Правозащитники: На НПО в России объявлена охота
Сегодня в России защитников прав и свобод не держат в застенках и не отправляют в ссылки, но в целом ситуация с демократией в стране вернулась на уровень Советского Союза. Таков был главный вывод доклада международной организации Human Rights Watch, который ее исполнительный директор Кеннет Рот вынужден был делать по телефону. Дело в том, что главе правозащитной организации было отказано в визе для въезда в Россию.Bildunterschrift: GroЯansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Кеннет Рот«МИД знал, что я планировал приехать на пресс-конференцию, и изменил требования к получению мною визы, говорит Кеннет Рот. Это впервые со времен СССР, когда представителю HRW не дали визу для приезда в Россию. Для меня лично это первый случай отказа в выдаче визы с 1997 года, когда меня не пустили в Нигерию».
Случай с Кеннетом Ротом, по его словам, является хорошей иллюстрацией тех нападок на неправительственные организации, о которых говорится в докладе. Представителям московского бюро Human Rights Watch, однако, было что добавить к сказанному. В частности, эксперт организации Татьяна Локшина сообщила о том, что правозащитники сталкиваются с проблемами повсеместно в России.
По ее словам, наиболее остро эта проблема проявляется на Северном Кавказе, где правозащитники подвергаются нападкам не только со стороны бюрократии, но и со стороны силовых структур. «Примеров тому десятки, говорит Локшина, и самый свежий связан с похищением представителя общества Мемориал в Ингушетии. Однако и в других регионах России ситуация не многим лучше. Например, в Нижнем Новгороде местные неправительственные организации подвергаются давлению как со стороны регистрирующих органов, так и со стороны других государственных структур, включая МВД и ФСБ».
Татьяна Локшина выделила в отдельную группу случаи насилия по отношению к активистам НПО. Они, по мнению эксперта, также могут считаться частью организованной борьбы, которая ведется сегодня против правозащитников в России. Такие случаи, по ее словам, имели место и в Марий-Эл, и в Саратове, и в Самаре.
Причем эксперты отмечают, что большинство действий, направленных против правозащитников, российские власти осуществляют в строгом соответствии с законом о неправительственных организациях. Просто сам закон написан так, что выполнить все требования властей, не нарушив ни одного пункта, просто невозможно, подчеркивает Кеннет Рот. Кроме того, быть правозащитником в России становится многим не по карману. Президент института «Общественный договор» Александр Аузан привел цифры, доказывающие, что зарегистрировать НПО сегодня дороже и сложнее, чем коммерческие организации.
«Средняя стоимость регистрации НПО в Москве составляет 20 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге и Нижегородской области по 24 тысячи рублей, в Калмыкии 45 тысяч рублей и так далее, а длительность регистрации в большинстве регионов колеблется от 4 до 9 недель. При этом стоимость регистрации НПО превышает стоимость регистрации коммерческих организаций от 40 до 100 процентов, а длительность регистрации больше в 23 раза», сказал Аузан.
Пройти через сито, устроенное властью в 2007 году, смогли не все. Татьяна Локшина, ссылаясь на данные Росрегистрации, отметила, что на 1 сентября 2007 года 2 тысячи 300 организаций исключены из реестра. Кроме того, еще 6 тысяч организаций получили предупреждения, а по закону два предупреждения это основание для ликвидации.
20 февраля 2008 г., dw-world.de
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |