Метры на ветер
Многие коллеги-девелоперы согласны с ним. К примеру, в Новосибирске на 1000 жителей приходится всего 172 м2 качественных офисных площадей и 244 м2 торговых. При этом директор по управлению недвижимостью компании «РосЕвроДевелопмент» (РЕД) Наталья Коротаева уверена, что высококлассных офисов в Новосибирске уже более чем достаточно. В июле 2007 г. компания открыла в городе бизнес-центр класса А под названием «РосЕвроПлаза», в который было вложено $35 млн. Коротаева называет проект удачным. «Мы были первыми, поэтому успели найти арендаторов», поясняет она.Спустя полгода у РЕД в Новосибирске появился конкурент открылся еще один бизнес-центр класса А, «Кронос», который возвела местная компания «Строитель». На момент открытия центра из 48 000 м2 ей удалось сдать всего 25%. Возможно, все дело было в дороговизне: по данным одной из столичных брокерских компаний, ставки «Строителя» колеблются от $1300 до $2000 за 1 м2 в год. А ведь по $2000 за 1 м2 в год, по данным Praedium, сдаются офисы класса А в Москве в пределах Садового кольца.
«Здесь все зависит от готовности арендатора подходить к ставкам гибко: либо снижать их и сдавать площади с дисконтом, либо стоять на своем и ждать, когда арендаторы созреют», говорит Коротаева. РЕД, по ее словам, использовала смешанную стратегию, потому что была заинтересована в качестве клиентов и всем подряд сдавать не хотела. Сейчас среди арендаторов РЕД семь банков, компании Caterpillar, Cisco. И тем не менее при средних ставках $600 за 1 м2 в год в «РосЕвроПлазе» остались незанятыми 20% из 22 000 м2 площадей, хотя центр открылся восемь месяцев тому назад. Словом, демпинг помог не очень.
В Ростове-на-Дону, где в прошлом году ввели 90 000 м2 офисов классов А и В, половина которых пустует, ставки снижают на 20%. «В региональных офисах при очевидной незаполненности дисконт в 1030% от заявленных ставок это норма», рассказывает Юлия Будник, руководитель направления инвестиционного брокериджа консалтинговой компании GVA Sawyer.
В столице не сданные в4000 готовом центре площади были бы для девелопера просто катастрофой. Но это почти невероятный сценарий. 90% московских офисных площадей разлетается к моменту окончания строительства. То есть, сдав объект, инвестор практически сразу начинает получать живые деньги и может точно прогнозировать окупаемость проекта. В регионах о точных прогнозах никто и не мечтает. «Если площади простаивают, к примеру, полгода-год, значит, на столько же отодвигается и окупаемость», пожимает плечами Будник. РЕД надеется, что окупит свой новосибирский проект спустя 78 лет.
Однако девелоперы, как местные, так и столичные, с завидным упорством продолжают заявлять все новые и новые проекты ТЦ и офисных комплексов в регионах. «Иногда региональные девелоперы начинают явно рискованные проекты, чтобы показать свою состоятельность местным властям и потом получить новые площадки под застройку. Кто-то мог получить не самые интересные участки в качестве социальной нагрузки к привлекательным», объясняет эту активность Будник из GVA Sawyer.
И все же довольно трудно понять, к примеру, какими соображениями руководствовалась ижевская компания «Арт-Тек», возводящая в родном городе первый бизнес-центр класса В. Застройщик уже отделывает фасады, а ни одного договора аренды не подписано. «Идет вялотекущая работа по аренде. Нам, видимо, придется уменьшать размер площадей, предлагаемых потенциальным арендаторам, потому что в городе нет компаний, которые готовы платить большие деньги», признается Олег Иванов, заместитель директора «Арт-Тек». На языке брокеров и девелоперов это называется «мелкая нарезка». Если в Москве средняя арендуемая площадь офисов 15002000 м2, то, например, в той же «РосЕвроПлазе» банк HSBC арендовал всего 50 м2.
«В Казани собственникам бизнес-центров приходилось дробить этажи на небольшие площади, потому что нет потребности в помещениях по 500600 м2. У местных компаний свои офисы, а маленьким они просто не нужны», описывает точно такую же ситуацию Илья Вельдер, заместитель директора департамента проектного финансирования «Ак Барс Банка». По его словам, рынок в городе давно насыщен. В Казани уже около 500 000 м2 офисов категорий В и В+ и больше 700 000 м2 торговых центров.
«Арт-Тек» решила пойти по другому пути, продав первые четыре этажа бизнес-центра крупной компании. «Аренда отбивает деньги дольше, проще продать», поясняет Иванов. Московских девелоперов такой подход к построенным зданиям не устраивает категорически. «Нам как девелоперу невыгодно продавать, мы хотим иметь качественный объект в своем активе», говорит генеральный директор столичной компании Complex Estate Юрий Серпенинов. У Complex Estate есть участки в Ульяновске, Калуге, Смоленске. Есть и программа их комплексной застройки. Но девелопер пока осторожничает, пытаясь спрогнозировать будущий спрос и потребность в жилой и нежилой недвижимости.
Сейчас Complex Estate строит лишь ТЦ в Смоленске. По словам Серпенинова, у компании была идея улучшить проект и построить рядом бизнес-центр, поскольку в городе пока нет ни одного современного офисного здания. Но после долгих размышлений от затеи отказались, решив выделить под офисы этаж в будущем ТЦ.
«Смоленск пока не готов. Мы изучили психологию города: компании хотят покупать себе помещения, но арендовать нет. Там каждый что-то себе покупает, реконструирует и делает нечто похожее на офис», рассказывает Серпенинов. Те, у кого денег нет, довольствуются зданиями бывших НИИ: современный офис в стиле open space, куда надо приводить дизайнера, возводить перегородки, делать ремонт и т. п., для них непривычен. По наблюдениям Серпенинова, покупатели в Смоленске согласны платить за офисы цену жилой недвижимости. Однако, по его подсчетам, при продаже компания потеряет 20% прибыли. Когда есть стабильная арендная плата, в 10-летнем горизонте объект может принести до 2030% годовых. А если продавать бизнес-центр, уже заселенный арендаторами, то он будет примерно в 1,5 раза дороже только что построенного.
Немногим лучше обстоят дела с торговой недвижимостью. «В любом инвестиционно привлекательном городе можно наблюдать одну и ту же картину: стоят красивые, только что построенные торгово-развлекательные комплексы с полупустыми интерьерами. 30% пустующих площадей в Екатеринбурге или Нижнем Новгороде обычная вещь», говорит Козлов. Екатеринбург, давно обогнавший по количеству ТЦ на 1000 жителей даже Москву, сейчас переживает что-то вроде строительного бума второго порядка. Непопулярные у арендаторов и покупателей торговые комплексы перестраиваются в массовом масштабе: одни превращаются в офисы, другие в специализированные магазины.
Среди новых проектов везде острейшая конкуренция, поскольку разные девелоперы одновременно заявляют по нескольку гигантских проектов площади меньше 40 00050 000 м2 уже давно никто не строит. «Мы достраиваем торговый центр в Брянске, успешно сдаем его в аренду. Он там пока единственный, и больше городу с населением 416 000 человек не требуется. Если кто-то построит еще один, то оба ТЦ будут наполовину пустовать», опасается вице-президент ADG Group Григорий Печерский. Опасения его не напрасны. Группа РТМ заявила, что построит в Брянске к 2010 г. центр площадью 53 000 м2. Юлия Будник говорит, что спасти оба проекта сможет разве что их растянутость во времени: «Если РТМ ориентируется не только на текущее предложение, но и на общую динамику города строительство жилья или крупного предприятия, то проект состоится».
Но девелоперы не хотят ждать. «Важно, кто выйдет на строительную площадку первым. Когда арендаторы видят, что сваи вбивают, это для них, к сожалению, становится критерием выбора проекта. Опоздание на 23 месяца грозит провалом», признается Сергей Гуров, директор по маркетингу группы «Регионы», строящей 12 ТЦ под брендом «Июнь».
По словам Гурова, ТЦ в регионах окупаются за 67 лет, поскольку ставки аренды ниже, чем в Москве (в среднем $320 за 1 м2 в год против $600 за 1 м2 в год в столице). Но и для этого надо немало потрудиться. «Регионы» взяли на себя дополнительную услугу: ищут местным игрокам партнеров в Москве, чтобы у тех появился стимул для аренды современного ТЦ. Например, в одном из городов было важно получить в арендаторы сеть итальянских ресторанов «Сбарро». «Регионы» нашли местную компанию, которая купила франшизу «Сбарро».
Даже обжегшийся на воронежском проекте Козлов из «Бенефит Инжиниринг» все же считает, что у регионов есть потенциал. «Просто региональный рынок еще слишком дикий. Емкость его велика, но спрос отложенный, года на 23», предполагает он. Серпенинов из Complex Estate тоже намерен подождать три года. «В регионах достаточно участков под строительство даже в центре города, есть из чего выбирать без жесткой необходимости перебазировать промпредприятия или расселять и сносить старый жилой фонд», перечисляет плюсы для девелоперов и Будник.
Однако проблема наших девелоперов в том, что, будучи избалованными всеядным московским рынком, они привыкли жить по принципу «здесь и сейчас». Источник в ADG Group признался, что его компания рассматривает агрессивную стратегию развития в регионах максимум на 45 ближайших лет. Дальше потребность в офисах и ТЦ удовлетворится, и строить их тысячами больше не будет смысла.
24 марта 2008 г., smoney.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |