Вузы создают свой имидж
Как отмечают эксперты, еще 34 года назад маркетинговой политикой вузов занимались отдельные специалисты, в круг обязанностей которых входил анализ рынка, 2000контроль за ценовой политикой конкурентов, выбор наиболее удачных каналов распространения рекламы. Зачастую эти задачи делегировались непрофильным структурам: так, в СГПУ маркетинговые функции осуществляли отдел платного образования и информационная служба.23 года назад ситуация стала меняться, и в вузах появились специальные отделы маркетинга (ОМ). Причин этого несколько. Во-первых, вырос сам рынок платного образования: появились новые коммерческие вузы, увеличилось количество платных мест в государственных университетах, начали работу отделы второго высшего, дополнительного и бизнес-образования. В результате сегодня образовательные учреждения задумались о том, как сформировать спрос на платное образование и как оповестить потенциальных потребителей о появляющихся новых услугах. Во-вторых, демографический кризис привел к сокращению количества потенциальных потребителей услуг, конкуренция за каждого студента усилилась, появилась необходимость в позиционировании вуза на рынке, создании имиджа, разработке дополнительных привлекательных программ для выпускников школ и их родителей. Соответственно, количество маркетинговых задач увеличилось, справляться с ними одному специалисту стало сложно. Отсюда и стремление вузов выделить в своей структуре полноценные отделы, которые анализируют конкурентную ситуацию на рынке, мониторят СМИ, формируют привлекательность образовательных программ, организуют промо-акции, сотрудничают с рекламными агентствами, совершенствуют имидж вуза.
Толчком к окончательному принятию решения о создании ОМ в каждом вузе были различные ситуации. Руководитель отдела маркетинга Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) Александр Коновалов рассказывает, что в ПГУТИ такой отдел функционирует уже 10 лет он один из старейших в городе. «Дело в том, поясняет он, что наш университет является узкоспециализированным, наша целевая аудитория это абитуриенты не только из Самары, но и из других городов и областей. Соответственно, мы изначально работали в условиях конкуренции с иногородними вузами. Для того чтобы привлекать абитуриентов, мы должны были предоставлять им самые востребованные специальности, а значит, нужно было отслеживать изменяющиеся потребности предприятий связи, вводить новые специальности». Исследованием предпочтений работодателей, организацией их встреч с выпускниками, формированием имиджа учебного заведения как крупнейшего центра по подготовке специалистов в сфере телекоммуникаций занялся ОМ ПГУТИ (а также выделившийся впоследствии отдел по трудоустройству студентов). Кроме того, его задачей стал поиск новых возможностей получения вузом дополнительных средств, а именно поиск арендаторов пустующих площадок университета.
По словам руководителя отдела маркетинга Самарского государственного университета (СамГУ) Веры Левичевой, отдел маркетинга образовательных услуг в СамГУ был создан в сентябре 2004 г. Примерно в это же время г-жа Левичева поехала в командировку в университет штата Вайоминг (США) для обмена опытом и знакомства с маркетинговыми стратегиями в сфере высшего профессионального образования: «По возвращении полученный опыт был успешно внедрен в нашем университете», вспоминает она. Одной из причин формирования отдела стало появление на рынке образовательных услуг коммерческих вузов и их филиалов, что привело к ужесточению конкуренции. Соответственно, перед отделом встал целый ряд задач, связанных с укреплением позиций СамГУ на рынке. «Нужно было скорректировать позиционирование университета в соответствии с изменившимися условиями рынка, разработать маркетинговую стратегию образовательных услуг СамГУ и, конечно, провести анализ формирующегося рынка образования в регионе, поскольку спрос необходимо прогнозировать», поясняет Вера Левичева.
В СГПУ была похожая ситуация, только здесь ректор Игорь Вершинин ездил на повышение квалификации от федерального Министерства образования и науки в Санкт-Петербург, откуда и привез идею создания отдела развития, инвестиций и маркетинга на базе информационной службы и отдела платного образования СГПУ. «Была проведена реорганизация, набраны новые сотрудники, рассказывает Михаил Вершинин, некоторых маркетологов мы переманили из частных компаний». Перед новым отделом были поставлены задачи увеличения количества коммерческих студентов и разработки программ, позволяющих университету получать дополнительные доходы.
Первый заместитель директора Высшей школы приватизации и предпринимательства (ВШПП) Александр Карсаков говорит, что в ВШПП отдел маркетинга и рекламы, который следит за ситуацией на рынке, разрабатывает общую концепцию рекламной деятельности, представляет институт на выставках, появился 4 года назад, со сменой руководства. «Именно в это время в вузе появилось также направление очного образования, и мы вплотную занялись формированием имиджа вуза, его узнаваемости на рынке», рассказывает г-н Карсаков. Однако заниматься продвижением учебного заведения должны все его сотрудники, формируя лояльность всех клиентов, считает директор по маркетингу Самарского института делового образования (СИДО) Кадрия Кот, отмечая, что в СИДО маркетингом занимаются специалисты по работе с клиентами, администраторы, тренеры, тьюторы, преподаватели они формируют лояльность, обеспечивают комфортные условия занятий, постоянно узнают потребности и запросы клиентов.
Собственные ОМ появляются сегодня и в небольших коммерческих институтах. Елена Матвеева сообщает, что в «ТЕЛЕИНФО» такой отдел появится уже в этом году: в нем возникла необходимость, так как институт предоставляет и второе высшее образование, и дополнительные программы, поэтому работать над продвижением одновременно нескольких направлений одному специалисту сложно. Скорее всего, по словам г-жи Матвеевой, здесь будут заняты 34 человека, которые смогут планомерно вести работу по продвижению вуза на рынке, разработке предложений по организации комфортного обучения и сбору предложений по расширению спектра услуг.
24 марта 2008 г., dkvartal-samara.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |