Складской мейнстрим
- Почему для строительства в нашем регионе первого комплекса вы выбрали территорию Ленинградской области, а не Петербурга это связано с какими-то договоренностями о поддержке с администрацией области?- Все просто. Участок в Уткиной Заводи, на границе с Петербургом, я покупал, когда еще только начиналось строительство КАД. Такой же участок площадью 40 га приобрел в Шушарах (примерно в то время, когда закладывался завод Toyota), но тогда было еще очень далеко до строительства Софийской улицы, которая подойдет к нашему участку. Первой, по планам развития дорожной инфраструктуры, должны были построить КАД, поэтому и проект в Уткиной Заводи мы реализовывали в первую очередь. Теперь уже полным ходом строится Софийская улица, и, надеюсь, получив летом разрешение на строительство комплекса (200 тыс. кв. м), в конце 2008 года мы сможем начать работы по возведению первой очереди.
Что же касается политической поддержки, то нас очень хорошо встретили в Ленобласти, где мы работали с губернатором и вице-губернатором, успешно взаимодействуем и с администрацией Санкт-Петербурга в лице вице-губернатора Юрия Молчанова. Но в обоих случаях мы покупали землю самостоятельно, на вторичном рынке. Хотя с участком в Уткиной Заводи нам особенно повезло. Частная компания, у которой мы приобрели 40 га из принадлежавших им 150 га, реализовала для всей территории проект индустриального парка, и к нашему участку были подтянуты дороги и инженерные коммуникации. Во всех остальных регионах нам приходится самим заниматься и дорогами, и инженерией.
- Согласны ли вы с прогнозами, что региональный складской рынок может насытиться уже к 2010 году?
- Абсолютно не согласен. Если смотреть на долгосрочную перспективу, то, я думаю, рынок будет расти еще в течение десяти лет вместе со всей российской экономикой. Может быть, в Петербурге построят не 20 млн кв. м, как в Париже или Милане, но по крайней мере можно говорить о 10 млн кв. м качественных складов. Да, в Москве сегодня самый мощный рынок, в том числе потому, что многие склады вокруг столицы используются для потребностей других регионов. Но для Питера очень существенным плюсом является то, что через него проходит основной коридор импорта, и можно ожидать, что и здесь будут расти важные для России склады.
Однако в перспективе могут возникать непродолжительные колебания где-то на полгода в связи с появлением на рынке избыточного предложения, вызванного вводом сразу трех-четырех крупных складов. Например, во втором полугодии 2008 года будет сдано в эксплуатацию около 500 тыс. кв. м складов и рынок не сможет сразу взять все эти площади. Впрочем, арендаторам не следует рассчитывать на какие-то скидки во время таких пиков. Цены на рынке, стабилизировавшиеся в Питере на уровне около 125 долларов за 1 кв. м в год, уже не снизятся. Все игроки понимают, что, учитывая рост себестоимости строительства, лучше чуть-чуть подождать, чем делать скидку.
- То есть уже не будет такого, как с первой очередью комплекса «Уткина Заводь», которая была полностью сдана в аренду еще за полгода до ввода в эксплуатацию?
- Еще раз подчеркну: речь идет о непродолжительных, примерно шестимесячных, превышениях предложения «Уткина Заводь», включая уже вторую очередь, заполнена на 80% остается около 40 тыс. кв. м. Уверен, к сентябрю, когда мы сдадим комплекс, будет найден последний арендатор. Но, конечно, конкуренция на рынке Питера весьма высока. Московский рынок, где в этом году сдается 300−400 тыс. кв. м складов, гораздо больше, чем в Петербурге, и в Москве абсолютно нет проблем с поиском арендаторов.
- Насколько существенным фактором конкуренции оказывается местоположение складских комплексов? Например, в той же Уткиной Заводи «М-Индустрия» намерена построить комплекс площадью 95 тыс. кв. м.
- Наш комплекс уже построен и почти весь сдан в аренду, поэтому для нас это не конкурент. Хотя, разумеется, для складской недвижимости место очень важно. Мы смогли приобрести уникальный участок в Уткиной Заводи рядом с единственным работающим съездом с КАД, и уже ни у кого не будет столь привлекательного места. Понятно, что разница в пять-десять минут езды для логистики не столь принципиальна, тем не менее арендаторы все равно выбирают склады, которые расположены наиболее удобно и близко к ключевым магистралям. Несомненно, будет заполнен и наш комплекс в Шушарах в 500 м от завода Toyota, в центре огромной индустриальной зоны.
23 июня 2008 г., expert.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |