Рынку ТЦ Екатеринбурга далеко до перенасыщения
Эксперты расходятся в оценках по?следствий взрывного роста торговых площадей и предлагают два варианта развития ситуации пессимистичный и оптимистичный. Олег Спивак, директор по консалтингу Becar Commercial Property SPb (подразделение ГК «Бекар»), не исключил, что ввод новых ТЦ способен привести к значительному снижению арендных ставок. «Екатеринбург может повторить печальный опыт Казани и Нижнего Новгорода. Там наблюдается перенасыщение торговыми площадями, и неуспешные объекты либо снижают арендные ставки, чтобы сохранить уровень заполняемости, либо закрываются», констатирует г-н Спивак.Вариант избытка площадей в Екатеринбурге обозначила и Ольга Стрелец, аналитик отдела экономических и стратегических исследований Jones Lang LaSalle. «До конца 2010 г. в городе анонсировали к сдаче свыше 500 тыс. кв. м. Если все заявленные проекты будут завершены с соблюдением высоких стандартов качест?ва объектов, это приведет к перенасыщению рынка качественными торговыми площадями», предположила она.
Однако такой поворот событий вовсе не обязателен. Во-первых, в последние годы в городе повышается покупательская способность населения. Если положительная динамика сохранится, рост доходов екатеринбуржцев поспособствует увеличению объема рынка города и спроса на качественные торговые площади. «Во-вторых, как показывает практика, из заявленных проектов на рынок выходят всего около 60%», добавила г-жа Стрелец.
Ряд других экспертов поддерживают оптимистичный сценарий. Дмитрий Баранов, начальник отдела исследований УК «Молл Менеджмент», констатирует избыток посредственных торговых центров, которые нуждаются в редевелопменте, реконцепции или реконструкции. Г-н Баранов указывает и на дефицит уникальных профессиональных объектов. К последним, по его оценкам, можно отнести всего четыре торгово-развлекательных центра «Мегу», «Гринвич», «Парк Хаус» и «Карнавал». «Если проводить аналогии, сейчас на рынке переизбыток дешевой бижутерии. А подлинных ювелирных изделий, как и ТЦ, единицы пара золотых серег и два кольца», поясняет Дмитрий Баранов.
Эту позицию поддерживает Юрий Мереминский, директор департамента консалтинга Penny Lane Realty. Он считает, что только 40% ТРЦ города можно отнести к качественным объектам, а остальные здания либо к переходным форматам, либо к крытым рынкам. Поэтому еще как минимум три года строительство новых объектов на рынке торговой недвижимости столицы Урала будет актуальным. Г-н Мереминский убежден, что сравнение Екатеринбурга с Казанью по насыщению торговыми площадями абсолютно некорректно. В Казани к тысячелетию города ввели в эксплуатацию сразу много торговых центров, и рынок не смог их усвоить. «Екатеринбург развивается плавно: в зависимости от роста потребностей горожан появляются новые профессиональные объекты с выраженной концепцией и своей целевой аудиторией», подчеркнул Юрий Мереминский.
Многообещающий потенциал в столице Урала видит и Дэвид ОХара, генеральный директор DTZ Moscow: доходы горожан позволяют динамично вводить новые объекты. «Если верить официальной статистике, в Екатеринбурге проживает 1,3 млн человек, в том числе 66% трудоспособных людей со средним доходом $600 на душу населения. Если перемножить эти цифры, окажется, что в целом горожане зарабатывают $6,1 млрд, а это на 20% меньше, чем годовой розничный оборот. Получается, что жители Екатеринбурга тратят больше, чем зарабатывают, и я этому не верю. Откуда при доходе $600 в городе так много автомобилей класса премиум?» иронизирует г-н ОХара. По его словам, если соотносить реальный уровень доходов населения и показатели по обеспеченности торговыми площадями, то в столице Урала еще прекрасные возможности для развития. Дэвид ОХара также добавляет, что в отличие от американцев и европейцев уральцы тратят на покупки намного больше. От общего объема доходов этот показатель составляет 50%, в то время как в США он вдвое меньше.
17 марта 2008 г., dkvartal.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |