Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Кризис в зеркале прессы: «Газпром» сократил добычу на треть

Правительство, перенеся в мае сроки подготовки бюджета-2010 с августа на октябрь, приступило к оптимизации отдельных расходов на будущий год. В первую очередь оказались сокращенными некогда считавшиеся "защищенными" бюджетные расходы на подготовку к Олимпиаде-2014 - на 22,7 млрд руб. Минфинтакую оптимизацию пока окончательной не признал.

Вчера в Белом доме под председательством вице-премьера Александра Жукова прошло заседание наблюдательного совета оргкомитета "Сочи-2014". Результаты этого заседания оказались примечательными - впервые за последние годы правительственные чиновники добровольно отказывались от бюджетного финансирования без дополнительного и публичного давления со стороны Минфина. Первым от бюджетных денег отказался вице-премьер Александр Жуков. По итогам заседания он сообщил, что бюджетные средства на деятельность оргкомитета "Сочи-2014" в 2009-2010 годах выделяться не будут вообще. По его словам, в течение этих двух лет федеральный бюджет сможет сэкономить 2,7 млрд руб. Объяснение Александра Жукова - "работа оргкомитета по привлечению спонсоров позволила получить финансовые средства, существенно превышающие те, которые предполагалось получить изначально". То есть поддержки из бюджета больше не требуется.

В пресс-службе оргкомитета пояснили: речь идет о добровольном отказе некоммерческой организации от 2,7 млрд бюджетных рублей. Общий объем средств, которые оргкомитет может потратить на подготовку к Олимпийским играм-2014, составляет $1,8 млрд на период до 2016 года, когда комитет по проведению Олимпиады должен завершить свою деятельность. "Бюджет каждого года пересматривается ежегодно в соответствии с процедурами, определенными наблюдательным советом и Международным олимпийским комитетом (МОК) в зависимости от текущей ситуации", - пояснили в пресс-службе.

Традиционно олимпийский оргкомитет часть денег привлекает из частных источников за счет реализации маркетинговой программы. В среднем на средства спонсоров приходится три четверти гарантированных средств, а четверть поступает из бюджета, сообщили в оргкомитете. Однако на текущий момент сложилась ситуация, когда для осуществления подготовки к Играм средства спонсоров способны заместить государственные в бюджете оргкомитета в текущем и 2010 годах на 100%.

Вместе с тем, заверил Александр Жуков, "государство будет продолжать выполнять принятые на себя обязательства перед Международным олимпийским комитетом и с 2011 года вновь начнется финансирование из бюджета". Он напомнил, что в 2009 году часть расходов федерального бюджета была сокращена. "Мы стараемся изыскивать возможности экономии средств, и Олимпиада должна внести свой вклад", - подчеркнул господин Жуков.

Но принесенная им жертва оказалась не самой крупной. Вслед за Александром Жуковым о секвестре бюджетных расходов на строительство олимпийских объектов вчера же объявил и вице-премьер Дмитрий Козак. Он сообщил, что правительство "сэкономит для федерального бюджета не менее 20 млрд руб. в 2009-2014 годах".

Еще 14 мая 2009 года премьер-министр Владимир Путин на встрече с комиссией МОК сообщал, что общая расчетная стоимость олимпийской инфраструктуры составляет около 200 млрд руб. По тогдашним подсчетам премьера, более половины суммы - средства федерального бюджета, а остальное - расходы инвесторов. Заметим, что премьер явно уже провел некоторую оптимизацию олимпийских расходов - в марте 2009 года правительство оценивало строительство олимпийских объектов в Сочи в 218 млрд руб. В аппарате Дмитрия Козака по просьбе "Ъ" вчера уточнили, что общая стоимость олимпийских объектов до 2014 года сегодня оценивается в 206 млрд руб. До вчерашнего дня предполагалось, что эти расходы будут поделены неравными порциями между федеральным бюджетом и частными инвесторами. Из бюджета предполагалось выделить 118 млрд руб., а инвесторам предлагалось заплатить 88 млрд.

По словам представителя аппарата, вчера Дмитрий Козак только объявил об изменении этой пропорции "в пользу" частных инвесторов. "Общая стоимость объектов не уменьшена", - уточнил собеседник корреспондента "Ъ". Он также сообщил, что инвесторы потерю бюджетного финансирования в объеме 20 млрд руб. компенсировать уже согласились. Назвать согласившихся он отказался, сославшись на тайну конкурсных процедур, но сообщил, что речь идет "о российских частных инвесторах, госкорпорации в их число не входят". В результате в новой пропорции финансирования олимпийских строек расходы инвесторов обогнали бюджетные расходы. Соотношение теперь выглядит так: 98 млрд руб. даст бюджет, а 108 млрд руб. заплатят инвесторы.

Неформально вчера в Белом доме признали, что отказ Александра Жукова и Дмитрия Козака от бюджетного финансирования - реакция на непубличное давление Минфина по оптимизации бюджетных расходов на 2010 год. "Есть общая задача экономии, и мы оказались более гибкими", - сообщил "Ъ" представитель правительства. Достаточно ли "гибкими" оказались Александр Жуков и Дмитрий Козак и не потребуется ли последующее сокращение бюджетных расходов на Олимпиаду-2014, в аппарате вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина вчера сообщить отказались.

Д.МЕДВЕДЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО РЯД НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ "КАК МИНИМУМ" ПРИОСТАНОВИЛИСЬ

Президент РФ Дмитрий Медведев не драматизирует экономическую ситуацию в России и усматривает "как минимум" приостановку ряда негативных тенденций, передает ИТАР-ТАСС. "Я не оцениваю ситуацию как драматическую, но она сложная, она в чем-то проще, в чем-то сложнее, чем в других странах, но в среднем она, наверное, такая же, как в большинстве государств, которые сегодня находятся под воздействие экономического и финансового кризиса", - сказал президент РФ в интервью американскому телеканалу CNBC.

По его словам, "российская экономика пострадала от мирового финансового кризиса не в меньшей степени, чем другие страны" по ряду объективных и субъективных причин. "Нас затронул экономический спад и спад ВВП, мы прогнозируем в этом году не меньше чем 6 проц или, может быть, даже больше. По отдельным позициям, таким, как уровень промышленного производства, падение даже существенно выше, то есть это порядка 14 процентов за несколько месяцев", - сказал президент.

Его настораживают и другие явления, прежде всего безработица: "У нас сейчас 2 миллиона 200 тыс приблизительно зарегистрировано безработных на бирже. Но на самом деле эта цифра, наверное, больше, потому что часть людей не регистрируется. И по методике Международной организации труда мы оцениваем безработицу, может быть, на уровне 6 миллионов или даже, может быть, чуть больше человек, что составляет около 7,5-8 процентов от экономически активного населения в нашей стране". Он уверен, что правительство "должно реагировать на такие трудные цифры".

Д.Медведев пояснил, что курс рубля был вынужденно ослаблен "вследствие того, что уменьшилось количество валюты, которая притекает в страну из-за снижения объема экспорта". Еще одной проблемой является инфляция, хотя "за последнее время эти негативные тенденции как минимум приостановились".

Д.Медведев считает, что проблемы создала "текущая структура российской экономики, ориентированной на экспорт", "потому что цены на нефть изменились, цены на газ изменились, ряд экспортных товаров, таких серьезных товаров, скажем, как металлургические товары, металлургическая продукция, тоже существенно подешевел".

"Мы в известной мере сегодня являемся заложниками той структуры экономики, которая создавалась на протяжении многих десятилетий, - продолжал он. - И здесь, конечно, основная задача на будущее - просто изменить эту структуру экономики".

Он отметил, что "текущая ситуация, текущее положение дел устроить не может". "Мы не смогли создать высокотехнологичной экономики, у нас очень высокая степень зависимости от экспорта сырья, у нас очень слабая инновационная составляющая в экономике, у нас нет прямой конверсии тех инновационных продуктов в промышленность, которая отличает современную инновационную экономику", - сказал Д.Медведев.

"Иными словами, задача диверсификации экономики является, наверное, одной из самых выдающихся и наиболее важных, которые стоят перед нашей страной, и мы этим будем заниматься. Это, может быть, самая главная задача в настоящий момент", - сделал вывод президент.

Он признал, что развиваться на одних резервах страны невозможно. "Что касается нашего Стабилизационного фонда, то мы действительно потратили много времени и сил для того, чтобы накопить определенные резервы. Эти резервы измеряются сейчас миллиардами долларов. В общей сложности в Резервный фонд было зачислено более 600 млрд долларов", - напомнил Д.Медведев.

Даже после того, как часть их была потрачена, они остаются "достаточно значительными - это большие деньги". "Они позволяют в настоящий момент многие проблемы решать. Но на одних резервах развиваться невозможно. Придется думать о диверсификации экономики в целом: о создании новых производств, о создании высокотехнологичной инновационной экономики", - отметил он.

Премьер Владимир Путин утвердил новые правила предоставления бюджетных кредитов регионам. Процедура практически не изменилась. Федеральный центр готов, как и прежде, одалживать регионам деньги на покрытие кассового разрыва, ликвидацию стихийных бедствий и аварий, строительство и ремонт автомобильных дорог (кроме федеральных).

Но появилась и новая цель кредитования - частичное финансирование дефицита бюджета. Общий дефицит региональных бюджетов в 2009 г. составит 800 млрд руб., говорил в марте замминистра финансов Антон Силуанов.

Фактически бюджетный кредит теперь можно получить под любые цели, ведь у дефицита могут быть разные причины, отмечает Александр Андряков из Экономической экспертной группы.

Обращаться за деньгами регионы будут в Минфин: нужно указать доходы и расходы за истекший период финансового года, прогноз по ним и по источникам покрытия дефицита на период заимствований, источники и сроки погашения кредита. Объем кредита и сроки возврата утвердит министр финансов.

Всего на кредиты регионам в федеральном бюджете зарезервировано 150 млрд руб. Стоимость кредитов - 1/4 ставки рефинансирования (сейчас 12%), сказал в понедельник вице-премьер Алексей Кудрин.

"Сумма могла быть и больше", - сетует губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. А вот условия хорошие, радуется он. Ставка 3% - это, по сути, нулевая ставка, на рынке таких дешевых денег не найти, отмечает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин.

Кредиты надо отдавать, поэтому выгоднее брать дотации на сбалансированность бюджетов, отмечает губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Вчера трехсторонняя комиссия по совершенствованию межбюджетных отношений (Минфин, депутаты, сенаторы) одобрила правила распределения дотаций. "Никаких кардинальных изменений не будет, правила переутверждаются каждый год, это технический момент", - пояснил чиновник Минфина.-

Для российских компаний первичное размещение ценных бумаг на иностранных биржах уже с осени этого года станет практически невозможным. Федеральная служба по финансовым рынкам меняет порядок размещения бумаг российских эмитентов за рубежом - если раньше компании могли там размещать при IPO до30% капитала, то теперь их возможности сократятся до 5%. С помощью этих мер регулятор рассчитывает повысить ликвидность внутреннего фондового рынка, а его участники ожидают падения доходов.

В распоряжении "Ъ" оказался проект приказа "Об утверждении положения о порядке выдачи ФСФР разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации". Документ существенно меняет нормативы допуска бумаг российских компаний к размещению на зарубежных площадках.

Сейчас доля капитала, разрешенного российским эмитентам к размещению за рубежом в виде депозитарных расписок, зависит только от степени стратегической важности предприятия. Нестратегическим компаниям разрешено размещать за рубежом до 30% уставного капитала. Предприятия стратегических отраслей имеют право размещать на зарубежных площадках 25% или 5% от капитала (компании, осуществляющие геологическое изучение недр или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения).

В ближайшее время объем эмиссии, размещаемый за рубежом, будет напрямую зависеть от ликвидности этих бумаг на внутреннем рынке. Эмитенту, акции которого включены в котировальный список "А" (первого или второго уровня) Российской фондовой биржи, будет разрешено разместить за пределами России 25% от общего количества акций, если бумаги включены в котировальный список "Б" - не более 15%. Эмитентам бумаг, которые котируются в списках "В" или "И" биржи, будет разрешено размещать за рубежом не более 5% от общего количества акций. Изменения ФСФР будут распространяться на новые первичные и вторичные размещения.

Кроме того, при проведении каждой новой эмиссии компании будут иметь право размещать за пределами Российской Федерации не более 50% от общего количества размещаемых акций соответствующего выпуска. Сейчас этот норматив находится на уровне 70%.

Фактически нововведения ФСФР сведут к минимуму объемы зарубежного размещения любого российского эмитента при проведении IPO. Дело в том, что по российскому законодательству при проведении первичного размещения бумаги любого эмитента сначала включаются в список "В" и только затем могут быть переведены в другие котировальные списки. То есть теперь любой новый эмитент сможет разместить на зарубежной площадке не более 5% и увеличить эту долю, только выпустив допэмиссию. "Для компаний, чьи бумаги на российском рынке не торгуются, первичное размещение в Лондоне будет фактически невозможно", - поясняет руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Он утверждает, что таким образом ФСФР дает сигнал о том, что внутренний рынок должен стать приоритетным местом для размещения ценных бумаг российских эмитентов и изменение нормативов будет увеличивать его ликвидность. В ближайшее время документ будет размещен на официальном сайте регулятора, а затем направлен в Минюст. "К сентябрю документ точно вступит в силу, - отмечает господин Миловидов. - Если к тому времени рынок оживет, эмитенты будут проводить IPO в первую очередь в России".

ФСФР последовательно реализует меры, направленные на повышение привлекательности российского рынка и его ликвидности, соглашаются эксперты. По мнению генерального директора "Ренессанс Капитала" Рубена Аганбегяна, снижение объема бумаг российских эмитентов, разрешенного к размещению за рубежом, увеличит спрос на них, потому что многие иностранные инвесторы предпочитают покупать АDR, а некоторые даже не имеют инфраструктуры для приобретения локальных акций.

Решение ФСФР может привести к тому, что расписки на акции российских компаний за рубежом будут стоить существенно дороже, чем акции, что приведет фактически к появлению двух независимых рынков, отмечают эксперты. "В результате введения новых норм есть риск увеличения спрэдов между депозитарными расписками и локальными акциями", - указывает господин Аганбегян.

Впрочем, участники рынка считают, что главная опасность для рынка, которую несут новые ограничения ФСФР, заключается в том, что IPO будут проходить только при наличии достаточного спроса со стороны внутренних инвесторов и в них не смогут участвовать все желающие иностранные покупатели, спрос с их стороны будет искусственно ограничен. Так, например, крупнейший в России производитель труб компания ТМК при IPO в 2006 году разместила за рубежом 14,4% от капитала. В 2007 году ОГК-5 и ТГК-5 разместили за рубежом 20 и 15% от уставного капитала соответственно. По новым правилам все эти компании смогли бы предложить зарубежным инвесторам при IPO не более 5% от капитала. Это же ограничение затронет и запланированное IPO РЖД - если ранее компания могла разместить на зарубежных площадках до 25% капитала, то теперь сможет лишь 5%.

"Новая практика может ограничить возможности российских эмитентов на международных рынках капитала в текущей сложной кризисной ситуации, - полагает руководитель отдела фондовых рынков департамента инвестиционно-банковских услуг Дойче Банка Наталья Тетруева. - Аппетит к российским рискам со стороны глобальных фондов уже снизился". Председатель правления МДМ-банка Олег Вьюгин добавляет, что "если не все инвесторы имеют доступ к размещению, то компания-эмитент получает меньший доход от размещения или не самую лучшую цену".

В распоряжении РБК daily оказался проект официального отзыва правительства России на законопроект, который призван регламентировать порядок формирования и управления общих фондов банковского управления (ОФБУ). Правительство предлагает прописать в законопроекте ответственность доверительного управляющего ОФБУ за убытки, причиненные учредителям таких фондов, а также установить особенности взыскания на имущество учредителя доверительного управления ОФБУ.

В министерства и ведомства направлен проект официального отзыва правительства РФ на законопроект, регламентирующий порядок соз8000дания и управления ОФБУ. Напомним, что законопроект был внесен в Госдуму минувшей осенью по инициативе депутатов Владислава Резника и Виктора Абрамова. Он призван сделать ОФБУ таким же массовым продуктом, как, например, ПИФы (см. РБК daily от 06.10.08). Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту, главными сдерживающими факторами, препятствующими развитию рынка ОФБУ, являются правовая неопределенность таких фондов и "отсутствие полномочий у Банка России по регулированию сделок кредитных организаций, осуществляемых в рамках договора доверительного управления". В связи с этим авторы законопроекта предлагали впервые узаконить само понятие ОФБУ, а также основные условия договора ДУ такими фондами: виды фондов, максимальный размер расходов управляющего, порядок расчета доли учредителя управления в ОФБУ, порядок и сроки выплаты денежной компенсации.

Однако в правительстве посчитали, что законопроектом не урегулирован целый ряд существенных вопросов, которые касаются регламентации отношений доверительного управления ОФБУ. В частности, не прописана ответственность доверительного управляющего за причинение убытков учредителям ОФБУ, не указаны допустимые формы выплаты доходов от управления такими фондами, а также не отрегулированы последствия банкротства доверительного управляющего и состав имущества фондов, которые могут включаться в конкурсную массу. В связи с этим правительство считает необходимым установить особенности взыскания на имущество учредителя доверительного управления ОФБУ или передачу фондов другому управляющему, если имеет место банкротство управляющего ОФБУ.

Таким образом, правительство готово поддержать законопроект лишь в том случае, если его авторы учтут все замечания, указанные в представленном официальном отзыве. По словам гендиректора УК "Ренессанс Управление инвестициями" Татьяны Олифировой, законодательство, регулирующее деятельность ПИФов, предусматривает возможность передачи фондов от одной управляющей компании к другой, а такое понятие, как субдоверительное управление, отсутствует. "С точки зрения инвесторов, в ОФБУ принятие такого законопроекта, с правительственных поправок, было бы очень своевременным решением", - считает Татьяна Олифирова.

Как пояснила РБК daily эксперт ФСФР Татьяна Медведева, их ведомство выступает против того, чтобы ОФБУ стали альтернативой ПИФам. "В этом законопроекте не прописана ни ответственность доверительного управляющего ОФБУ перед его учредителями, ни полноценный контроль за деятельностью управляющих, - отметила Татьяна Медведева. - У ОФБУ свои риски, отличные от рисков ПИФов, поэтому должен быть совершенно иной механизм регулирования". По словам г-жи Медведевой, ФСФР направляла свои замечания на этот законопроект и, по всей видимости, они нашли отражение в проекте официального отзыва правительства.

Один из топ-менеджеров банка, управляющего ОФБУ, пояснил РБК daily на условиях анонимности, что субдоверительное управление вводится, скорее всего, для того, чтобы кредитные организации получили возможность реализовать следующую схему: упаковать в ОФБУ все проблемные активы, находящиеся у банка в залоге, после чего передать этот фонд в субдоверительное управление УК, специализирующейся на управлении недвижимостью или иными активами.

Весной несколько крупных заемщиков подали иски об изменении кредитных договоров с банками - в связи с "существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при их заключении" (статья 451 Гражданского кодекса России). Этой статьей решили воспользоваться, например, "Главмосстрой", задолжавший 1,8 млрд руб. Альфа-банку и 1,11 млрд руб. ВТБ, "Суал" ($73,8 млн Альфа-банку), группа ПИК (2,7 млрд руб. ВТБ).

С кризисом сильно выросло число дел, в которых стороны пытаются злоупотреблять процессуальными правами, чтобы не погашать долги, в первую очередь по кредитным договорам, подтвердил "Ведомостям" тенденцию председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов: "Например, предъявляются иски о признании кредитных договоров недействительными, чтобы добиться приостановления взыскания долга". Истцы часто ссылаются на статью 451, знает Иванов, однако сейчас все-таки рынок упал не так сильно, как в кризис 1998 г. (см. врез). "И если уж тогда суды не расторгали и не пересматривали договоры на основании статьи 451 Гражданского кодекса, сомневаюсь, что практика пойдет по этому пути сейчас, когда падение рынка не столь значительное, как 10 лет назад", - резюмировал он.

К примеру, Федеральный арбитражный суд Московского округа в марте 2004 г. отказал компании "Амрос" в пересмотре (снижение ставки) кредитного договора на $300 000 с банком "Возрождение". Компания ссылалась на статью 451, а изменившимися обстоятельствами называла девальвацию рубля и резкий рост стоимости доллара, происшедшие в кризис 1998 г.

Статья 451 была введена для действительно экстраординарных событий, например внезапного природного катаклизма, разрушившего экономику, согласен с Ивановым адвокат Алексей Мельников. Недобросовестность поставщиков, недостатки управления и накопление слишком большого долга накануне финансового кризиса не относятся к экстраординарным событиям, считает он: это часть предпринимательского риска.

Рекомендации председателя ВАС расцениваем положительно, говорит представитель ВТБ Максим Лунев: они помогут бороться с ситуацией, когда заемщики злоупотребляют своими правами.

Представитель "Базэла" (контролирует и "Главмосстрой", и "Суал") Сергей Бабиченко отказался от комментариев.

А вот группа ПИК на прошлой неделе отозвала иск по статье 451 к ВТБ, начались переговоры по реструктуризации задолженности перед банком, объясняет представитель компании Наталья Коновалова.

Для оспаривания договора заемщики берут на вооружение не только статью 451, используются и другие поводы. Вчера в Арбитражном суде Москвы зарегистрирован иск " Компании брэйвлинг лимитед" (кипрская структура Олега Дерипаски, владеющая его лесными активами) об оспаривании кредитного договора на 120 млн руб. между Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом и Альфа-банком. Сделка была заключена с нарушением порядка одобрения, объясняет основание иска представитель "Континенталь менеджмента" (управляет ЦБК).

Представители ВТБ и Альфабанка заявляли, что подобного рода иски - попытка затянуть процесс по долгу. Например, 30 марта по такому основанию Арбитражный суд Москвы приостановил взыскание 1,11 млрд руб. с "Главмосстроя" в пользу ВТБ. По практике сначала рассматривается дело о признании договора недействительным и только затем - о взыскании долга, замечает партнер "Нерр Штифенхофер Лутц" Илья Рачков, это может оттянуть начало основного процесса на срок до одного года.

По словам Иванова, ВАС подготовил проект постановления пленума, в котором для судов сформулированы ориентиры, как рассматривать дела по оспариванию заемщиками кредитного договора. "Совершенно очевидно, что если ответчик по иску о признании кредитного договора недействительным - банк, т. е. организация, за финансовой устойчивостью которой тщательно следят, - рассуждает Иванов, - то нет необходимости сначала рассматривать вопрос о признании недействительным договора, а потом о взыскании долга". Если речь идет о недействительности кредитного договора, то заемщик все равно должен будет вернуть деньги банку в порядке реституции (статья 167 ГК), объясняет логику председатель ВАС. Спор идет только о размере процентов - как указано в договоре или по ставке ЦБ, считает Иванов, и о том, будут ли уплачиваться штрафы, предусмотренные договором.-

Экономика России готова развернуться в сторону выхода из кризиса, заявил замминистра экономразвития Андрей Клепач. На полное восстановление может понадобиться три года В сильном падении экономики есть свои плюсы: потом восстановление будет в виде скачка, пообещал Клепач. Уже есть позитивные сигналы, в том числе из банковской системы, разворот тенденции "не за горами", думает замминистра: "Сейчас находимся около дна кризиса и некоторое оживление ожидаем увидеть в июне-июле" (цитаты по "Интерфаксу"). Во втором полугодии экономика может вырасти на 4-5% к первому полугодию, сообщил Клепач.

И хотя в годовом выражении темпы будут отрицательными - по итогам 2009 г. минус 7-8%, - важен сам выход на позитивную динамику, разъяснил Клепач. В 2010 г. уже и годовой темп будет позитивным - плюс 1%, а в течение трех последующих лет Россия снова может стать "одной из наиболее динамично развивающихся стран": ее рост в 2012 г. составит 5% (последние шесть лет средний темп роста был 7,05%).

Кроме банков развороту тренда поможет ряд промышленных секторов, продолжил Клепач: металлургия, на продукцию которой будет расти внутренний и внешний спрос, сельское хозяйство. В 2010 г. госрасходы на инфраструктурные проекты планируется увеличить на 10-15%, что тоже станет весомым вкладом в восстановление экономики, добавил замминистра.

В последние годы рост экономики во втором полугодии к первому составлял около 18%, со снятой сезонностью - 4,5%, посчитал замдиректора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. Повторение этой динамики в 2009 г. означает, что спад во II квартале составит 10%, в III - 4,8%, в IV - 1,4% к таким же периодам 2008 г., рассчитал Миронов: "Спад замедлится, но в плюс так и не выйдем". В 2010 г. рост госинвестиций на 15% может добавить темпам ВВП 0,6 п. п., подсчитал он.

Ставка на промышленность пока не особо оправданна, полагает Миронов: в марте из 168 отраслей росли 11, их совокупный вклад в темпы экономики - всего 0,2 п. п., в апреле рост был в 13 отраслях, их вклад - 0,4 п. п.

Доля сельского хозяйства в ВВП - 4,7%, говорит Миронов. Если отрасль, как и в 2008 г., вырастет на 10%, экономике это даст всего 0,5 п. п. (роста либо замедления спада). Но за январь - апрель сельское хозяйство выросло на 1,5%, отмечает Миронов. Доля металлургии в ВВП - 2%, пока эта отрасль в лидерах падения.

По данным агентства "Чермет", спад в металлургии в мае составил 32% против 30% в апреле (к такому же месяцу 2008 г.). "Улучшения внутреннего спроса не видно", - говорит аналитик "Уралсиба" Дмитрий Смолин: раньше в этот период всегда возрастал спрос со стороны строителей. Сейчас около 65% продукции отрасли идет на экспорт, в том числе четверть - в Китай, продолжает Смолин: "Из-за дорогого железорудного сырья Китай стал нетто-импор- тером стали". По новым контрактам, которые заключает Китай с поставщиками, сырье может быть на 40-50% дешевле и тогда спрос Китая на российскую сталь сильно снизится, считает Смолин.

"Позитивные сигналы" от банков пока не имеют прочного фундамента, предупреждает экономист ЦМАКП Олег Солнцев. Рост кредитов нефинансовому сектору (на 0,5% в апреле против минус 1,5% в марте) был и так ожидаем: "Когда в экономике затишье, госбанки могут себе позволить покредитовать экономику, тем более этого с них еще и требуют". Сокращение прироста просроченной задолженности в полтора раза не отражает реальной картины, продолжает он: оно обусловлено тем, что банки перестали относить к просрочке пролонгированные кредиты. А рост рублевой ликвидности вызван как игрой банков против доллара, так и притоком горячего капитала, обусловленным укреплением рубля.

Позитив может быстро поменяться на негатив, когда доходность по госбумагам приблизится к докризисным уровням (сейчас по трехлетним ОФЗ - около 11%, кризисный максимум - 13,2%, докризисный минимум - 8,3%), а ЦБ остановит укрепление рубля. Другой риск - предстоящее сокращение издержек, предприятия еще не привели их в соответствие с новым уровнем доходов, продолжает Солнцев: за четыре месяца выпуск снизился на 14,9%, тогда как реальные зарплаты - на 1,4%. Процесс снижения издержек ударит прежде всего по отраслям, ориентированным на потребительский спрос, где не исключена волна банкротств, продолжает Солнцев. И только если эти риски не реализуются или будут смягчены, можно будет сказать, что дно пройдено и "мины обезврежены", заключает Солнцев.-

Рост фондового рынка подтолкнул банки к диверсификации рисков. Кредитные риски в апреле они начали замещать рыночными, впервые с начала года активизировавшись в покупке ценных бумаг. В долгосрочной перспективе такая стратегия рискованна, предупреждают эксперты. В апреле банки значительно увеличили объем вложений в ценные бумаги - с 2,65 трлн до 2,84 трлн руб., свидетельствуют данные обзора банковского сектора за апрель, размещенные вчера на сайте Банка России. Рост составил 190 млрд руб., или 7,2%. При этом в структуре активов банков доля ценных бумаг увеличилась за апрель с 9,3 до 10,1%. Рост вложений банковского сектора в ценные бумаги обеспечила главным образом покупка банками долговых обязательств. Вложения в такие бумаги увеличились за апрель на 130 млрд руб. (с 1,99 трлн до 2,12 трлн руб.). Последний раз серьезное увеличение портфеля ценных бумаг на балансах банков было зафиксировано в январе этого года: тогда объем вложений вырос на 220 млрд руб., или на 9,3%. Однако январский прирост стоимости ценных бумаг объяснялся не увеличением их портфелей у банков, а валютной переоценкой: рост показали активы, номинированные в валюте. В феврале-марте рост вложений банков в ценные бумаги не превышал 2,3%.

"Увеличение вложений банков в ценные бумаги произошло как за счет активизации банков в приобретении ценных бумаг, так и за счет положительной переоценки по бумагам, которые были куплены в конце прошлого года и остались в торговых портфелях банков", - считает первый зампред СБ Банка Андрей Егоров, указывая первопричиной наблюдавшийся в апреле рост фондового рынка. Так, если в начале года рост на фондовом рынке в целом не превышал 1%, а в облигационном сегменте был отрицательным, то в апреле индекс ММВБ вырос на 19,07%, а индекс рынка облигаций IFX-Cbonds - на 2,8%. "Участники рынка поставили на рост: в марте рынок достиг нижней точки, и в течение последних двух месяцев он растет", - говорит начальник казначейства банка "Возрождение" Андрей Шалимов.

Еще одной причиной повышенного интереса к долговым ценным бумагам участники рынка называют необходимость для банков диверсифицировать свои активы. "Интерес банков к ценным бумагам вынужденный, так как наращивать кредитный портфель сейчас опасно, а альтернатива кредитованию отсутствует", - говорит старший экономист Альфа-банка Наталия Орлова. С начала кризиса, согласно статистике ЦБ, объем резервов на возможные потери увеличился почти в два раза - с 669 млрд руб. на 1 октября до 1,22 трлн руб. на 1 мая. При этом объем совокупного кредитного портфеля банков с февраля непрерывно снижается (на 1 января он составлял 21,3 трлн руб., на 1 мая - уже 20,4 трлн руб.). По мнению Андрея Шалимова, благодаря вложениям в ценные бумаги банки смогут компенсировать часть потерь, полученных в результате увеличения резервов, вызванного ухудшением качества кредитных портфелей. "Например, если банк сейчас продаст облигации, купленные в конце прошлого года, то он может получить доход до 50% годовых", - рассуждает банкир.

Впрочем, эксперты предупреждают, что такая стратегия может оказаться рискованной для банков. "Положительная динамика фондового рынка вряд ли станет устойчивой тенденцией, поскольку обеспечена спекулятивным интересом к российскому рынку иностранных инвесторов, - предупреждает госпожа Орлова. - В долгосрочной перспективе выбранная стратегия может привести к убыткам, если цены на акции и облигации упадут".

Российские города испытывают жесткий дефицит средств: бюджетные доходы падают вслед за экономикой, ставки по банковским кредитам растут вместе с рисками, а рынок облигационных займов почти никому, за исключением двух столиц, не доступен. Кризис подтолкнул муниципалитеты снова заговорить о необходимости создания госкорпорации "под себя" - Агентства муниципального финансирования. По аналогии с АИЖК оно могло бы выпускать облигационные займы, привлекая длинные и сравнительно недорогие деньги, и с минимальной маржой кредитовать муниципалитеты. В 2006-м эта идея уже озвучивалась правительством Москвы, однако поддержки Кремля пока не нашла.

Участники конференции "Регионы и города России" приняли решение вновь поставить вопрос о создании Агентства муниципального финансирования. В условиях кризиса и отсутствия реальной возможности заимствований органами местного самоуправления, как посчитали мэры и чиновники из региональных правительств, это необходимо. Рынок облигационных займов - один из основных инструментов привлечения дополнительных средств, как признались РБК daily сразу несколько региональных управленцев, стоит с конца 2008 года: ввиду высоких рисков инвесторам неинтересны муниципальные облигации даже под высокие доходные ставки.

Поскольку муниципалитеты неинтересны на этом рынке каждый по отдельности, речь снова зашла о необходимости создания федерального Агентства муниципального финансирования - посредника со статусом госкорпорации, который смог бы привлекать для муниципальных образований длинные и сравнительно дешевые деньги. Облигации агентства в отличие от муниципальных будут гораздо более ликвидными в силу госгарантий и смогут выпускаться достаточно большими объемами, чтобы быть интересными рынку. За возврат кредитов муниципалитеты будут отвечать бюджетами.

Агентства муниципального финансирования давно действуют в ряде стран Западной Европы. В условиях форс-мажора, как считают эксперты, их создание еще более актуально. "Кризис разорил многих инвесторов и банки, а у оставшихся сформировал весьма избирательный подход при выдаче кредитов, - заявил РБК daily вице-президент Swedish Export Credit Corporation Николас Андерсон. - Теперь они будут ссужать только большим организациям с известным именем и хорошим рейтингом. Специализированные агентства по финансированию муниципалитетов подходят на эту роль".

Три года назад идея создания такой госкорпорации уже озвучивалась перед Кремлем: Юрий Лужков ознакомил с ней президента Владимира Путина. Пока, как заявил РБК daily глава Москомзайма Сергей Пахомов, крест на ней не поставлен, но и добро не дано. "Экспертное экономическое управление администрации президента, которое на тот момент возглавлял Аркадий Дворкович, пыталось всесторонне изучить этот вопрос, - пояснил г-н Пахомов. - Концепция создания агентства была разослана Минфину, Минрегионразвития и Минэкономразвития. Формально документы находятся пока на рассмотрении". В условиях кризиса, по словам главы Москомзайма, вопрос стоит так: или правительство будет вынуждено наращивать объемы бюджетного кредитования муниципалитетов, или позволит им выйти на рынок облигационных займов пусть и под госгарантии, но за частным капиталом.

"Фактически речь идет о секьюритаризации долгов муниципалитетов, - заявил РБК daily замдиректора казначейства Сбербанка Александр Чумаченко. - Агентство будет выпускать ценные бумаги и консолидировать долги муниципалитетов в виде кредитов. При соблюдении определенных условий - наличии госгарантий по облигациям и жестких рычагов воздействия на муниципалитеты, если они вдруг не захотят платить по кредиту, - агентство сможет заработать по аналогии с АИЖК". Чем больше агентство сможет размещать бумаг, тем лучше, полагает г-н Чумаченко, в этом случае расходы на содержание самой госкорпораци

3 июня 2009 г., kprf.ru



Новости

35 % новых проектов формата Light Industrial реализуют новые игроки
Более трети (35 %) площади всех строящихся зданий и анонсированных проектов формата Light Industrial в Московском регионе, без учёта объектов внутри МКАД, приходится на игроков, для которых эти объекты станут первыми в этом сегменте.

core-xp.ru

11 июля
«РАД» проведет торги по продаже права аренды помещений в «Апраксином дворе»
«Российский аукционный дом» («РАД») и ГБУ «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества» (ГБУ «ГУИОН») заключили договор о сотрудничестве. В рамках договора «РАД» будет передано на реализацию право 3-летней аренды недвижимости на территории «Апраксина двора» в Санкт-Петербурге.

auction-house.ru

8 июля

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Екатеринбург, Краснодар, Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 г.
Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.
11 июля
В Казахстане доля свободных складских площадей остается минимальной
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, по итогам I квартала 2024 года доля свободных складских площадей в Казахстане составила 1,6 % от общего объема предложения, увеличившись на 0,6 п. п. по сравнению с III кварталом 2023 года. Рынок качественной складской недвижимости страны за шесть месяцев пополнился на 68 тыс. кв. м и достиг 1,4 млн кв. м.
17 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за июнь

2 505АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 22 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: