Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Останин: «Стратегия президента — подъем с колен»

Валентин Останин, магистр менеджмента, преподаватель ТЮИ МВД ПМР:

Озвученное 20 марта 2012 г. послание Президента, как любое программное выступление вызвало огромный интерес. Интернет запестрил соцопросами о правильности или неправильности шагов новой власти, с чем президент подходит к 100 дням своего руководства, в чью пользу или против кого нужно трактовать отдельные пункты этого послания и т.д. Между тем, экспертное сообщество, за последнее десятилетие, больше привыкло к политическим комментариям, такое послание сложней для анализа, с ним просто необходимо согласиться, оно требует напряженной работы по выработке конкретных рецептов по выправлению ситуации. Послание-2012 впервые несет четкий экономический посыл, в нем много конкретики, и, в целом, это побуждающий к действию документ. Многим на удивление, но большинству на радость Президент Шевчук подтвердил в своем послании полную приверженность всем предвыборным обещаниям и нацеленность на реанимацию экономики.

Вкратце о сегодняшнем состоянии экономики, которые прямо и косвенно озвучил Президент:

6. неразвитость отраслей с высокой добавленной стоимостью, вялые вложения в основной капитал;

7. отставание образовательной системы запросам экономики, безработица, отток населения и т.д.

Если к перечисленному добавить жилищные, коммунальные, медицинские, экологические и прочие бытовые проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются приднестровцы – то сложится впечатление, что в такой республике жизни уже быть не должно или в скором времени она должна исчезнуть. Поддержка Москвы – пока основной спасательный круг для социальной сферы нашей республики. Данная статья, не претендуя на истину в последней инстанции, ставит своей целью высказать несколько очень конкретных предложений в развитие президентского послания. Автор будет признателен за любые даже самые критические комментарии в свой адрес.

В целях привлечения инвестиций, создания нормального делового климата и устранения коррупционных составляющих в Приднестровье необходимо принять финансовую библию страны – Налоговый кодекс. Без понимания своих финансовых отношений с государством ни один инвестор не придет в Приднестровье. Гражданский и налоговый кодекс – это основа для предпринимательства в любом государстве. Сегодня в республике лишь действует закон «О налоговой системе» и огромное количество нормативных актов об отдельных налогах и сборах, масса инструкций и ведомственных распоряжений. Обычный предприниматель не в состоянии изучить весь этот массив, который порой содержит коллизии. Сложно отследить частые изменения в каждый из десятков нормативных актов в сфере налогообложения. Все это приводит к отсутствию понятных и предсказуемых правил игры не только для новых инвесторов, но и для уже существующих экономических агентов. В то же время создается почва для должностных злоупотреблений. В 90-е годы предприниматели уходили в тень, платили фиксированную дань т.н. «крыше», которая, как ни парадоксально, но давала понятные правила игры и защиту. В экономике на постсоветском пространстве 90-х годов кроме укрепления правоохранительной системы важнейшей задачей стало принятие Налоговых кодексов. Мы в этом вопросе отстали и необходимо срочно систематизировать налоговое законодательство.

Чтобы разбюрократизировать и раскорумпировать экономику важно максимально быстро предпринять шаги по так называемому «разбумаживанию» этой сферы. Хорошим примером являются страны северной Европы. Чтобы не было взяток – не должно быть наличных денег, а оборот драгметаллов должен оставаться под жестким контролем центрального банка. Сегодня есть все возможности, для того чтобы, используя инструменты государственных и коммерческих банков, свести к минимуму наличные расчеты и вывести из оборота наличные деньги. При отсутствии наличных денег любой платеж одного лица другому проходит при посредничестве банка, в котором отражается время, сумма и лица участвующие в сделке. Существуют магнитные карты, мобильные телефоны, карманные терминалы, штрих коды для оплаты, которые очень просты и удобны в использовании. Они смогут применяться даже для покупок на рынке и оплаты проезда в автобусе. В масштабах нашей республики ими легко обеспечить все трудоспособное население. Это обойдется дешевле и будет работать эффективней, чем вебкамера в кабинете каждого чиновника. Практика показывает, что банковская сфера охотно участвует и содействует государству во внедрении таких проектов. На пространствах СНГ коррумпированная экономика оценивается размерами до 50% официального ВВП, и только кардинальные решения, отказ от наличных денег может быть альтернативой таких проверенных способов, как лишение свободы и уголовные репрессии. Небольшой пример: ежедневно, многие из нас заходя в маршрутный автобус, оплачивая проезд, не получают билет. Это, разумеется, не преступление, но выработанная терпимость к любым серым схемам. Рядом с нами едут журналисты, которые не пишут об этом, депутаты которые об этом молчат, милиционеры и т.д. А между тем именно в маршрутке начинается исполнение послания президента всем госорганам.

К мерам по «разбумаживанию» системы управления и финансов также относятся электронная подпись и официальный электронный адрес гражданина. Это очень низкозатратные меры, которые имеют колоссальный экономический и антикоррупционный эффект. Хотим или нет, но мировая тенденция такова, что все указанные проекты в большинстве развитых стран внедрены, ежегодно охватывают все больше граждан и в будущем альтернативы им нет.

Развитие конкуренции. На этом вопросе президент делает многократный акцент. Достижение результатов видится нам через использование двух основных механизмов: административного и рыночного. Административный механизм будет запущен в республике усилиями антимонопольной, налоговой и таможенной служб, а также правоохранительной системой. В январе этого года указом Президента в структуре МВД создано объединенное Управление по борьбе с экономической преступностью и коррупцией. Инструменты здесь понятны, оправданы и имеют высокую эффективность. Нельзя допускать ценовых сговоров, таможенных преференций, налоговых льгот для одних участников рынка и противных мер для других. Кроме того, конкуренция подразумевает наличие конкурентов, следовательно, необходимо создать все условия для рождения конкурентов, а в некоторых случаях создать конкуренцию со стороны государства в тех сегментах внутреннего рынка, где имеется лишь один участник, это в первую очередь касается рынка продовольствия, лекарств, горюче-смазочных материалов и услуг связи. В сферах, где жизнеобеспечивающие товары/услуги предоставляет не государство – конкуренция должна быть обеспечена, в том числе и в целях национальной безопасности (продовольственной, информационной и т.д.). Однако создание конкурентных условий только административными методами может усугубить экономический кризис. В этой связи должны быть приняты и шаги рыночного характера, чтобы большее количество участников рынка было интересно каждому из участников этого рынка. Таким шагом должен стать отход крупных предприятий от организационной формы «ООО» и «ЗАО» - создание условий максимального благоприятствования и развития акционерным обществам открытого типа (ОАО), создание Приднестровской фондовой биржи. Всем участникам рынка должно быть интересней наращивать собственные активы и прибыль, нежели вести работу по уничтожению конкурентов. В условиях, когда акции предприятий находятся в свободном доступе на рынке для всех заинтересованных лиц – предприятие будет работать на прибыль и рост цены своих акций, а не на занижение активов, прибылей и налогооблагаемой базы. Так как в противном случае подешевевшие акции начнут скупать другие участники рынка, конкуренты, граждане или государство и одновременно входить в долю имущества данного предприятия.

Сегодня даже некоторым успешным предприятиям выгодно представлять себя в виде ЗАО «Умирающий лебедь» и выводить прибыль за рубеж. Если бы руководство осознавало что каждый выведенный, а не вложенный в активы предприятия рубль приведет к тому, что часть предприятия автоматически переходит в чужую собственность – ситуация бы изменилась. Сейчас акционерные отношения в республике не работают, для увеличения активов предприниматели используют (или не используют) в основном собственную прибыль или кредиты, что в разы замедляет экономическое развитие республики и подстегивает инфляцию. У недобросовестных собственников по результатам приватизации, государство будет вынуждено самостоятельно и целиком отнимать собственность административными методами.

Сельское хозяйство, униженное и оскорбленное, как ни странно является одним из мощнейших инструментов, который может вытащить «за уши» приднестровскую экономику и бюджет. При всех рисках сельхоз производства в нашей республике у этой отрасли экономики все же есть несколько мощных факторов для развития.

Первый: сельское хозяйство является сектором производства с быстрым сроком воспроизводства и большой добавленной стоимостью. Эту стоимость дают руки крестьян и благодатная приднестровская почва, оба ресурса в наличии.

Второй: земля все еще является госсобственностью, не вся передана в долгосрочную аренду и правительство может и должно создать на селе государственные предприятия, которые будут конкурировать с другими производителями. Это отсечет все риски продовольственной безопасности, рост цен и безработицы на селе. Государственные сельхоз предприятия могут быть сформированы на землях государственного и муниципального земельного фонда, а также привлечь на паевой или возмездной основе земли частных пайщиков. Когда государство руководит предприятием, то оно получает не только налоговые отчисления, а всю прибыль, это позволит материально обеспечивать работников таких предприятий не хуже чем частные производители, даже при отсутствии хорошей производственной базы на начальном этапе. При условии, что многие технические ресурсы вновь созданному «совхозу» придется арендовать – государство должно пойти на этот шаг во имя сохранения и развития села, его населения и остатков инфраструктуры.

Третий фактор: сельскохозяйственная продукция остается востребованной на внутреннем рынке, который на 70% заполнен импортной продукцией, а также это один из немногих отечественных товаров, который лишь благодаря нашему солнцу, земле и людям будет востребован за рубежом. Смотря правде в глаза, мы должны признать, что уже (или еще) не можем конкурировать на мировом рынке, например в сегменте производства мобильных телефонов, автомобилей и др. высокотехнологичных продуктов. Мы не родина «Ай-фонов», но натуральная сельхоз продукция становится все более востребованной в большинстве стран мира.

Президент отметил, что высокий спрос на технические культуры в среднесрочной перспективе должны быть приняты во внимание. Действительно выращивание технических культур, зерновых, подсолнечника, затем и винограда, грецкого ореха – это реальная заявка на успех и возможность сформировать мощную производственную базу для животноводства, производства овощей, фруктов, их переработки. К сожалению, частный производитель, не имея больших площадей и заботясь о высокой рентабельности производства, не всегда будет восприимчив к политике занятости населения и долгосрочной аграрной политике государства. Это еще один довод в пользу того, что государство обязано прийти и остаться в сфере сельхоз производства и не допустить тех ошибок, которые были совершены при приватизации индустрии. Думается, что именно поэтому большинство принявших участие на референдуме в 2003 году проголосовало против частной собственности на землю, хотя по причине не явки горожан, он был признан несостоявшимся.

В своем послании Президент очень четко обозначил природные ресурсы как важнейший источник развития экономики, производства и решения социально-бытовых проблем. Недавно глава государства инициировал процесс инвентаризацию земельных паев. Действительно, связь с природой и землей, ответственное к ним отношение должно стать одним из базовых стандартов поведения всех без исключения. Порядок начинается с перемен вокруг каждого из нас. В то время как треть населения республики зарабатывает деньги за рубежом, а внутри республики безработица зашкаливает мы абсолютно беспечно относимся к природным ресурсам, энергосбережению и использованию вторсырья. За последние 10 лет мировые цены на нефть и газ выросли на 500-1000%. Сформировавшиеся тарифы на энергоресурсы приучили нас к полной энергетической безответственности. А ведь даже в 20 км. от Приднестровья картина уже изменилась. Ведущие мировые ученные признали, что все населенные пункты, расположенные в пределах 60-х широт на нашей планете (а это от мыса Аргентины на юге до широт Санкт-Петербурга на севере) способны полностью обогреваться, освещаться и обеспечивать энергией технику без использования углеводородного топлива. Солнце, земля, ветер, приливы и отливы, реки, растительная масса и т.д. способны абсолютно обеспечить все энергетические запросы человека. Мы же находимся на 46-й солнечной параллели, у нас есть гидростанция, но подсели нефтегазовую иглу, как и многие страны мира. Не будем углубляться в проблемы нефтегазового лобби, тем более что к России, как к поставщику энергии, у нас не может быть отношение иное, кроме как благодарное.

Хочется заострить внимание на другое. Небольшой пример: за 10 последних лет в г. Тирасполе в результате ремонтов и «евроремонтов» было заменено столько деревянных окон, дверей, мебели и т.д. – что выброшенной древесиной почти все это время можно было бы бесплатно отапливать, например такой город как Григориополь. Стекло, пластик, дерево, железо, бумага, биоотходы и т.д. заставляют нас открывать новые и новые свалки, на которых все это добро в перемешанном виде будет дымить и гнить тысячи лет. Создается ситуация когда нищие ходят по золоту.

Сегодня в Приднестровье, после приватизации квартир почти не осталось инструментов, чтобы заставить жильцов платить за услуги вывоза мусора. Уже есть примеры и им следуют другие, когда люди не оплачивают данную услугу и у Автохозяйств нет договоров и других аргументов, чтобы доказать что эта услуга действительно была оказана. Суды выносят решения не в пользу предприятия. Есть страны, где за право вывозить мусор компании борются друг с другом, различными методами уговаривают жильцов бросать мусор именно в их баки, платят в мэрии большие лицензионные сборы, потому что современный мусор – это хороший бизнес. Мы же –платим за эту услугу, а предприятия по очистке и благоустройству городов еле сводят концы с концами. Спил сухих деревьев и веток в городах, селах, лесополосах должен обеспечивать работу некоторых котельных. Расточительность стала нормой, дети воспитываются в холодных садиках, играют в грязных дворах и улицах.

На наш взгляд, необходимо срочно переформатировать работу предприятий сферы благоустройства и ЖКХ, начать сортировку и переработку вторсырья, использовать древесину городов и сел в качестве энергоресурсов. Это снизит энергозависмость республики, увеличит наполняемость бюджета и создаст рабочие места.

Возможно, кому-то перечисленные решения покажутся фантастическим или романтическими. Автор верит, что какие-то из них реализуемы в ближайшей перспективе и наряду с другими проектами, которые будут выработаны структурами власти, способны изменить не только динамику, но и структуру нашей экономики. Президент в очередной раз отметил, что в таких сложных условиях сила духа, духовность, работа во имя добра являются неотъемлемыми элементами успеха. И все мы рассчитываем, что Приднестровью хватит силы духа для подъема республики с колен и ее возрождения.

Расскажи о статье друзьям - Like! -

23 марта 2012 г., dniester.ru



Новости

35 % новых проектов формата Light Industrial реализуют новые игроки
Более трети (35 %) площади всех строящихся зданий и анонсированных проектов формата Light Industrial в Московском регионе, без учёта объектов внутри МКАД, приходится на игроков, для которых эти объекты станут первыми в этом сегменте.

core-xp.ru

11 июля
«РАД» проведет торги по продаже права аренды помещений в «Апраксином дворе»
«Российский аукционный дом» («РАД») и ГБУ «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества» (ГБУ «ГУИОН») заключили договор о сотрудничестве. В рамках договора «РАД» будет передано на реализацию право 3-летней аренды недвижимости на территории «Апраксина двора» в Санкт-Петербурге.

auction-house.ru

8 июля

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Екатеринбург, Краснодар, Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 г.
Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.
11 июля
В Казахстане доля свободных складских площадей остается минимальной
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, по итогам I квартала 2024 года доля свободных складских площадей в Казахстане составила 1,6 % от общего объема предложения, увеличившись на 0,6 п. п. по сравнению с III кварталом 2023 года. Рынок качественной складской недвижимости страны за шесть месяцев пополнился на 68 тыс. кв. м и достиг 1,4 млн кв. м.
17 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за ноябрь

2 660АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 22 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: