Функциональный дизайн — как увеличить доходность коммерческой недвижимости
В рамках делового завтрака BestBreakfast эксперты обсудили актуальные тренды в функциональном дизайне коммерческих и общественных пространств, влияние архитектуры на доходность проектов недвижимости, а также создание добавленной стоимости с помощью интеграции объектов искусства.Применительно к объектам недвижимости дизайн следует рассматривать в самом широком смысле — от функциональности до эстетики объекта недвижимости. За последние несколько лет на фоне усиления конкуренции потребность девелоперов в качественном дизайне выросла в несколько раз. По словам Ларисы Аникановой, генерального директора бюро офисных и общественных пространств AIKIdesign, если до недавнего времени нетиповой дизайн был прерогативой верхних сегментов, то сейчас и в масс-маркете большинство проектов используют дизайн-технологии.
В коммерческой недвижимости Петербурга инвестиции в дизайн и архитектуру исторически более развиты. По данным аналитиков ГК «БестЪ» 90 % бизнес-центров, апарт-отелей и многофункциональных комплексов разрабатывают дизайн-проекты общественных зон и придомовых территорий. «В целом грамотный дизайн среды в коммерческой недвижимости ускоряет заполняемость объектов. Так, характерный дизайн интерьеров увеличивает заполняемость на 5 %, а наличие в составе проекта или пешеходной досягаемости «дизайнерских» общественных пространств — на 7 %. Дизайн благоустройства прилегающей территории увеличивает арендную ставку в объекте на 1-7 %, а заполняемость на 2-6 %. То есть вложения в дизайн — это не только «красиво», но еще и выгодно», — считает Станислав Ступников, генеральный директор «МТЛ. Управление активами».
Андрей Макаров, управляющий партнер дизайнерского офисного здания «Сова»: «Большинство инвесторов в коммерческую недвижимость ориентируется на ставку капитализации, но как обеспечить окупаемость в 10 лет объекту не в центре города и не у метро? Конечно, это должна быть оригинальная концепция, архитектура, дизайн интерьеров. При этом большинство проектов заимствуют идеи у удачных зарубежных объектов, адаптируя их к петербургской реальности. Мы обращаем внимание на элементы, которые формируют у арендаторов ощущение эксклюзивности продукта: точечная подсветка, использование натуральных материалов в отделке, — все это создает добавленную стоимость. Также я советую использовать многофункциональность, не «выжимать» максимум коммерческих площадей из объекта, а создавать общественные зоны, дополнительные сервисы для арендаторов, чтобы они захотели остаться на вашем объекте и после работы».
Александр Моторин, коммерческий директор «Сателлит Девелопмент»: «Последние 5 лет мы наблюдаем тренд на комфортную среду, который напрямую касается новых проектов недвижимости. Особенно ярко это видно в проектах комплексного освоения территорий — все больше внимания уделяется функциональной архитектуре, благоустройству, местам общего пользования, поскольку именно эти параметры позволяют увеличить продажи (как в ценовом выражении, так и ускорить их во времени). Архитектурный облик проекта может увеличить стоимость продажи или сдачи площадей в аренду для бизнес-центров и апарт-отелей, но зависимость не линейная».
Игорь Гущев, старший партнер «Дювернуа Лигал»: «Все понимают, что прибыль сделки делается не в момент продажи объекта, а в момент покупки. И поэтому на этапе покупки земли следует внимательно подойти к вопросу будущей функции объекта. Общественно-деловая застройка позволяет создавать многофункциональные проекты, совмещая, например, апартаменты с офисами. Поэтому важно еще на стадии структурирования сделки при покупке объекта под девелопмент предусмотреть как возможность такой многофункциональности с точки зрения зонирования, так и будущие налоговые последствия с точки зрения учета расходов на покупку и строительство при продаже».
коммуникационное агентство "Репутация"
28 марта 2023 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.