Во власти кольца
Строительство торговых комплексов, начавшееся в зоне КАД два-три года назад, будет продолжаться, но, как считают эксперты, без особо бурной динамики. К примеру, на восточном полукольце, по мнению Владимира Рыбальченко, спрос на объекты торговой недвижимости удовлетворен уже на 70−80% за счет крупных ритейлеров (особенно в составе комплексов «МЕГА-Парнас» и «МЕГА-Дыбенко»). «В последнее время нам стало поступать гораздо меньше заявок на приобретение участков на КАД для торговли, как, впрочем, и для логистики, отмечает Владимир Рыбальченко. Наверное, говорить о насыщении в этих сегментах еще рано, но инвесторам по крайней мере нужно быть осторожнее, чтобы не построить невостребованные затем объекты». Очевидный перебор с торговлей наблюдается на юге, на Пулковском шоссе (его уже называют кладбищем гипермаркетов), а также отчасти на севере, у развязок с КАД.Показательный пример ситуация с проектом строительства холдингом «Адамант» многофункционального комплекса «Осиновая роща» на пересечении КАД с Выборгским шоссе. На территории площадью около 50 га, приобретенной задолго до открытия в 2006 году «МЕГА-Парнаса», холдинг планировал построить комплекс площадью около 150 тыс. кв. м (за свои средства были построены подстанция 110 кВ, виадук, выполнена вся инженерная подготовка участка). И хотя руководители «Адаманта» были уверены, что комплекс «станет самостоятельным центром притяжения», решили не рисковать и приостановить проект. «Сейчас у нас есть частичное понимание развития территории, поясняет генеральный директор ЗАО Адамант Дилявер Меметов. На площадке мы разместили производство Российской стекольной компании, входящей в состав холдинга, к концу года планируем завершить строительство торгового комплекса площадью 40 тыс. кв. м. Сейчас мы занимаемся привлечением арендаторов, и пока преждевременно говорить о концепции комплекса, но он точно не будет конкурировать с Максидомом, который построен рядом на подготовленной нами территории».
Сдерживающим фактором развития торговли на КАД, по мнению Алексея Шаскольского, оказывается консервативная инертность потребителей: «Западные девелоперы, в частности IKEA, действуют исходя из классического представления, что встреча продавца и демократичного массового покупателя должна происходить в таких местах, как КАД. Но наши люди медленно привыкают ездить на окраины в торговые центры, чтобы спокойно заполнять багажники машин, многие по-прежнему хотят испытывать чувство локтя». Игорь Горский полагает, что торговля в зоне КАД будет развиваться в первую очередь за счет жесткого сегментирования: «Конечно, бесполезно строить через каждые два километра такие комплексы, как МЕГА или Максидом, но есть много сегментов, которые могут быть востребованы, условно говоря, специализированные магазины, торгующие яхтами, спортивными самолетами и т.п. По мере появления у КАД крупных жилых массивов станут пользоваться спросом и объекты развлечений, не входящие в состав торговых комплексов».
Пока из специализированных торговых сегментов активнее всего развиваются автодилерские центры. Так, в конце прошлого начале нынешнего года холдинг «Стратегия Роста» открыл в Кудрово центры компаний «Победа Моторс» и «Капитал Авто Кудрово» (третий центр планируется открыть в нынешнем году). Компания «Атлант-М Балтика» также в Кудрово начала строительство мультибрендового центра, который займет 16 га. В Уткиной Заводи, на востоке КАД, совладелец дилерского центра «Олимп» Евгений Войтенков намерен построить на участке 26 га автоцентр по продаже всех видов автомобилей Mercedes (в том числе спецтехники и автобусов). Обрастает дилерскими центрами и «МЕГА-Парнас» свои проекты здесь реализуют «Петровский автоцентр», «Капитал Авто»8000, а «Аксель Групп» в течение трех лет намерена построить автодилерскую деревню (на участке 10 га разместится пять-семь автосалонов).
Складская недвижимость, как полагают эксперты, и в дальнейшем будет тяготеть в основном к южному, а также к западному направлениям. Хотя уже сегодня очевидно, что перенасыщены складскими комплексами район Московского шоссе и зона Шушар (здесь на разной стадии реализации находятся проекты объемом около 1,5 млн кв. м). Особенно заметно это на фоне отстающей в своем развитии дорожной инфраструктуры. «Бизнес лучше и быстрее строит склады, превращая город в перевалочный пункт, чем власть поспевает строить дороги», констатирует Алексей Шаскольский. Алексей Чижов отмечает перспективность юго-западного направления развития: «Движение складского девелопмента происходит в сторону Таллинского, Волхонского шоссе. Наиболее перспективной с точки зрения складской функции является зона Предпортовая-2 благодаря хорошей транспортной связи с Морским портом и аэропортом».
14 июля 2008 г., expert.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |