Темрюк,

Поиск недвижимости

Разместить объект

Рынок качественных гостиниц Санкт-Петербурга: итоги и перспективы

Москва-Санкт-Петербург, 31 января 2012 – Эксперты компании Jones Lang LaSalle Hotels провели анализ рынка гостиниц Санкт-Петербурга. В числе основных выводов:
• качественный номерной фонд Санкт-Петербурга составляет всего 60% от объема предложения Москвы;
• после активного ввода новых объектов в 2008-2011 годах гостиницы среднеценового сегмента занимают более половины рынка в городе;
• несмотря на стремительный рост предложения, его общий объем значительно уступает показателям основных европейских рынков;
• снизив цены в кризис, отельеры Санкт-Петербурга постепенно восстанавливают объем загрузки, однако текущий уровень отстает от показателя 2007 года почти на 20%;
• в текущей ситуации рынок отелей Северной столицы остается рынком гостя. Именно турист является сейчас хозяином положения.

Предложение

По официальным данным Комитета по Инвестициям и Стратегическим Проектам, в 2010 году в Санкт-Петербурге действовало 144 гостиниц (включая мини-отели) с общим номерным фондом в 19 950 единиц. По подсчетам компании Jones Lang LaSalle Hotels, объем качественного предложения в городе по итогам 2011 года составлял 8 560 номеров (т.е. примерно 60% объема качественного предложения Москвы).

Большая часть качественного номерного фонда (61,3%) позиционируется в среднеценовом сегменте — mid-market и economy (см. график).

40% качественного номерного фонда (около 3 440 номеров) было выведено на рынок в период 2008-2011 годов, что вызвало существенное давление на уровень цен и загрузки по городу. Отметим, что это предложение относилось преимущественно к средней и высокой ценовой категории.

Среди новых гостиниц, завершенных в течение 2011 года, следует отметить сразу два «знаковых» проекта, которые вывели рынок Санкт-Петербурга на качественно иной уровень гостиничного сервиса – W St. Petersburg (137 номеров), первый в России сетевой lifestyle бутик-отель, а также состоявшееся 11.11.11 официальное открытие Four Seasons St. Petersburg (183 номера, но полностью отель откроется в 2012 году, в котором мы и учитываем его номерной фонд). Вместе с тем, несмотря на столь стремительное увеличение предложения, Санкт-Петербург все еще уступает основным европейским рынкам по объему качественного гостиничного предложения.

Марина Смирнова, Старший вице-президент, Jones Lang LaSalle Hotels, добавила: «После „ударного“ 4-летнего периода вывода на рынок новых гостиничных номеров количество проектов, находящихся в начальной или активной стадии строительства, невелико. Ожидается, что к концу 2015 года рынок увеличится на 1 389 номеров, 70% из которых будут соответствовать категориям mid-market/economy.

Список находящихся на разных этапах разработки и строительства гостиниц был существенно подкорректирован после 2009-2010 годов, что связано с недостатком доступного заемного финансирования, сокращением количества активных гостиничных девелоперов, а также общим падением доходов гостиниц (и, как следствие, доходности на вложенные инвестиции) ввиду увеличения предложения на фоне нестабильного спроса».

Туризм

После сложного для туриндустрии Санкт-Петербурга 2009 года, объем посещений города в 2010 году снова пошел в рост и даже превысил докризисный уровень, достигнув показателя в 5,1 млн прибытий. Положительная динамика отмечена как по иностранным туристам, так и по объему прибывших россиян, которые по-прежнему превалируют в общем объеме посетителей города на Неве.

Цель поездок. Благодаря своему культурному и историческому наследию, Санкт-Петербург является популярным туристическим направлением. В отличие от гостиничного рынка Москвы, где доминирующую роль играет бизнес-туризм, Санкт-Петербург зависит от культурно-познавательного туризма, генерирующего 55-65% спроса. Одновременно, по мере восстановления былой мощи промышленной базы Санкт-Петербурга, доля бизнес-поездок в последние 6 лет демонстрировала постепенный рост — с 25 до 39% от общего объема лиц, размещаемых в гостиницах города (см. график).

География прибытий. Следует отметить рост количества россиян, останавливающихся в гостиницах Санкт-Петербурга, с 45% в 2005 году до 60% в 2010 году. Сегодня именно российские посетители определяют динамику основных показателей гостиничного рынка в целом, хотя для качественных гостиниц это соотношение может быть другим.

Зарубежные посетители Санкт-Петербурга первыми отреагировали на кризис, сократив объемы поездок уже в 2008 году на 9% по сравнению с 2007 годом, и еще на 17% в 2009 году. Россияне отреагировали на год позднее, но значительно более резко: количество ночующих в гостиницах города внутренних туристов сократилось на 40% (в 2009 году по сравнению с 2008 годом). Рост спроса в 2010 году также был более выраженным со стороны российской клиентуры: +23,7% (против 8,1% по иностранным посетителям).

Такие резкие колебания спроса, наблюдающиеся в сегменте внутренних туристов, говорят о высокой зависимости последнего от изменений в экономике страны и об отсутствии у основного потребителя достаточных накопленных резервов.

Марина Смирнова отметила: «Запуск в эксплуатацию скоростного поезда „Сапсан“ позволил москвичам, на долю которых приходится более 30% всего объема внутреннего спроса, отказываться от ночевок в городе, сокращая время пребывания в Северной столице до 1 дня. Очевидно, сходные процессы происходили и в сегменте въездного международного туризма, о чем говорит тот факт, что в 2008-09 годах уменьшалось только количество ночующих посетителей, как россиян, так и иностранцев, тогда как количество прибытий в город в этот же период оставалось на прежнем уровне или росло.

Обычно это явление наблюдается на рынках с выраженной мотивацией поездок, когда посетители предпочитают сократить сроки пребывания на направлении, чем вовсе отказаться от путешествия. В данном случае это является еще одним доказательством роста делового потенциала города, что находит выражение в перераспределении спроса между традиционными туристами и деловыми посетителями».

Основные показатели

В 2008-2009 годах гостиницы Санкт-Петербурга находились в затруднительном положении: резкий рост предложения на рынке совпал с глобальным экономическим кризисом. В результате в 2009 году основные показатели качественных гостиниц значительно ухудшились: ADR (средняя цена за номер в сутки) и RevPAR (доходность на номер) сократились в долларовом выражении на 34,1% и 47,6%, соответственно.

По мере восстановления мировой экономики операционная деятельность питерских гостиниц начала укрепляться. В 2010 году «победителями» стали гостиницы стандартов «3 звезды» и «4 звезды», которые по сравнению с 2009 годом смогли увеличить загрузку на 20% (рынок в целом добился увеличения загрузки на 17,7%). Лидерство гостиниц средней ценовой категории не только сохранилось, но и даже стало более выраженным в 2011 году, на фоне все увеличивающегося разрыва по ценовым показателям между сегментами.

В 2011 году кривая спроса впервые за последние 3 года наблюдений стала приближаться к показателям докризисных лет. На этом фоне в сезон 2011 года гостиницы стали более жестко подходить к вопросам предоставления скидок за размещение, что выразилось в росте средних цен номеров по сравнению с 2010 годом.
Марина Смирнова прокомментировала: «Рост спроса, простимулированный в посткризисный 2010 год снижением средней цены за номер, в 2011 году оказался менее эластичным, что позволило гостиницам вести более агрессивную ценовую политику, особенно в период высокого сезона. Если в начале года петербургские отельеры еще осторожно „прощупывали“ потребителей на предмет их готовности платить более высокую цену за посещение одного из главных туристских центров России, то в разгар сезона „Белых ночей“ (май и июнь) цены в качественных гостиницах Санкт-Петербурга в рублевом выражении превысили прошлогодние показатели на 18,1% и 10,0%, соответственно».

Однако в целом стоимость гостиничных услуг в Санкт-Петербурге снизилась, сделав город более доступным для туристов. Благодаря этому, Петербург как дестинация стал сопоставимым с другими восточно-европейскими направлениями, такими как Прага, Будапешт и Берлин (см.график).

Перспективы гостиничного рынка Санкт-Петербурга

Марина Смирнова рассказала: «Основные игроки рынка не ждут особых перемен в отношении роста доходов в 2011 году и далее. За первые 10 месяцев 2011 года рост RevPAR (доходность на номер) в рублях составил 11,5%, что стало возможным за счет увеличения ADR (средней цены) на фоне укрепляющегося спроса. Вместе с тем, хотя уровень загрузки продолжает увеличиваться практически во всех гостиницах города (и в межсезонье, и даже во время „высокого“ сезона), замедленный рост ADR вряд ли позволит этому показателю вернуться на уровень 2007 года.

Мнения опрошенных нами отельеров сходятся в том, что, несмотря на быстрый темп возвращения турпотока в город, цены в обозримом будущем вряд ли достигнут своего докризисного уровня. Вследствие этого ожидается, что гостиницы предпримут усилия по развитию других центров прибыли (продажи питания и напитков, проведение конференций и банкетов), а также сконцентрируются на увеличении доли платежеспособного корпоративного сегмента».

Информация о Jones Lang LaSalle Hotels
Jones Lang LaSalle Hotels — международная компания, оказывающая консалтинговые и инвестиционные услуги в области гостиничной недвижимости и индустрии гостеприимства. Мы предоставляем консультации по приобретению, управлению финансами, оценке, инвестиционным продажам и управлению активами отелей класса люкс, отелей средней и бюджетной категорий, небольших отелей и пабов – от единичных активов до крупных портфелей и многофункциональных объектов.
За последние 5 лет мы предоставили услуги по консалтингу и оценке в рамках более 4 000 гостиничных проектов. Мы заключили сделки по продаже, приобретению и финансированию гостиничных объектов общей стоимостью свыше 30 млрд долл., показав самый высокий результат среди компаний, работающих в секторе гостиничной недвижимости. Наши сотрудники работают в 40 офисах в 20 странах мира, благодаря чему мы обладаем максимально широкими деловыми связями по всему миру. Благодаря профессиональным исследованиям и опыту работы, мы знаем особенности рынка на всех уровнях, участников рынка и знаем, как достичь оптимального результата.
Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.joneslanglasallehotels.com
 
Информация о Jones Lang LaSalle
Jones Lang LaSalle (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке коммерческой недвижимости. Оборот компании в 2010 году составил 2,9 миллиардов долларов США. Jones Lang LaSalle имеет свыше 200 представительств по всему миру, работающих на рынках более чем 1000 городов в 70 странах. Jones Lang LaSalle является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью – портфель компании составляет почти 1,8 миллиардов кв. м по всему миру. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью около 47,9 миллиардов долларов.
В России и странах СНГ Jones Lang LaSalle представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва и премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 году.
Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.joneslanglasalle.ru

31 января 2012 г., www.joneslanglasalle.ru



Новости

Level Group выбирает формат «вайб-моллов» для торговой недвижимости
Level Group представила обновленный подход к формированию торговых пространств в жилых комплексах. Компания делает ставку на качественно управляемую коммерцию, создавая «вайб-моллы».

www.level.ru

6 июня
ИТ-компания «Кью-центр» расширила свое офисное пространство в Москве.
«Кью-центр» арендовал офисное помещение площадью 312 кв.м в БЦ «Квадрат», расположенном на Верейской улице, 11.

www.primepm.ru

4 июня

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Паназиатская кухня лидирует по представленности в фуд-холлах в городах-миллионниках
Этот тренд сохранится в ближайшие 2-3 года
3 июня
В 2025 году Арабские Эмираты остаются приоритетным направлением для россиян при покупке зарубежной недвижимости
Согласно данным консалтинговой компании NF GROUP, по итогам пяти месяцев 2025 года Арабские Эмираты продолжают сохранять лидерство среди стран, наиболее востребованных у россиян для покупки недвижимости в 2025 году. На втором месте — Сербия. В пятерку также вошли Греция, Турция и Кипр. При этом Турция стала единственным направлением из топ-5, где все запросы связаны исключительно с приобретением недвижимости для собственного проживания, а не для участия в иммиграционных программ
3 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за январь

0АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Темрюке НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:



Коммерческая недвижимость