Творцы на башне
Слово coworking, как и первый коворкинг-офис, придумал и организовал американский программист Брэд Ньюберг в августе 2005 г., оказавшись перед выбором: либо офисная работа с ее определенностью, либо свобода фриланса. «Почему я не могу получить и то и другое?» подумал Ньюберг. Арендовав большое помещение в офисном здании, он предложил использовать его для работы таким же «свободным художникам», как он сам.До просторов СНГ информация о новом явлении докатилась в феврале 2008 г. после статьи в «Нью-Йорк таймс» и буквально взорвала русскоязычное интернет-пространство. За два месяца было объявлено о стартапах десятков коворкингов в России и на Украине. Идея показалась простой и эффективной. Спустя месяц открылся первый коворкинг «Вулык» в Киеве. В России пионером выступил Екатеринбург. Там появилась «Башня».
«Ребята снимают рабочее пространство и оплачивают стоимость аренды: от 2500 руб. за место на диване до 6000 руб. в месяц за полноценный рабочий стол. У меня есть зарегистрированное ООО с юристом и бухгалтером, услугами которых коворкер может пользоваться, так как фрилансеру или владельцу стартующего малого бизнеса невыгодно платить за полноценного бухгалтера, юриста и помещение под офис. Коворкер может войти в состав моего ООО, работать через него», раскрывает схему Глазков.
По словам предпринимателя, инвестиции в проект потребовались до смешного небольшие: 40 000 руб. в месяц на аренду помещения и еще 45 000 руб. на оплату коммунальных платежей и интернет. И те были «размазаны» на 810 месяцев, а потому несущественны. Личные вложения около 300 000 руб. Глазков планирует вернуть за год.
Хозяин «Башни» понимал, что после взрыва интереса последует спад. Прогнозы оправдались. За первые пару месяцев разбежались почти все первые коворкеры. Проект себя не окупал, и Глазков платил за аренду почти в одиночку. Через некоторое время появились новые желающие поработать в «Башне». В сентябре проект вышел на точку самоокупаемости.
Первоначальные ожидания не оправдались и у петербуржца Алексея Найдена: «Я рассчитывал на фрилансеров, зарабатывающих не меньше 50 000 руб., которым было бы несложно заплатить за рабочее место 800010 000 руб. Оказалось, таких немного. А цены на недвижимость в Петербурге не позволяют сделать стоимость рабочего места дешевле. Мы существуем благодаря мелким компаниям, которые арендуют рабочие места. У нас 25 клиентов. Пришлось пересматривать тарифы, добавляя экономичный пакет за 3500 руб. Невостребованными оказались и круглосуточный режим работы, и дополнительные услуги, популярные в западных центрах». Вложения в открытие коворкинг-центра площадью 256 кв. м составили 1 млн руб. Понятно, что за прописанные в бизнес-плане полтора года инвестиции не вернуть. Но Найден сворачивать проект не собирается.
«Три года назад я начал создавать структуру, которая послужила бы опорой для молодых ребят в психологическом и коммерческом плане это Глазков начинает рассказ о венчурном проекте Эффективный человек. В Башне крутятся идеи, общаются, профессионально развиваясь, молодые умы, и я могу им помогать». Преимущество коворкинга, по мнению Глазкова, в синергии: «Такое ощущение, что в нашем случае дважды два не четыре, а 10 или даже 1000». За первые полгода «Башня» реализовала два совместных проекта, идет работа еще над тремя.
В Москве первый коворкинг Co-Pie был запущен в октябре. Владельцы Co-Pie Никита Филиппов и Дмитрий Кузнецов причину отставания столицы видят в высоких арендных ставках и более требовательной аудитории. В Co-Pie цена за место на человека варьируется в зависимости от срока аренды между 9500 Ч 12 000 руб. Офис для компании от четырех до шести мест 50 00070 000 руб. в месяц. В Москве средняя цена годовой аренды 1 кв. м офисного пространства $300600.
Кризис может подстегнуть развитие коворкингов, считают эксперты. По данным коммерческого подразделения ГК «Континент недвижимость», около 50% всех обращающихся сегодня клиентов заинтересованы в уменьшении арендуемых офисов. С этим готов согласиться и генеральный директор «Миэль коммерческая недвижимость» Алексей Бушин, который считает, что само явление появилось по причине минимального числа предложений офисов «мелкой нарезки» (50150 кв. м), в то время как основной объем офисных площадей, предлагаемых в аренду, помещения размером 300400 кв. м.
У Глазкова в планах построить сеть функционально раздельных коворкинг-офисов: «Инжи» под инженерную те1000матику, «Адиум» для проведения семинаров и конференций, «Интро» для приема клиентов «по высшему разряду».
16 ноября 2008 г., vedomosti.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |