Азбучные истины
Опасность снижения доходов, связанную с возможным оттоком покупателей, «Азбуке» удалось купировать за счет пересмотра контрактов с поставщиками и сокращения внутренних издержек. А следом появилась возможность присмотреться к открывающимся шансам.
«Соблазнов сейчас миллион», — потирает руки Владимир Садовин. А главный из них — «шоколадные» помещения, выбрасываемые на рынок. До кризиса о столь привлекательных торговых площадях «Азбука» могла только мечтать. А теперь владельцы недвижимости сами предлагают обсуждать компромиссные варианты.
«На рынке торговой недвижимости, особенно в сегменте стрит-ритейла, начался передел объектов, сопровождаемый сменой собственников и арендаторов», — соглашается директор департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. Вот только Садовин в этом переделе участвовать пока не торопится, поскольку квадратные метры продолжают дешеветь.
Даже сегодня приобретение качественного объекта для размещения магазина в Москве требует не менее 20 млн долларов. Но до кризиса аналогичный метраж собственники предлагали не дешевле чем за 35 млн. Казалось бы, выгода очевидна. Однако у развития розничной сети на арендованных площадях также обнаруживается немало плюсов. Так, запуск нового магазина на съемных площадях обходится «Азбуке Вкуса» примерно в 4,5 млн долларов. Так есть ли смысл вкладывать в покупку недвижимости деньги, на которые можно запустить целых четыре супермаркета деликатесов?
Теоретически выгодные сделки, связанные с покупкой торговых объектов, можно осуществлять в долг. Под ликвидный объект заемное финансирование не так уж трудно привлечь даже сегодня. Но наращивать долговую нагрузку «Азбука» не торопится. Совокупная задолженность сети и без того составляет около 90 млн долларов (чуть более 3 млрд рублей), из которых 40 млн приходится на «длинный» кредит ЕБРР.
Соблазнов действительно много, но пока Садовин предпочитает следовать более консервативной тактике. В ближайших планах сети значится открытие двух новых магазинов, причем на собственные средства компании. На большее пока не хватает, а занимать неразумно. При этом «Азбука Вкуса», судя по всему, все-таки предпримет попытки извлечь максимум пользы из ситуации, сложившейся на рынке торговой недвижимости. Так, Садовин не исключает возможности переноса некоторых (прежде всего не самых эффективных) магазинов на новые, куда более привлекательные площадки. Переезд одного магазина потребует не более миллиона долларов, что на фоне ожидаемого роста доходности за счет более выгодного местоположения вовсе не так уж много.
Еще один шанс, которым «Азбука Вкуса», очевидно, попытается воспользоваться, — вероятность привлечь новых клиентов. В компании уверены: начавшаяся миграция сетей среднего ценового сегмента в нишу дискаунтеров приведет к вымыванию из их ассортимента премиальных товаров. А значит, часть «пострадавших» покупателей, не намеренных экономить на качественных дорогих продуктах, даже в условиях кризиса может оказаться в сфере влияния «Азбуки». «Клиентура сетей среднего класса расслоится, — прогнозирует Садовин. — Большая часть, разумеется, сместится в сторону дискаунтеров, но небольшой ручеек перейдет и к нам».
Николай Власенко поддерживает этот тезис: маркетологи «Виктории» также заметили некоторый рост спроса на дорогие товары. «Сейчас копить деньги на крупные приобретения бессмысленно, поэтому многие решили побаловать себя более высоким уровнем жизни, — говорит Власенко. — В кризисные годы премиальным сетям придется несколько изменить позиционирование, снизив наценку «за пафос». Однако им ни в коем случае не следует прыгать из сегмента в сегмент. Смена формата — самая опасная стратегия для таких операторов. Таким образом легко потерять прежних клиентов, не приобретя взамен новых».
Собрав в кулак все доступные антикризисные меры, гендиректор «Азбуки Вкуса» планирует в 2009 году увеличить оборот сети на 11–12% — до 13 млрд рублей. В основном, правда, прирост будет достигнут за счет инфляции. Мало того, для достижения даже такого результата менеджменту компании придется потрудиться. Но к этому сегодня готовы все топ-менеджеры. «В трудные годы традиционно возрастает потребление алкоголя и сигарет, — с улыбкой отмечает Владимир Садовин. — Но это сценарий для пессимистов. Нам же курить, выпивать и впадать в депрессию некогда — надо работать и зарабатывать».
4 июня 2009 г., business-magazine.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |