Армавир,

Поиск недвижимости

Разместить объект

JLL проанализировала структуру вакантных площадей в торговых центрах Москвы

Компания JLL представляет исследование рынка торговых комплексов Москвы и факторов, влияющих на успех объектов и долю вакантных площадей в них.

В целом объем свободных площадей в торговом центре зависит от ряда фундаментальных факторов, таких как расположение и технические характеристики, тип и размер объекта, типы арендаторов в зависимости от занимаемой площади, управление ТЦ, а также «кризисных» факторов, а именно: финансового положения ритейлеров, гибкости арендодателя и арендных скидок, времени ввода ТЦ (до или во время ухудшения экономической ситуации).

Период открытия торгового центра значительно влияет на уровень вакантных площадей в нем. Так, согласно проведенному JLL исследованию, доля вакантных помещений в торговых центрах (прим. - В исследовании приведены данные по итогам 2014 года), открытых в кризисные периоды, более чем в три раза превышает аналогичный показатель в объектах, введенных до этого. В торговых центрах, начавших работу в 2013-2014 годах, на конец 2014 года пустовало 13% площадей против 3% в ТЦ, открытых до 2013 года, и 6% в среднем по рынку. Аналогичная картина наблюдалась и в период глобального финансового кризиса: по данным на 3-й квартал 2009 года, более 10% площадей было вакантно в ТЦ, открытых в 2008-2009 годах, и только 3,5% - в объектах, введенных ранее.

«Высокая доля свободных площадей в недавно открытых торговых центрах вполне логична – объемы ввода в последние годы были высокими, а макроэкономическая ситуация заметно ухудшилась, - объясняет Олеся Дзюба, заместитель руководителя отдела исследований компании JLL в России и СНГ. – В то же время в торговых центрах, открытых до начала 2013 года, ситуация намного лучше – в них свободных площадей значительно меньше, и это объясняется тем, что они уже раскручены и наработали свою целевую аудиторию. Стоит отметить, что новым, недавно открытым объектам в условиях растущей конкуренции и снижения покупательной способности потребуется больше времени для достижения заявленных уровней посещаемости и стабилизации арендного потока, чем ТЦ, которые открывались в более благоприятные периоды экономического развития».

Доли свободных площадей в московских торговых центрах в зависимости от периода ввода

Источник: JLL

Торговые центры, открытые до 2013 года, также ощущают давление макроэкономической ситуации: оптимизируя свой бизнес, ритейлеры не только снизили активность в части аренды новых площадей, но и закрыли часть действующих магазинов. Согласно проведенному компанией JLL исследованию (прим. - Исследование закрытых магазинов по профилям, размерам и этажам было проведено по 40 московским торговым центрам), в первую очередь закрывают свои магазины небольшие арендаторы, которые занимают помещения площадью до 100 кв. м. Их доля от общего числа закрытых магазинов в проанализированных ТЦ составляет 52%. Вторые в рейтинге наиболее активно закрывающихся магазинов – формат площадью 100-300 кв. м (36%). В основном магазины маленького формата – это операторы сегмента fashion, который значительнее всего страдает в период снижения покупательной способности населения. На магазины одежды и обуви приходится 61% от общего объема неработающих точек в проанализированных торговых центрах.

Распределение закрытых магазинов по арендуемой площади, кв. м Распределение закрытых магазинов по профилю арендатора    

Источник: JLL

Доля вакантных площадей по этажам

Источник: JLL

«Несмотря на то, что именно бренды сегмента fashion в основном располагаются на 1-2 этажах торговых центров, доля вакантных площадей на этих этажах увеличилась не настолько сильно, как можно было ожидать, и составила 4% и 10% соответственно. Это объясняется уходом преимущественно небольших арендаторов: 88% от всего объема закрытых точек составили магазины площадью до 300 кв. м, что не оказывает большого влияния на долю свободных площадей – это видно по 1-му этажу. Но уход большого количества маленьких магазинов создает ощущение пустоты и незаполненности торгового центра», - отмечает Олеся Дзюба.

Самые низкие показатели доли вакантных площадей наблюдаются в торговых центрах, расположенных в Западном и Юго-Западных округах Москвы – 2,2% и 2,4% соответственно. Частично это может объясняться уровнем доходов населения в этих округах, превышающим средний показатель по городу. В Северо-Западном округе столицы доходы потребителей практически соответствуют среднегородскому значению и доля вакантных площадей ниже, чем средняя по рынку Москвы, несмотря на сравнительно большой объем ввода в 2014 году на территории округа.

Баланс рынка по территориальному распределению Москвы*

*анализ округов Москвы исключает ЦАО, так как центральные объекты наименее привязаны к месту проживания целевой аудитории и поэтому их следует анализировать обособленно
Источник: JLL

Тем не менее, каждый торговый центр индивидуален, и есть факторы, которые влияют на долю свободных площадей каждого из них. Например, важную роль играет локация и транспортная доступность торгового центра. Согласно проведенному анализу, доля вакантных помещений в московских ТЦ, расположенных вблизи от станции метро (до 600 м), составляет в среднем 4%, тогда как у объектов, расположенных в удалении от него, почти вдвое выше – 7%.

Девелоперы и управляющие компании могут нивелировать некоторые недостатки местоположения ТЦ, предложив посетителям бесплатный шаттл от ближайшего метро до дверей ТЦ в случае его отсутствия поблизости или плохой пешей доступности, а также организовав удобные подъездные пути к ТЦ. Влияние этих мероприятий на востребованность торгового комплекса очевидно: в удаленных от метро объектах с организованным бесплатным трансфером пустует 5% – меньше, чем у торговых центров без него (9%).

Торговые центры разного формата в различной степени пострадали от кризиса. Вполне логично меньше пострадали окружной (10-35 тыс. кв. м GLA) и районный (5-15 тыс. кв. м GLA) форматы – самые востребованные сегодня ТЦ, целевой аудиторией которых являются жители близлежащих домов и ориентированные на удовлетворение базовых ежедневных потребностей населения. А вот региональные торговые центры (40-75 тыс. кв. м GLA), площади которых не позволяют предлагать максимально разнообразный набор сервисов и услуг, как, например, суперрегиональные торговые центры (более 75 тыс. кв. м GLA), немного утратили свои позиции: больше всего свободных площадей было зафиксировано именно в региональных ТЦ – 9,7% помещений пустовало в них в конце 2014 года.

Доли свободных площадей в московских торговых центрах в зависимости от типа

Источник: JLL

«На фоне снижения посещаемости торговых центров и роста конкуренции немаловажную роль для сохранения арендаторов галереи играет гибкость арендодателей при пересмотре условий договоров. Среди возможных вариантов сохранения существующих арендаторов – сокращение размера магазина или его перемещение на другой этаж, возможно, даже с компенсацией отделки. Если свободные площади все же появились, существуют варианты заполнения пустующих помещений с целью сохранения трафика, - комментирует Алдынай Юмбуу, руководитель направления коммерциализации департамента управления недвижимостью компании JLL. – Среди них можно отметить временные выставки, контактные зоопарки, pop-up магазины, шоу-румы, выход в офлайн интернет-магазинов, образовательные секции и коворкинг-пространства, предоставление переговорных для тренингов, гастрономические маркеты, а также активное заполнение non-retail форматами: мастер-классы по здоровому питанию и образу жизни, концерты, танцы, детские студии и так далее».

Кроме того, собственнику ТЦ необходимо максимально гибко подходить к переговорам с арендатором. Существует множество вариантов для достижения компромисса: предоставление скидок и фиксация обменного курса на срок от трех до двенадцати месяцев, ставка в форме процента от товарооборота (либо в форме комбинации минимальной арендной платы и процента от товарооборота) на короткий период с целью дальнейшего пересчета в формат фиксированной ставки аренды на комфортном для всех уровне.

JLL

19 мая 2015 г.





Статьи компаний

LCM Consulting отчиталась о трехкратном росте трафика ТРЦ «Манзара» после реконцепции
Консультант представил результаты реконцепции ТРЦ «Манзара» в Нижнекамске, проведенной в 2024 году. Среднесуточная посещаемость объекта выросла на 140% в будни и на 180% в выходные дни, составив 8,4-10,6 тысяч человек в день против 3,5-3,8 тысяч до реконцепции.

LCM Consulting

18 июня
В Республике Мордовия появился первый фирменный магазин известной кондитерской сети «Аленка»
В Республике Мордовия появился первый фирменный магазин известной кондитерской сети «Аленка». Торжественное открытие состоялось 29 апреля в ТЦ «Арена», расположенном в самом сердце Саранска – на площади Тысячелетия. Брокером сделки выступила компания LCM Consulting

LCM Consulting

20 мая
ТРЦ «Мегаполис» установил гигантские медиафасады
LCM Consulting информирует о завершении монтажа медиафасадов на здании структурного паркинга «Мегаполиса». Два LED-экрана размером 6x12 и 24x12 метров стали частью программы реконцепции и модернизации визуальных коммуникаций торгово-развлекательного центра.

LCM Consulting

17 марта

Все статьи

Пресс-релизы компаний

Прогноз: инвесторы начнут возвращаться на офисный рынок, когда «ключ» опустится до 15% годовых
Переломным моментом, который переключит интерес инвесторов с депозитов на покупку офисов, станет падение ключевой ставки до 15% и перспектива ее дальнейшего снижения. Пока этого не произошло, основными игроками в офисном сегменте останутся конечные пользователи, отмечают эксперты из «Товарищества Рябовской Мануфактуры».

Сергей

9 июня
West Wind Group завершила сделку по продаже своих активов вблизи Кутузовского проспекта
Девелоперская компания West Wind Group закрыла сделку по продаже компании, которая владеет имущественным комплексом по ул. Неверовского, 10. Ранее для этой площадки была разработана концепция строительства БЦ класса А.

Сергей

9 июня
Новый объект стрит-арта появился в лофт-квартале возле метро «Тульская»
Он создан в коллаборации «Товарищества Рябовской Мануфактуры», арт-проекта «ЭТО ЗНАК» и медиа о современной моде и культуре ÖMANKÖ.

Сергей

22 апреля

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

0АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Армавире НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:



Коммерческая недвижимость