Московская биеннале архитектуры: свобода выбора"как жить"
27 мая сразу на нескольких площадках — в Центральном доме художника, Третьяковской галерее и в Музее архитектуры имени Щусева начала свою работу Первая Московская биеннале архитектуры. Девиз этого пиршества архитектурной мысли сформулирован его куратором — нидерландским архитектором Бартом Голдхоорном: “как жить”. Видимо, не случайно подобная формулировка относится к “извечным российским вопросам” — речь идет, в первую очередь, о том, как обустроить Россию в плане создания доступного жилья, и эта тема вполне созвучна одному из наиболее актуальных отечественных нацпроектов. “Росс2328ия давно нуждается в принципиально новом решении жилищного вопроса, так как проблема массового жилья остается нерешенной. Ведь даже при росте цен ситуация не улучшается”, — констатирует Барт Голдхоорн. Местом “прописки” главной экспозиции биеннале, посвященной жилищному вопросу, стал ЦДХ, где проходит выставочный форум “Арх Москва” и расположен Международный павильон, в котором представлены варианты западного подхода к решению жилищного вопроса для широких масс населения. Однако, похоже, что и в самой России на фоне дискуссий о том, “кто виноват”, уже появляются практические примеры того, “что делать”.Впрочем, сама выставка производит достаточно неоднозначное впечатление. Социальная составляющая главной темы биеннале как бы “размазана” по этажам и теряется на фоне многочисленных стендов, демонстрирующих роскошные предметы интерьера и мебели, дорогие отделочные материалы и, безусловно, интересные с архитектурной точки зрения, но не очень совместимые с заявленной идеологией биеннале, проекты коммерческой недвижимости и элитного жилья. Представление громких имен и уникальных зданий — это признанная прерогатива Венецианского биеннале, перед которым отнюдь не ставится задача поиска путей решения проблем массового жилья. И даже самый демократичный лозунг этого престижного смотра высокой архитектуры, предложенный Максимилиано Фуксасом в 2000 году, — “больше этики, меньше эстетики” — применим к большей части московской выставки c достаточно большой натяжкой.
Главную ценность экспозиции, в контексте заявленной темы биеннале, составляют зарубежные проекты массового жилищного строительства, представленные в рамках выставки “Арх Москва” в достаточно аскетичном формате — в виде диафильмов, которые демонстрируются на экранах, натянутых на колонны вдоль внешней стены здания ЦДХ.
Проекты Штефана Форстера из Германии, группы “Баумшлагер-Эберле”, Алехандро Аравена из Чили, группы Next из Амстердама, Давида Бейкера из США, Эдуарда Франсуа из Парижа, Бьярке Ингельс из Дании, группы “Офис” из Словении и пр. — это все непривычно интересные архитектурные решения многоквартирных домов, весьма востребованных в Европе, однако, весьма далеких от прозаических отечественных реалий. Так, немец Кристоф Коль, следуя традициям западноевропейского градостроительства, создает жилые районы, похожие на крепости средневековья, а архитекторы из Дании — родины конструктора “Lego” — предлагают футуристические дома, основанные на аналогичной технологии сборки строительных конструкций.
В принципе, зарубежный опыт строительства массового жилья “с индивидуальным архитектурным лицом” и оригинальными конструктивными решениями вполне возможно воплотить на российской почве, однако вряд ли подобный подход поможет сделать жилье доступнее. В нашей стране с острым дефицитом предложения любых типов нового жилья средней ценовой категории за право жить в столь “продвинутом” доме придется изрядно приплатить. Поэтому, пожалуй, самым внятным ответом на вопрос “как жить” в России — с ее неосвоенными региональными просторами — по-прежнему остается индустриальное домостроение, которое вполне реально вывести на качественно новый современный уровень, и создавать жилые дома, не уступающие по комфорту и эстетике зарубежным аналогам. “Нужно менять традиции панельного домостроения. Все жилье в советское время было типовым, а сейчас возводятся преимущественно элитные дома. Нет этой золотой середины. Я думаю, что из зарубежного опыта мы можем взять архитектурное разнообразие при рациональной планировке”, — отмечает Барт Голдхорн.
Этим принципам, пожалуй, наиболее полно отвечает один из самых крупных на постсоветском пространстве проектов массового жилищного строительства и комплексного освоения территорий — жилой район “Западные ворота” в Ростове-на-Дону, представленный на выставке московской компанией “Интеко”. Этот проект на фоне многих других отечественных “концептуальных” экспозиций отличает вполне прагматический подход. Так, еще задолго до появления первых красивых “картинок” застройки будущего района, москвичи приобрели в Ростове комбинат крупнопанельного домостроения, десятилетиями штамповавший типовые “панельки”, разработанные в 70-х годах прошлого века. Затем — полностью его реконструировали, оснастили новейшими зарубежными технологическими линиями и современным оборудованием. И теперь выходят на стройплощадку “Западных ворот” с жилыми домами индустриального производства уже принципиально новой серии, открывающей благодаря применению гибких технологических решений практически неограниченные возможности для полета архитектурной фантазии. Сложившееся представление о том, что массовое — это непременно безликое, опровергает даже сама концепция представления “За
2 июня 2008 г., mk.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |