Будущие офисы тают на глазах
Каждый день приносит как сводки с полей, информацию о проблемах с развитием коммерческой недвижимости. То проекты замораживаются, то арендаторы «табунами» мигрируют с элитных БЦ (бизнес центров) в более простые, пониже классом. Т.о. все говорит о том, что 2009 год будет очень трудным, как для строителей и риэлтеров, так и для телекоммуникационных компаний, которые значительно потеряют в набранной скорости по работе с БЦ.Согласно данным ИАА «Неделя сотовых технологий», в Санкт-Петербурге действуют более 750 БЦ разной классности, в которых работают более 30 телекоммуникационных компаний. Среди них можно выделить первый эшелон: Петерстар, Билайн, на которых приходится более 55 % телекоммуникационного рынка корпоративных клиентов, а также, заметно отстающих от них, Orange и Метроком, которые еще больше будут оставать в дальнейшем, так как Orange сконцентрирован на бизнес центрах класса А, переживающих сейчас не лучшие времена, и оттуда происходит отток клиентов, а Метроком так сильно «увяз» в государственных заказах, что внимания и сил на коммерческие объекты уже не находится. Второй эшелон включает большее число компаний: ВестКолл, Смарт Телеком, Северен Телеком, Ланк Телеком, ОБИТ, др.
Как раз первые две компании (ВестКолл, Смарт Телеком) из второго эшелона, весьма активно работающие в последние 2 года, могут составить конкуренцию Orange и Метрокому. Так, в минувшем году «Смарт Телеком» продемонстрировал неплохие результаты при работе в наиболее востребованном сегодня сегменте БЦ В и С классов, подключив 9 бизнес-центров и 18 объектов коммерческого назначения (торгово-промышленные комплексы, логистические центры и пр.).
Однако, на развитие компаний все большее влияние оказывает финансовый кризис, и вполне очевидно, что выручки компаний будут расти куда боле медленными темпами, а у кого-то и снижаться. Операторы будут вынуждены оптимизировать собственные расходы, сокращая затраты (прежде всего аренда, зарплаты, реклама и др.).
Кроме проблем с существующими клиентами операторы сталкиваются с заметным замедлением ввода офисных площадей и «консервацией» многих бизнес объектов.
Так, еще в конце января, портал TelecomDaily.ru писал о том, что группа компаний Becar Realty Group выставила на продажу активы проекта строительства бизнес-центра на территории бывшего завода алюминиевых конструкций в Рыбацком.
Это предложение стало тогда рекордным по размеру предоставленной продавцом скидки стоимость активов составляет 200 долларов за квадратный метр, что составляет треть докризисной цены.
На этой неделе стало известно, что еще один крупный проект остановился в своем развитии. Из-за финансового кризиса группа компаний «Невский Альянс» заморозила проект 24-этажного многофункционального комплекса Sokol City на Богатырском поспекте. Он оценивался в $300 млн.
Изначально планировалось, что строительство Sokol City завершится к III кварталу 2009 года.
По данным «Knight Frank Санкт-Петербург», планы девелоперов по увеличению рынка офисных зданий класса А и В в 2009 году оценивались в 600700 тыс. м2, но в связи с кризисом на рынок выйдет только 2530% от этого объема.
С выводами консалтинговых компаний согласны и игроки телекоммуникационного рынка.
Так, по словам генерального директора Санкт-Петербургского филиала компании «ВестКолл» Виктория Тихонова: «По нашим прогнозам в 2009 году рост подключений новых абонентов снизится не меньше, чем на 1015% относительно 2008 года. Решающим фактором будет являться гибкость оператора при работе с клиентами. Те компании, которые смогут оперативно реагировать на изменения в бизнесе своих абонентов, смогут удержать и даже укрепить свои позиции на рынке.
Очевидно также, что на снижение темпов развития повлияет и замораживание строительства объектов коммерческой недвижимости, при этом наиболее вероятное развитие событий перераспределение арендаторов на территории существующих объектов.
Мы предполагаем, что сокращение объемов жилищного и коммерческого строительства может привести к снижению ожидаемой прибыли на 1520%. Возмещать эти потери мы намерены серьезным увеличением потенциала новых продаж: ввод новых услуг и сервисов, поиск и внедрение новых решений, активная работа с существующими и новыми абонентами.
В условиях кризиса особый интерес пользователей обращается к интеллектуальным услугам связи. Эти услуги весьма разнообразны и позволяют нашим клиентам оптимизировать свои IT-бюджеты, поэтому мы планируем, в том числе, серьезно развивать это направление бизнеса».
15 февраля 2009 г., cellnews.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |