Потребности покупателей определяют вектор развития загородного рынка
Конспект доклада коммерческого директора Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Смурыгиной Екатерины на выставке «ДомЭкспо-2009»Данные по результатам маркетинговых исследований Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» показывают, что за последние несколько лет облик загородного рынка сильно изменился. Раньше он был ориентирован на самых богатых покупателей, соответственно, и его развитие началось с наиболее престижных и дорогих направлений на небольшой удаленности от Москвы. По мере улучшения социально-экономического положения и благосостояния населения число желающих приобрести загородное жилье возрастало. Не последнюю роль в увеличении числа потенциальных покупателей загородной недвижимости сыграло и постепенное изменение взглядов людей на стиль жизни, уровень комфорта. Загородное жилье стало не только атрибутом самых богатых, но и желаемым элементом жизни среднего класса.
Как известно, спрос рождает предложение, поэтому объемы строительства на загородном рынке недвижимости значительно увеличились. Так, по данным www.irn.ru, к концу 2008 года число коттеджных поселков и загородных ЖК выросло в 2 раза по сравнению с 2006 годом. За тот же период на рынке таунхаусов количество поселков увеличилось в 2,3 раза.
Такое увеличение количества поселков и загородных ЖК происходило за счет расширения географии застройки: освоение менее престижных направлений и участков, расположенных на бОльшей удаленности от Москвы. Как видно из графика, в 20062008 годах доля менее престижных направлений на загородном рынке жилья выросла в 1,5 раза.
Кроме того, за рассматриваемый период значительно сократилась доля поселков и загородных ЖК, расположенных на близком удалении (до 20 км) от МКАД – в 1,5 раза. Одновременно с этим активное освоение «дальних» земель (за 50 км от Москвы) привело к тому, что к концу 2008 года доля загородного рынка здесь выросла почти в 3 раза.
Естественно, что это привело к изменению структуры предложения увеличению доли экономичного жилья. Т.е. расширение рынка происходило, в первую очередь, за счет объектов эконом-класса.
Безусловно, это отразилось на потребительских свойствах жилья. Во-первых, среднее количество домовладений в поселках и загородных ЖК возросло за счет выхода на рынок поселков, рассчитанных на большое количество семей. На загородном рынке также, как и на квартирном рынке Москвы, в элитных клубных объектах предусмотрено небольшое количество домов/квартир, в то время как экономичное жилье характеризуется большим числом домовладений. За последние 3 года среднее количество домов в коттеджных поселках увеличилось в 1,5 раза, такая же динамика отмечена и в сегменте загородных ЖК.
Во-вторых, снизилась средняя площадь домовладений. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к ее уменьшению по всем сегментам загородного рынка. Максимальное снижение за 20062008 годы характерно для загородных ЖК, где площадь квартир уменьшилась на 30 кв.м. Далее следует коттеджный рынок (на 22 кв.м.) и таунхаусы (на 16 кв.м.). Дело в том, что у менее обеспеченных людей нет потребности в роскошных домах большой площади. Гораздо важнее получить необходимый уровень комфорта по приемлемой цене.
Отмеченное нами выше расширение географии загородного рынка за счет освоения новых территорий привело к тому, что за последние 3 года его общий объем в квадратных метрах вырос в 2,5 раза. Если в 2006 году было 5млн. кв.м., то к концу 2008 года это уже 12 млн. кв.м.
Уточним, что эти цифры выражают суммарную площадь выставленного на продажу загородного жилья. Показатели объема уже введенного в эксплуатацию жилья будут примерно в 3 раза меньше (из расчета, что строительство объекта, в среднем, занимает 3 года).
Обратимся теперь к ситуации на столичном квартирном рынке. Здесь происходит обратная тенденция. Как видно из таблицы, объем ввода жилья в Москве с каждым годом сокращается. В период 20032008 годов снижение показателя составило 26%. При этом, если в 2003 году соотношение социального и коммерческого типов жилья было 1:4, то в 2008 году это уже 3:2. То есть объем вводимого социального жилья в Москве увеличился в 2,5 раза, что позволило ему опередить показатели коммерческого жилья.
Тип жилья Объем ввода жилья в Москве, тыс.кв.м. 200320042005200620072008
2 марта 2009 г., irn.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |