Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Развитие рынка гибких офисных пространств обсудили на CoworkingFest

Петербург в третий раз стал центром проведения деловой программы CoworkingFest — фестиваля современных гибких офисных пространств России и СНГ. Эксперты обсудили инвестиционные стратегии лидеров рынка гибких офисных пространств и частных инвесторов, варианты масштабирования сервисных офисов, а также нюансы создания современных доходных коворкингов.

По оценкам Андрея Лушникова, председателя совета директоров ГК «БестЪ», основателя сети PAGE, ежегодный прирост рынка сервисных офисов в мире составляет 15-18 % и у российских регионов есть большой потенциал развития данного сегмента. По данным ГК «БестЪ», коворкинги как офисный формат присутствуют в 130 российских городах, общее количество таких проектов — около 900 шт. суммарной площадью порядка 680 тыс. кв. м. Рост использования гибридной занятости и распространение экономики совместного потребления — одни из ключевых предпосылок для дальнейшего развития данного сегмента. Коворкингами сегодня пользуются не только самозанятые, фрилансеры и компании-стартапы. Среди корпоративных клиентов также растет спрос на гибкое рабочее пространство с низким уровнем риска. К актуальным трендам можно также отнести задействование излишек на рынке недвижимости и возвращение сложных и неудобных объектов на рынок доходной недвижимости через формат коворкинга.

Вероника Чаканова, партнер, руководитель офисной группы IPG.Estate: «Москва — трендмейкер в сегменте сервисных офисов, а крупный бизнес — активный пользователь коворкингов. В мировом рейтинге городов по средней площади коворкинговых пространств Москва находится на 8 месте (1386 кв. м), тогда как Петербург — на 17 (890 кв. м), незначительно уступая Нью-Йорку (1067 кв. м). В Петербурге более востребован гибкий офис и смарт-офис: средний запрос арендатора — на аренду от 10 до 30 рабочих мест». Тем не менее эксперты отмечают тренд на масштабирование проектов. Так, по данным IPG.Estate средняя площадь новых проектов в Москве начинается от 4 000 кв. м.

Вслед за Москвой и Петербургом гибкие офисные пространства развиваются в регионах России и странах СНГ, причем в составе недвижимости различного формата: классических бизнес-центров, апарт-отелей, торговых и многофункциональных комплексов, а также во встроенных помещениях.

Мария Сумарокова, генеральный директор сети коворкингов и гибких офисов PAGE: «Мы также видим перспективы в региональном развитии. Спрос в регионах на коворкинги недооценен, также как раньше недооценен был спрос на коворкинги в спальных районах Москвы и Петербурга. Такие события как пандемия, геополитическая обстановка повлияли на усиление децентрализации как в спальных районах, так и в регионах. Новое поколение предпринимателей хотят жить там, где комфортно, и развивать свои города. Развитие современных гибких офисных пространств в регионах — это неотъемлемая часть развития инфраструктуры городов РФ. Но, конечно, в некоторых регионах спрос придется формировать и вести просветительскую деятельность. Говоря о коворкингах, мы говорим, прежде всего, о многофункциональных пространствах, которые объединяют в себе и гибридную офисную (опен-спейс, сервисные офисы), и общественную функции. Еще один тренд, который мы четко видим — это рост потребности в цифровизации, особенно для сетевых и крупных объектов, а также для самих арендаторов, которые хотят сдавать излишки своих площадей в субаренду, трансформируя свой офис в коворкинг».

Михаил Бродников, генеральный директор Space 1, рассказал об опыте развития бизнеса сервисных офисов в России и за ее пределами: «Сегодня Space 1 — это 55 000 кв. м в Москве и Дубае, в том числе и 15 000 кв. м, которые дополнили наш портфель в 2024 году. Это новый продукт в нашей линейке — Space 1 JET (ex. WeWork). На сегодняшний день вакансия в классическом Space 1 менее 1 %, такого же результата мы стремимся достичь до конца года и в JET. В работе с клиентами JET мы ориентированы как на привлечение крупного корпоративного бизнеса, в работе с которым у нас традиционно сильная экспертиза, так и на работу с небольшими контрактами до 20 рабочих мест. Активное развитие продолжается и в Дубае, где планируется открыть дополнительные 3000 кв. м. Параллельно с развитием нового направления и рынка Дубая, мы работаем над двумя крупными проектами build-to-suit в Москве, где офисы создаются по техническому заданию клиента. К 2025 году я рассчитываю на рост текущего портфеля Space 1 в Москве и Дубае на 10 %».

Помимо региональных и страновых рисков, эксперты обсудили грядущие изменения в законодательстве. Дмитрий Некрестьянов, партнер и руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры»: «Всем бизнесам надо принять во внимание озвученные государством изменения в налоговую систему. Люди — это новая нефть, поэтому повышение налогов неизбежно. Но объявленные сейчас изменения — это не окончательное решение, а проект. После принятия налоговой реформы нужно смотреть на конкретную структуру компании и разрабатывать превентивные действия».

Александр Терехов, директор по цифровой трансформации SOK подчеркнул важность цифровых технологий для привлечения широкого спектра арендаторов: внедрение цифровых продуктов в гибких сервисных офисах позволяет снизить операционные затраты, повысить уровень сервиса и способствует развитию комьюнити

Юрий Можeйко, учредитель компании «ГЛАССКОН»: «Основным вызовом при комплектации объекта всегда является снижение стоимости при сохранении качества и номенклатуры заказа. В данном стремлении, если действовать необдуманно, можно здорово переборщить и войти в зону, в которой бюджет всё равно будет казаться высоким, а качество и решения будут низким и небезопасным соответственно. Наше стремление всегда подобрать золотую середину, при которой можно максимально сохранить требования к конструкциям и определить, что и где можно оптимизировать. Высокий срок эксплуатации конструкций, материалов и их безопасность — залог успешной работы объекта».

Александр Шнурко, операционный директор Monze: «В 2024 году требования к эргономике и комплектации офисного пространства во многом обусловлены тем, что офис стал одним из ведущих инструментов HR-бренда. В связи с этим компании посредством тех или иных мебельных решений стараются решить две задачи. Первая — за счет удобства рабочих мест привлекать, удерживать и мотивировать сотрудников. Поэтому дизайн, конструктивные решения подбираются особенно тщательно. Например, сейчас большую роль в интерьере играет «воздушность» пространства, а также реализуется эко-подход: сокращается потребление бумаги. Все вместе это изменило организацию рабочих мест. Они стали меньше комплектоваться тумбами с ящиками, появилось больше простора. Вторая задача — благодаря кастомизации мебели компании создают нужную корпоративную атмосферу. Цветовой код бренда и стилизация под корпоративный дизайн усиливает HR-бренд, выстраивая ассоциативно-визуальную связь с офисом. Также в 2024 год перешел тренд из прошлых лет. Это высокий спрос на мебель для офисов гибридного формата. Если внутри офисов пустует часть площадей, они нередко превращаются в места эффективного взаимодействия коллектива. Мебель для них подбирают комфортную и менее «официальную», чем для традиционных кабинетов и опен-спейс».

Алина Козлова, главный архитектор Space: «Рынок гибких офисных пространств сегодня четко сегментирован на коворкинги и сервисные офисы, которые требуют разного подхода к проектированию как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения дизайна. Инфраструктура сервисного офиса — это традиционная коридорно-кабинетная система с возможностью блочного деления, наличие разноплановых переговорных и зум-комнат, минимальное количество общих зон по типу кухонь и кофе-поинтов. Инфраструктура коворкинга помимо опций сервисного офиса должна включать открытые зоны для работы на закрепленных или незакрепленных местах, а также неформальные локации, положительно влияющие на формирование комьюнити: пространства для мероприятий, комнаты отдыха, игровые и т. д. Что касается дизайна, то сервисные офисы требуют более стандартного, сдержанного дизайна, который сможет подойти широкому кругу корпоративных клиентов, в то время как коворкингам важна уникальная концепция и идентичность, поддерживающая принципы формирования комьюнити».

Лариса Аниканова, генеральный директор бюро AIKIdesign: «Концепцию ненадуманных историй с привязкой к локации и большим количеством рукотворных решений и предметов из предыдущей жизни мы считаем правильной и выгодной для инвесторов, максимально применяем ее при создании коворкингов и сервисных офисов. Именно это создает притягательную, самобытную атмосферу для резидентов и прибыль для инвестора. И богатая фантазия не ИИ, а пространственное воображение и опыт дизайн-бюро, специализирующиеся на создании общественных пространств, гарантируют нужный результат. Важно строить живую, настоящую историю и не гнаться за бессмысленной оригинальностью и призами. Понятные инвестиции, которые прозрачны с самого первого тестового планировочного решения, в разумный минимализм дизайн-решений, необходимый и достаточный сервисный продукт или «начинку» коворкинга дадут результат, выраженный в деньгах, доходе от объекта».

коммуникационное агентство "Репутация"

10 июля 2024 г.





Статьи компаний

Развитие туризма и индустрии гостеприимства: как девелоперу использовать тренды по максимуму
Развитие внутреннего туризма подстегивается не только растущим туристическим потоком, но и стимулируется государственными программами. Инвесторы обратили внимание на различные форматы гостиничной недвижимости как наиболее перспективные в текущей экономической ситуации. Архитектурная мастерская «Миронов и партнеры» делится опытом, на какие тренды стоит обратить внимание девелоперам.

коммуникационное агентство "Репутация"

31 октября 2024 г.
Сезонность и авансы: что изменилось во взаимодействии FM-компаний и заказчиков в 2024 году
В последние лет пять практически ежегодно формируются новые тренды на рынке FM-услуг, и 2024-й не стал исключением. Управляющим компаниям и собственникам коммерческих объектов пришлось в очередной раз менять подходы к сотрудничеству. Как именно — рассказали в компании MD Facility Management.

Сергей

9 октября 2024 г.
Между западом и востоком: трансформация московских офисов в 2024 году
Общемировые тренды в организации офисных пространств приживаются в Москве в несколько измененном виде. В каком именно — рассказали в девелоперской компании West Wind Group.

Сергей

27 сентября 2024 г.

Все статьи

Пресс-релизы компаний

Компания West Wind Group за год нарастила портфель проектов на 23 тыс. кв. м
2024 год стал для компании периодом активного развития и роста. Произошло наиболее значительное увеличение портфеля за время работы West Wind Group на рынке.

Сергей

12 декабря 2024 г.
Эксплуатация в условиях высокой заполняемости: новый вызов для FM-компаний
Рекордно низкая в этом году вакантность во многих сегментах коммерческой недвижимости — безусловно, позитивный тренд для собственников и управляющих компаний. Однако она сопряжена с дополнительными сложностями. С какими именно — рассказали в MD Facility Management.

Сергей

9 декабря 2024 г.
Спрос на офисы в 2024 году: какие лоты «уходили» и кто их выбирал
Высокие продажи и уменьшение нарезки — это далеко не все знаковые тренды года. Чем еще он был примечателен для офисного рынка Москвы, рассказали специалисты девелопера West Wind Group.

Сергей

5 декабря 2024 г.

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

3 072АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 19 компаний:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: