Пресса России: насколько повышает цены коррупция?
Наиболее сильно негативное влияние неэффективной и коррупционной бюрократии проявляется там, где предпринимателю приходится иметь дело с недвижимостью – строить офисное здание, магазин, ферму или арендовать площади, говорится в докладе Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Плохие институты ответственны за 25-30% цены жилья и коммерческой недвижимости (в Москве – до 60%), 15% дополнительной торговой наценки в розничной торговле и 10% – в услугах связи, посчитали эксперты.
"В недвижимости сложилась система генерирования ренты вполне легальными способами - через экспертизы, согласования, разрешения", – рассказывает соавтор доклада Вадим Волков. Например, при множестве ведомств процветают "карманные", вроде бы частные компании, обладающие неформальной монополией на получение различных документов.
Процедуры согласований приводят к удвоению срока строительства. Взятки для прохождения административных препон составляют 5-15% стоимости проекта, коррупционные платежи за подключение к сетям – еще 7-10%.
"Если контролирующие органы будут полностью следовать закону, ни одно здание никогда не сможет быть введено в эксплуатацию: законы осознанно составляются таким образом, чтобы оставалась коррупционная составляющая", – говорит управляющий партнер Management Development Group (сети "Гастрономчикъ" и "Продэко") Дмитрий Потапенко.
"Стоимость согласований на различных уровнях власти может составлять от 30 до 60% себестоимости строительства здания в зависимости от региона и сложности объекта", – продолжает Потапенко. Согласования могут тянуться годами, как, например, получилось с торговым центром IKEA в Самаре. Шведская розничная сеть начала его строительство в 2006 году и до сих пор не может получить разрешение на открытие. Вместо запланированных 4 млрд рублей инвестиций в проект IKEA вынуждена была вложить вдвое больше.
"Валовая прибыль российских ритейлеров – грубо говоря, наценка к закупочной стоимости товара – это до 25% от конечной цены, а чистая прибыль не превышает 3%", – уверяет Потапенко.
Это средние цифры для отрасли, соглашается исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.
Авторы доклада проанализировали доступность продовольственных товаров, недвижимости, услуг связи в России и странах Европы и в США на основе покупательной способности зарплат, скорректированной на производительность труда (чем она ниже, тем меньше потребление). Почти во всех странах возможности покупки жилья в 2-5 раз превосходят российские, возможности аренды офисов – в 2-7 раз.
4 мая 2011 г., bbc.co.uk
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |