Бизнес по любви
Собственно, в России устояли с полдесятка компаний, занимающихся серийным производством парамоторов: кроме псковской есть две крупные московские фирмы «Парамания» и «Параавис» и по одной в Иркутске и Красноярске (сборка единичных аппаратов в мастерских летных клубов или в гараже «на коленке» не в счет). Практически все российские производители развивались по одной и той же схеме опираясь на основной бизнес (автосервис, шитье парашютов и т.д.) и делая ставку на минимизацию издержек, других возможностей выиграть у европейских конкурентов не было.Самая дорогая и не поддающаяся удешевлению составляющая стоимости мотопараплана силовые установки, закупать которые приходится за рубежом. Специализированные двигатели производятся в Европе небольшими партиями, со значительной долей ручного труда, а потому, несмотря на малую мощность, стоят они намного дороже мотоциклетных в зависимости от производителя, мощности, актуальности модели цена колеблется от 2 до 3,5 тыс. евро. Единственный российский аналог, производимый в Сибири, профессиональные пилоты всерьез не воспринимают: слишком много нареканий. Некоторые народные умельцы приспосабливают к парапланам моторы от мотоциклов или автомобилей, но эксперименты, как правило, заканчиваются плачевно.
Крылья Skyrunner в основном покупает у московского «Параависа», и это уже момент экономии. «Все парапланы в мире шьют из одних материалов и фурнитуры: ткань делают всего две фирмы, стропы тоже ограниченное количество производителей. Конструкция крыла различается в зависимости от назначения для начинающих пилотов или для спортсменов. Конструктивные изменения, периодически вносимые каждым производителем, незначительны. Можно, конечно, говорить о неодинаковой культуре российского и европейского производства аккуратности швов, волнении ткани, но разница нефатальна, а цена на московские крылья ниже», поясняет менеджер Skyrunner Сергей Федоров. Но недавно нашли испанского поставщика цена практически та же, а качество и точность поставок лучше. Налаживают новый канал поставки.
Издержки удается сокращать главным образом за счет операций, выполняемых на месте, изготовление рам, подвесных систем для пилотов и окончательная сборка аппарата. Выбор материала для рам тема жарких дебатов в сообществе парапланеристов. Большинство европейских производителей вследствие роста цен на алюминий переходят на нержавеющую сталь. Российские компании пока могут позволить себе работать с алюминием и даже титановыми сплавами, наладив каналы поставок трубок с комбинатов. Сегодня предпочтения отечественных изготовителей рам разделились примерно поровну. Москвичи делают рамы из титана, подчеркивая прочность и надежность конструкции. Сибиряки и псковичи остались верны алюминию более легкому и дешевому металлу. «Узлы нашей конструкции хорошо просчитаны, детали выполняются из различных сплавов алюминия. Поэтому считаем, что наши рамы по прочности практически не уступают титановым», убеждает Сергей Федоров.
Снижение затрат на закупку комплектующих вкупе с невысокими издержками производства (собственные производственные площади, небольшой штат, скромные по столичным меркам зарплаты) дает результаты. По словам сотрудников Skyrunner, предлагаемые ими аппараты в среднем на 500 евро дешевле московских и на 1−2 тыс. евро европейских. Поэтому покупают их не только псковские, питерские, новгородские пилоты заказы приходят со всей страны, вплоть до Дальнего Востока, и даже из стран Балтии, Норвегии, Швеции.
17 марта 2008 г., expert.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |