Без лишних метров
Многие отложили сроки запланированной смены офиса или в принципе отказались от нее. Так, банк ВТБ перенес переезд в башню «Федерация» на год, а IT-холдинг IBS расторг договор с владельцами Nord Star Tower. «Нам нужен был больший офис после слияния с консалтинговой группой Борлас, рассказывает генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий. Но мы решили найти дополнительные возможности в рамках уже имеющегося офиса и помещений рядом с ним, аренда которых обходится на десятки процентов дешевле по сравнению с Nord Star Tower. Но главное IBS не придется тратиться на переезд и оборудование нового офиса.По словам ведущего специалиста по коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty Максима Жуликова, сейчас несложно договориться с владельцем здания о скидках, просто показав ему предложения аналогичных по классу офисных центров.
Найти помещение получше или в более удобном месте и при этом на 30% дешевле, чем до кризиса, достаточно легко, объясняет Жуликов. Более того, за ту же цену можно снять офис классом выше».
Группа компаний «Спортмастер» сейчас меняет один из офисов. «В предыдущем стала проседать одна из колонн, рассказывает управляющий делами группы компаний Спортмастер Сергей Агибалов. Мы были вынуждены эвакуировать всех сотрудников». Владельцы здания предложили им на выбор другие помещения. Агибалов отказался обсуждать, насколько стоимость аренды в новом помещении ниже прежней, но при этом заметил: «Сэкономив на аренде, много потеряем на оборудовании рабочих мест, ремонте и прочем».
Аналитики GVA Sawyer отмечают рост субрынка пересдачи арендованных площадей. Многие компании, планируя переселиться в новые офисы в этом году, изначально предполагали наличие субарендаторов на первое время. Так, «Яндекс» в 2009 году будет переезжать в офис в деловом квартале «Красная Роза» площадью более 16 тыс. кв. м, а сейчас компании необходимо лишь 910 тыс. кв. м. По данным пресс-службы «Яндекса», решение арендовать площадь с запасом принято в расчете на дальнейшее расширение штата (раньше менять помещение на большее приходилось раз в два-три года).
Другое дело, что в рамках оптимизации можно увеличить долю временно предлагаемых субарендаторам площадей. По словам партнера «Делойт» Майкла Болана, изначально компания планировала предоставить субарендаторам 1520% площадей в новом офисе, сейчас 2530%. «Одна из главных ценностей Делойт репутация, говорит Майкл Болан, поэтому среди возможных субарендаторов мы будем отбирать самые уважаемые профессиональные компании. Думаю, расположение и класс офиса привлекут наиболее интересных».
Компании также начали искать и незапланированных субарендаторов и арендаторов. «Как только кризис коснулся фондового рынка, рассказывает финансовый директор инвестиционной компании Риком-Траст Ольга Цветкова, мы начали рассматривать разные варианты по увеличению доходов, в том числе сдачу в аренду помещений. Тем более что штат компании сократился». Однако увольнение одного-двух сотрудников из отдела не позволило освободить значительное число комнат.
Спрос на небольшие помещения, по оценкам компании Astera, значительно увеличился еще во второй половине 2008 года, поэтому найти арендаторов «Риком-Траст» не составило бы труда. Однако, посчитав, что возможные доходы от сдачи площадей невелики, руководство компании приняло решение найти не просто арендатора, а партнера. «Нам не интересно сдавать комнату, к примеру, туристическому агентству, объясняет Цветкова. Мы хотим дождаться, когда помещение снимет наш постоянный партнер ТрансКредитБанк, ведь это позволит нам сократить расходы по транcакциям, а также предложить клиентам дополнительные услуги».
Если в критических условиях руководители вынуждены быть не слишком щепетильными в выборе арендаторов и субарендаторов, это может только осложнить жизнь компании. Так, компания «Философт», пережившая некоторое время назад внутренний кризис, была вынуждена срочно пересдать часть арендованных помещений: отдельную комнату на отшибе респектабельному бизнесмену, а половину своей основной рабочей комнаты группе молодых людей, начавших бизнес в области веб-дизайна и защиты информации. «В основном это были классического вида юные программисты с крошками пиццы на свитерах и группой Ленинград в динамиках, рассказывает директор по проектам Михаил Острогорский. Они были нормальные ребята, но доставляли нам много хлопот: от несвоевременных платежей до проблем с провайдером, поскольку конфликтовали с какими-то хакерами. В конце концов, переругавшись, они тайком съехали месяца через три-четыре».
Если издательство Livebook перешло с офисного режима работы на удаленный одномоментно, то рекрутинговая компания Brief touch, специализирующаяся на трудоустройстве фрилансеров на рынке рекламы и медиа, сделала это в два этапа. Около года назад руководство компании решило, что полноценный офис для десяти сотрудников не нужен, достаточно комнаты с большим круглым столом, в которой могут собраться все работники со своими ноутбуками. «Мы изначально создали инфраструктуру для возможности работать удаленно, объясняет директор Brief touch Григорий Кегелес, поэтому с организацией проблем не было». Уменьшение площадей позволило повысить класс офиса и при этом сократить расходы компании на 30%. Когда по осени для всех компаний наступило время оптимизации расходов, в Brief touch решили сэкономить, переведя всех сотрудников, кроме бухгалтера, на удаленную работу. Теперь компания снимает маленькую комнату и оплачивает услуги виртуального секретаря. «Хотя у нас увеличились представительские расходы, поясняет Кегелес, экономия на офисных тратах по сравнению с летом составляет 50%».
Для того чтобы рабочий процесс не сбивался, сотрудники Brief touch обязательно один-два раза в день общаются в видеоконференциях и чатах. «Я минимум четыре раза в неделю вижусь со своими подчиненными на встречах с клиентами», рассказывает Кегелес.
Появляются и компании, изначально рассчитанные на работу без офиса. «Главное, чтобы сотрудник всегда был на связи, у него был быстрый интернет, а также возможность работать спокойно, не отвлекаясь», рассказывает руководитель интернет-проекта slon.ru Леонид Бершидский. По его словам, организация удаленной работы принципиально не отличается от организации офисной: «Стоять за спиной подчиненного и контролировать его работу, по-моему, всегда бессмысленно. К каждому нашему сотруднику будут четкие требования: что он должен сделать за день. Не будет справляться уволю».
Один из акционеров этого проекта Наталья Синдеева говорит: «Редакция без офиса сокращает общие расходы примерно на 10%. Но хороша она не столько экономией, сколько гибкостью и удобством для самих работников». По ее словам, единственное, что мешает многим компаниям отказаться от офиса, недоверие к сотрудникам.
20 февраля 2009 г., friday.vedomosti.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |