превосходный.

25 января 2010 г., finansmag.ru



Новости

35 % новых проектов формата Light Industrial реализуют новые игроки
Более трети (35 %) площади всех строящихся зданий и анонсированных проектов формата Light Industrial в Московском регионе, без учёта объектов внутри МКАД, приходится на игроков, для которых эти объекты станут первыми в этом сегменте.

core-xp.ru

11 июля
«РАД» проведет торги по продаже права аренды помещений в «Апраксином дворе»
«Российский аукционный дом» («РАД») и ГБУ «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества» (ГБУ «ГУИОН») заключили договор о сотрудничестве. В рамках договора «РАД» будет передано на реализацию право 3-летней аренды недвижимости на территории «Апраксина двора» в Санкт-Петербурге.

auction-house.ru

8 июля

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Екатеринбург, Краснодар, Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 г.
Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.
11 июля
В Казахстане доля свободных складских площадей остается минимальной
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, по итогам I квартала 2024 года доля свободных складских площадей в Казахстане составила 1,6 % от общего объема предложения, увеличившись на 0,6 п. п. по сравнению с III кварталом 2023 года. Рынок качественной складской недвижимости страны за шесть месяцев пополнился на 68 тыс. кв. м и достиг 1,4 млн кв. м.
17 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за январь

3АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Ярославской области НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Ярославской области с нами сотрудничают 2 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость