Кемеровская область,

Поиск недвижимости

Глубокие замыслы московских властей

Довод: «Москва не может расти вширь, значит, ей остается расти ввысь и вглубь — это закон природы» кажется бесспорным. Не считая того, что он не имеет отношения к законам природы. Но, как было заявлено, именно в рамках международной программы ЮНЕСКО «Год планеты Земля» в столичном отеле «Мэриотт Гранд отель» в прошлом месяце прошла Международная научно-практическая конференция по вопросам освоения подземного пространства Москвы. Найти на сайте ЮНЕСКО информацию об этой конференции не удалось, ну да ладно, прошла и прошла. Хуже другое: «бесспорный довод» так и не вылился во внятную концепцию освоения подземного пространства.

Вообще, в широте, то есть в «глубине» мысли московским властям не откажешь. Вбросили как-то в массы идею: а не строить ли нам дороги по крышам? Массы смеялись и возмущались. Ну и что? Посмотрите на Третье транспортное кольцо, хотя бы у Калитников. Все пространство под эстакадой плотно застроено офисами и складами. Началось строительство Четвертого кольца. Началось грандиозно, просто революционно: строительство каждого километра первого участка обойдется городскому бюджету более чем в $700 млн., в 50 раз дороже, чем строительство одного километра немецкого автобана. Наверняка, здесь спрятан какой-то сюрприз. Из 3,9 км первого участка 1,7 км пройдут по эстакаде. Какой высоты будет эстакада, пока неизвестно. А что, если проект будет разрабатываться не под (точнее, «над») офисы, а под жилье? Думаете, не продастся? И на доходные дома не потянет? Ну, ладно, офисы. А зря. Еще не известно, кто над кем окажется. Очевидно, на каком-то уровне развития надуличной дорожной сети она сольется в некую «автомобильную пустыню»: разглядеть с вертолета то, что происходит под ней, будет почти невозможно. В том же Токио есть районы, где действительно невозможно определить, где заканчивается одна автомобильная развязка и начинается другая. Но между ними находится жилой район! Человек, идущий по тротуару, — все еще на земле? Или уже под землей? Наверное, первое. Потому что еще один город лежит у него под ногами.

О, как нравится этот пейзаж отцам нашего города! На вышеназванной «конференции ЮНЕСКО» заместитель мэра Москвы, глава стройкомплекса Владимир Ресин заявил: «Под землей может быть размещено до 80% складских помещений, 70% машиномест, 30% предприятий сферы обслуживания. С каждым годом будет увеличиваться строительство подземных торговых и культурно-досуговых центров».

Ну, гаражи понятно: много ли машине надо? Чуть-чуть света, чуть-чуть тепла. Кинотеатр? Приемлемо. Не в окно пришел смотреть. Девушек-консультантов в подземных бутиках жалко, но, слава богу, пока не кашляют. Но склады?! Не тушенка со сгущенкой, которую на пять лет заложили и часового поставили, а торговые городские склады! Да… как сказано в апокрифическом Евангелии от Фомы: «Мы окажемся в Царстве вечного Света, где действительно верх как низ, единое как многое и внутреннее как внешнее».

На самом деле, так называемых «подземных городов» в мире не слишком много. Аргументируя необходимость такого строительства, столичные чиновники из раза в раз перечисляют одни и те же примеры: Осака, Лондон, Париж и любимый пример — Монреаль. По сути, первые три можно и отбросить: не тот масштаб, что задуман в Москве. А в Париже, вообще, главное достижение подземного строительства — подземная часть музея Лувра. Обнаружат фрагмент древнего фундамента или колонны — тут же ее любовно отреставрируют, цепочкой огородят, подсветку установят — Ох! Ах! Здесь сидела мадам Рекамье на бамбуковой скамье! Вы можете себе представить, чтобы в Москве рыли ради этого? То-то. Да и пример Монреаля какой-то странный. В Москве тоже «можно попасть под землю в центре столицы, а выйти наверх уже ближе к окраине» — воспользовавшись поездом метро. А если пешком, то какая радость — топать под землей 20 верст? Не диггеры ведь.

Мнения специалистов неоднозначны. «В целом я скептически отношусь к идее подземного города и подземным строениям вообще, — говорит генеральный директор ЗАО „Желдорипотека“ Виталий Вотолевский. — Во-первых, это не слишком комфортно для людей. Во-вторых, подобные вещи строить очень дорого. Оправданны, с моей точки зрения, поземные гаражи, и это распространено во всем мире. Иногда имеет смысл строить подземные коммерческие комплексы рядом с переходами или станциями метро — это оправдано людскими потоками. Строить же отдельно какие-либо подземные торгово-офисные или иные площади я бы не стал».

Директор департамента консалтинга и исследований компании «МИЭЛЬ–Коммерческая недвижимость» Айдар Галеев отмечает трудности подземного строительства, связанные с геологическими особенностями города и требующие в ряде случаев укрепления грунтов. Эксперт подчеркивает, что для реализации любого проекта необходимо проведение геофизического мониторинга рядом стоящих зданий: «Подземное пространство столицы осваивается все активнее. Правда, в настоящее время его заполняют преимущественно торговые центры и парковки, т. е. говорить о масштабах „подземного города“ пока не приходится».

Директор по маркетингу и продажам ООО «Квартал Эстейт» Сергей Лушкин считает освоение подземного пространства вполне логичным решением проблемы дефицита свободных площадок для строительства. Однако отмечает и главное противоречие: дефицит касается в первую очередь Центрального округа, но именно в ЦАО строительство подземных объектов осложнено тем, что эта территория освоена «достаточно глубоко». Здесь огромное количество всевозможных коммуникаций, в том числе секретного характера, фундаменты и фрагменты уже не существующих строений, являющиеся, тем не менее, объектами исторического наследия, линии метрополитена. Плюс геологические особенности местности.

«Подземное строительство позволило бы обеспечить центр города необходимой торговой и развлекательной инфраструктурой, при этом, не используя больших площадей под застройку, — уверен эксперт. — Однако перечисленные сложности ведут к существенному удорожанию объекта. В целом можно сказать, что подземное строительство — это вынужденная мера, когда нет иной возможности возводить объекты необходимой площади на выбранном участке земли».

Главный специалист Группы компаний «КОНТИ» Владимир Костычев видит в подземном пространстве один бесспорный плюс: проблемы, связанные с безопасностью под землей решаются проще, а зачастую и дешевле, чем в наземных помещениях. «Тем не менее, — делится расчетами эксперт, — с точки зрения полезной площади наземная территория гораздо рациональнее, нежели подземная. Дело в том, что установка инженерного оборудования и коммуникаций под землей съедает до 30% всего пространства, так как подземное оборудование и коммуникации более мощные и объемные. Причем стоимость инженерных систем здания на поверхности составляет порядка 20—30% от стоимости объекта, а цена инженерных систем подземных сооружений уже порядка 40%. Чем ниже мы опускаемся, тем меньше коммерческая рентабельность осваиваемой территории. На поверхности земли 80% площади приносит коммерческую выгоду, а под землей – лишь 40—50%». Наконец, и подземные строительные конструкции минимум в два раза дороже, чем наземные.

Определенных стандартов величины подземного помещения нет. Понятно, что границы подземного помещения вширь – это пределы землеотвода. При освоении же пространства вглубь все зависит от поставленных задач, а также от размеров средств на осуществление этих задач. Исходя из особенностей столичных грунтов, роста себестоимости строительства с каждым дополнительным уровнем и, конечно, количества согласований, которые необходимо получить на строительство подземного объекта и которые, в свою очередь, усложняются с каждым подземным этажом, специалисты вполне допускают возможность строительства подземных объектов в 3—4 уровня. Была бы в них нужда тому, что построено выше.

Вопрос же возникновения подземных городов — совсем другая тема. Крупных землеотводов в Москве, а тем более в центре города, просто нет. А умение столичных властей координировать, и, скажем так, синхронизировать, усилия частных застройщиков хорошо известно. Десятилетняя задержка с началом строительства Москва-Сити чего стоит. Но нам скучно жить без долгостроев-легенд. Мы еще одну создали — Золотой остров. Концепция (читай: требования властей к застройщикам) меняется с периодичностью в два-три года. Сначала, вроде бы, были не против офисов, затем — жилья, затем захотелось побольше общественных и туристических объектов. На днях очередной каприз: нужно построить больше… ну, конечно гостиниц! Кажется, единственная фиксированная идея — гаражи под Обводным каналом. Это ройте, а что будет сверху, еще посмотрим. А Центральный рынок на Цветном бульваре? А «подземный город» под Тверской с «микрорайонами» вправо и влево? — Песня!

Может быть, кто-то из крупных девелоперов, настолько крупных, что могут разговаривать с мэрией на равных (пришли в Москву и такие) купит какой-нибудь ЖБК гектаров в 10 ближе к МКАД. И кто туда поедет, чтобы спуститься под землю и совершить там спонтанную покупку? Понятно, что подземная часть будет лишь продолжением наземной: в лучшем случае один подземный торговый уровень и один-два обслуживающих. На «город» не тянет.

Кажется, ЮНЕСКО объявляет год планеты Земля раз в 10 лет. Подождем следующей «Международной конференции» по вопросам освоения подземного пространства Москвы. Если пройдет под землей, значит, мы неправы.

5 августа 2008 г., kdo.ru



Новости

Level Group выбирает формат «вайб-моллов» для торговой недвижимости
Level Group представила обновленный подход к формированию торговых пространств в жилых комплексах. Компания делает ставку на качественно управляемую коммерцию, создавая «вайб-моллы».

www.level.ru

6 июня
ИТ-компания «Кью-центр» расширила свое офисное пространство в Москве.
«Кью-центр» арендовал офисное помещение площадью 312 кв.м в БЦ «Квадрат», расположенном на Верейской улице, 11.

www.primepm.ru

4 июня

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Паназиатская кухня лидирует по представленности в фуд-холлах в городах-миллионниках
Этот тренд сохранится в ближайшие 2-3 года
3 июня
В 2025 году Арабские Эмираты остаются приоритетным направлением для россиян при покупке зарубежной недвижимости
Согласно данным консалтинговой компании NF GROUP, по итогам пяти месяцев 2025 года Арабские Эмираты продолжают сохранять лидерство среди стран, наиболее востребованных у россиян для покупки недвижимости в 2025 году. На втором месте — Сербия. В пятерку также вошли Греция, Турция и Кипр. При этом Турция стала единственным направлением из топ-5, где все запросы связаны исключительно с приобретением недвижимости для собственного проживания, а не для участия в иммиграционных программ
3 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за август

3АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Кемеровской области НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Кемеровской области с нами сотрудничают 2 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость