Сетевое единение
Сотрудничество девелопера с консультантом в идеале должно начинаться с разработки концепции торгового комплекса. По словам директора департамента брокериджа коммерческой недвижимости «АРИН» Ольги Корниловой, это позволяет учитывать особенности местных рынков, что становится фактором более правильного позиционирования объекта и получения более высокой доходности. Распространены случаи, когда строительство объекта идет под определенного якорного арендатора. «По такому пути идут продуктовые ритейлеры, открывающие свои гипермаркеты в формате торговых центров, – говорит Катерина Немирова. – Еще один известный пример – «ИКЕА», неотступно следующая за брендом торгового молла «МЕГА». При этом девелоперы, как правило, уже на начальном этапе разработки проекта учитывают требования «якорных» арендаторов к площади помещения, расположению, цене и т. д.Заключение договора сетевого брокериджа и реализация площадей через «одни руки», по мнению экспертов рынка, имеют ряд преимуществ для всех участников процесса. «Для девелопера прежде всего важно стратегическое партнерство с сетями, – считает Дмитрий Золин. – Это не только хорошие деньги за аренду помещения, но и отличная реклама торговому центру за счет известных брендов арендаторов. Во-вторых, успешные марки, в отличие от индивидуального предпринимателя, могут спокойно продержаться на плаву во время раскрутки торгового центра и выплачивать без сбоев установленную арендную плату». Э16bbкономит девелопер и на работе с брокером, а самое ценное в этой экономии – время. «Это особенно важно, если девелопер реализует проекты в разных городах, – считает Ольга Корнилова. – Ведь в противном случае девелопер вынужден подбирать брокеров в каждом регионе, что занимает больше времени и сил». По словам Александры Древской, подписание «пакетных» соглашений с различными арендаторами также позволяет девелоперам спланировать денежные поступления и снизить затраты, связанные с возможным перепроектированием. «Это облегчает брокеридж новых проектов, дает возможность более точно спланировать денежные потоки и привлечь новых, несетевых, арендаторов», – убеждена она.
Для арендаторов сетевой проект – это в первую очередь залог стабильности и узнаваемости торгового комплекса. «Помимо присущего единообразия в архитектурно-планировочных решениях, в сетевом проекте арендаторы получают уже хорошо зарекомендовавшего себя девелопера, а значит – и грамотную концепцию, предсказуемые сроки строительства и соответствующий статус других арендаторов, – полагает Арина Сендер. – Кроме того, при договоре с сетевым девелопером арендатор может добиться существенных скидок. В то же время девелопер иногда может наложить ряд ограничений на вхождение якорных арендаторов своего проекта в другие объекты, расположенные поблизости». По словам руководителя проектного отдела ASTERA St.Petersburg Ольги Земцовой, если компания-арендатор активно развивается, она может принимать предложения сразу на несколько комплексов. «Другой плюс сетевых проектов в том, что для всех их участников сокращается процесс согласования условий сотрудничества, договоров, различной документации. Менеджмент один, и это значительно упрощает процесс управления», – считает эксперт.
9 декабря 2008 г., bn.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |