Рынок торговых центров Казани показал потенциал
26-27 февраля в Казани прошла конференция «Современный торговый центр в Татарстане». Двухдневное мероприятие объединило тур по ключевым торговым объектам Казани, а также обширную деловую программу, основными темами которой стали перспективы рынка торговой недвижимости республики, а также особенности управления торговыми центрами в условиях кризиса. Конференция состоялась при участии Администрации города Казани. Организатор мероприятия – Российский Совет Торговых Центров (РСТЦ). Отраслевым партнером выступила международная консалтинговая компания JLL. Партнером по организации – компания Promotion Realty.
В первый день, 26 февраля, всех участников конференции ждало практическое знакомство с рынком торговой недвижимости Казани в рамках экскурсионного тура по торговым центрам «Кольцо», «МЕГА» и «Южный». Его кураторами выступили профессиональные управляющие, девелоперы и владельцы ТЦ. Объекты были выбраны неслучайно: все три ТЦ успешно работают в кризисной ситуации, что подтверждается низким уровнем вакантных площадей – 2-3%.
Ключевое преимущество ТРК «Кольцо» – это его расположение на центральной площади города, считает его генеральный директор Ильяс Ганиев. При размере объекта в 23 000 кв. м, его ежедневная посещаемость доходит до 30 тысяч человек, что позволяет управляющей компании удерживать фиксированные арендные ставки.
Лиана Сиразетдинова, заместитель управляющего ТРЦ «МЕГА», посвятила гостей в планы развития торгового центра. По ее словам, казанскую «МЕГУ» ждет серьезная модернизация, которая затронет фасады, входные группы ТРЦ и его арендаторов, интерьеры, парковку и зоны отдыха. По данным УК, в 2014 году «МЕГА» приняла 13,6 млн. человек. Также в рамках экскурсии было отмечено, что 35% посетителей приходят в «МЕГУ» ради магазина «ИКЕА».
Завершилась экскурсия полномасштабной рабочей мастерской в ТРЦ «Южный». В рамках 2-х часовой дискуссии представители JLL, которая является управляющей компанией ТРЦ «Южный», рассказали об особенностях редевелопмента, реконцепции и ремаркетинга данного ТРЦ. «После реконструкции объекта, которая длилась с 2008 по 2011 год, площадь ТРЦ «Южный» увеличилась в 3 раза, – прокомментировала начальник отдела управления торговой недвижимости JLL Шеннон Куилти. – За эти годы нам удалось сформировать один из сильнейших пулов операторов в регионе. В частности, наш объект принял у себя флагманский магазин Media Markt, Il de Beaute, существенно расширил зону развлечений, которая теперь включает в себя 12 кафе и ресторанов, кинотеатр «Киномакс», бесплатную игровую площадку для детей, творческую студию «Фан Чулан», детский Лондонский автобус, прокат детских зоомобилей и аттракционы. Данная работа позволила ТРЦ занять одно из лидирующих мест в городе, сформировать постоянных покупателей и уверенно чувствовать себя в кризисный период».
Обсуждение наиболее острых вопросов состоялось на второй день в рамках конференционной части мероприятия. Благодаря формату открытого диалога после выступления каждого эксперта участники смогли задать ему интересующие вопросы. С приветственным словом к собравшимся выступили Ильдар Шакиров, председатель комитета экономического развития исполнительного комитета города Казани, который отметил, что «рынок торговой недвижимости Казани не дошел до точки насыщения».
Замминистра промышленности и торговли республики Татарстан Рашат Фаттахов также поддержал позитивный тон прогнозов. По данным господина Фаттахова, в Казани работает 23 представительства федеральных сетей. Несмотря на падение товарооборота, ритейлеры не прекращают свое развитие в Казани – в адрес правительства есть обращения по развитию со стороны сетей «АТАК», «Лента», «O’Keй» и других. Параллельно с ростом цен увеличивается и уровень зарплат в республике, особенно в промышленном сегменте (нефтехимия и т. п.).
В аналитическом обзоре по рынку Татарстана Елена Соловьева, руководитель по маркетингу отдела управления коммерческой недвижимостью JLL, подтвердила, что республика не испытывает перенасыщения качественными торговыми площадями. В 2014 году посещаемость среди торговых центров увеличилась у лидеров семейного формата – торговых центров «Южный», «Мега», «Парк Хаус», «Тандем». В 2015 году выход в Казань рассматривают такие торговые сети, как LC Waikiki, KIABI, Fashion Galaxy, Forever 21, «Чайхона №1», «Теремок», «Блинница», Hot Dogs и др.
В практическом блоке, посвященном управлению торговой недвижимостью в кризисных условиях участники узнали подробности программы энергоэффективности ТРК «Кольцо», по каким критериям выбирает участки сеть «МЕГА СТРОЙ» и как проходит оптимизация персонала в сети Rieker. А Даниэль Арфауи, руководитель девелоперских проектов «Декатлон», сообщил, что сеть планирует перевести часть производственных мощностей в Россию, а в 2016 году в Казани откроется новый склад «Декатлона».
Актуальные вопросы маркетинга обсуждались в рамках сессии «Маркетинговые инструменты как способ сохранить привлекательность ТЦ». Модератор круглого стола Виталия Львова, генеральный директор Promotion Realty, отметила, что несмотря на представленность в Казани большого количества ТЦ, многие из них в ближайшее время вынуждены будут искать новую концепцию или специализацию, так как не соответствуют современным требованиям арендаторов и покупателей. Усиливающаяся конкуренция, а также возросшая налоговая нагрузка заставят собственников задуматься об экономической эффективности своих объектов, что в свою очередь приведет к поиску новых концептуальных решений. С этой точкой зрения согласились представители ТЦ «Миллениум Мебель» и «Тандем-Галерея», а представители торговых сетей Glem, Olsen, Passport, Lacoste и «Альпари» выразили готовность к совместной работе с маркетинговыми службами ТРЦ.
Полина Камалова, руководитель по маркетингу ТРЦ «Южный», рассказала, как из обычного ТРЦ после реконструкции получился настоящий шоппинг-курорт. В интерьер и экстерьер объекта была интегрирована атмосфера юга, солнечного курорта и отдыха. Идея нашла отражение в логотипе, внутреннем оформлении и даже музыкальном сопровождении ТЦ. «Мы стремились к тому, чтобы наш покупатель ассоциировал ТРЦ «Южный» с местом отдыха и радости, чтобы при посещении объекта у него формировалось позитивное отношение к центру. – рассказала госпожа Камалова – Для формирования идеи шоппинг-курорта мы предусмотрели не только наличие бесплатных автобусных маршрутов, декорирование объекта экзотическими растениями, но и обширную маркетинговую программу, которая поддерживает лояльность нашей целевой аудитории, стимулирует продажи и увеличивает средний чек, который сегодня составляет в среднем 4000 рублей».
На круглом столе «Современные практики эффективной работы с арендаторами», модератором которого выступил управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский, эксперты пришли к выводу, что в кризис рынком правит арендатор, а значит, основное внимание должно быть направлено на удовлетворение его потребностей – получение максимального дохода при минимальных издержках, доверие к УК и гибкость подхода. София Эмих, руководитель по коммерциализации ТРЦ «Южный», рассказала о практике консалтинга арендаторов и совместной разработке антикризисной концепции.
Елена Стрюкова, руководитель отделения «Волга», Региональные проекты Россия и СНГ Cushman&Wakefield, отметила, что в текущей ситуации наиболее оптимальным решением для сетей и ТЦ является переход на процент с оборота вместо фиксированной ставки.
Всего конференция собрала более 120 участников, в числе которых представители торговых центров (девелоперы, управляющие, менеджеры по аренде и маркетингу и т. д.), представители крупных федеральных и региональных сетей, признанные эксперты в области маркетинга и управления торговыми центрами, а также журналисты.
3 марта 2015 г., rcsc.info
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |